Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III




НазваниеТема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Тема урока:Экономическое развитие в годы правления

Александра III

Цель урока: уяснить, что правительство Александра III проводило активные

экономические реформы, направленные на стабилизацию финансовой системы и

ускоренное развитие промышленного производства; показать новые явления

в развитии сельского хозяйства; определить причины относительной отсталости

сельскохозяйственного производства.

План урока: 1. Деятельность Н. Х. Бунге. 2. Экономическая политика

И. А. Вышнеградского. 3. «Золотое десятилетие» русской промышленности.

4. Развитие сельского хозяйства.

Основные знания: сущность экономической политики Александра III; основные

направления экономической политики Н. Х. Бунге; основные направления

экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа

С. Ю. Витте; сущность денежной реформы 1897 г.; новые явления в развитии

промышленности; новые черты в железнодорожной политике; новые черты

в развитии сельского хозяйства; причины отставания сельскохозяйственного

производства.

Основные понятия: протекционизм; таможенный тариф; косвенные налоги;

акцизные сборы; государственная монополия; винная монополия; биржевая

торговля; предприятия «новой формации»; акция.

^ Основные даты: 1881—1887 гг. — деятельность на посту министра финансов

Н. Х. Бунге; 1888—1892 гг. — деятельность на посту министра финансов

И. А. Вышнеградского; 1892—1903 гг. — деятельность на посту министра

финансов С. Ю. Витте; 1897 г. — денежная реформа.

Персоналии: Н. Х. Бунге; И. А. Вышнеградский; С. Ю. Витте.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX

век. — М., 2000; ^ Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику

«История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас

по истории России. — М., 1997.

^ Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н.Отечественное

предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Закон от 28 декабря 1881 г.:

а) запрещал отработочную систему; б) отменял выкупные платежи; в) прекращал

временнообязанное состояние крестьян.

Закон, ограничивающий возможность выхода крестьян из общины, был принят в:

а) 1893 г.; б) 1885 г.; в) 1887 г.

^ Первые «фабричные законы», ограничивавшие эксплуатацию взрослых рабочих,

были изданы:

а) в 1882 г.; б) в 1885 г.; в) в 1891 г.

В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений был издан закон

о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Этот закон:

а) вводил 8-часовой рабочий день; б) ограничивал размер штрафов; в) вводил

фабричную инспекцию.

После чего был отправлен в отставку министр внутренних дел Н. П. Игнатьев:

а) после предоставления императору проекта о созыве Земского собора; б) после

предложения ввести в России конституцию; в) после покушения на императора?

Земские начальники — это:

а) руководители земских собраний; б) руководители земских управ; в) назначаемыеминистром внутренних дел чиновники, осуществляющие административныйконтроль.

По закону о земских участковых начальниках им вменялось в обязанность:

а) следить за исполнением приговоров мирового судьи; б) контролировать

крестьянское самоуправление; в) контролировать работу земских учреждений.

Временные правила о печати 1882 г.:

а) временно отменяли цензурный контроль; б) существенно смягчали цензурную

политику правительства; в) устанавливали жесткий административный контроль

за периодическими изданиями.

Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.:

а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

б) предписывал открывать в городах детские приюты; в) разрешал принимать

в гимназии и университеты детей всех сословий.

Какие изменения произошли в области народного образования при Александре III:

а) упразднена университетская автономия; б) увеличены государственные

ассигнования на университетские нужды; в) созданы специальные высшие учебныезаведения для женщин?

Какие ограничения существовали для еврейского населения:

а) запрещалось заниматься торговой деятельностью; б) запрещалось заниматься

адвокатской деятельностью; в) ограничивалось поступление в высшие учебные

заведения; г) проживание ограничивалось «чертой оседлости»; д) запрещалось

открывать синагоги; е) запрещалось выезжать за границу?
1. Учитель начинает свой рассказ с краткой характеристики экономической

политики Александра III. Затем он спрашивает: как вы думаете, почему

Александр III проводил активную экономическую политику? Почему в отличие

от политической сферы ключевые экономические должности в его правительстве

занимали крупнейшие реформаторы? Подведя итог ответам учащихся, учитель

рассказывает о деятельности Н. Х. Бунге. При этом необходимо организовать

работу с понятиями «косвенные налоги» и «акцизные сборы».
2. Второй вопрос учитель ставит перед учащимися проблему: каковы общие чертыи различия экономических программ Н. Х. Бунге иИ.АВышнеградского
Изучение третьего вопроса проводится , сочетая различные методы:

постановку проблемного задания, объяснение учителя, работу с картой, работу

с документом, заполнение таблицы.

Учитель ставит проблемное задание: определить

новые черты в развитии промышленности России в 90-е гг. XIX в. (записав

в тетрадь).

Переходя к проблеме железнодорожного строительства, целесообразно

предложить учащимся прочитать документ к § 31 и ответить на вопросы к нему.
4. Проблему развития сельского хозяйства учащиеся изучают

самостоятельно путем чтения соответствующего раздела учебника и составления

развернутого плана с одновременным выполнением заданий 5 и 6 в конце параграфа.

Домашнее задание: § 31 учебника и вопросы к нему; задания к документу,

помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины.

Похожие:

Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconУрок истории в 8 классе тема: Экономическое развитие России при Николае I
Цели урока: знакомство с особенностями социально-экономического развития России во второй четверти XIX века
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconТема: «Житие Александра Невского»
Цели урока: познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconУрока Тема раздела, урока
Основные проблемы страны. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Причины и сущность заговора. Основные направления внутренней политики...
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconУрок 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности в первые годы после отмены крепостного права. Финансовая политика и Основные...
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconКалендарно-тематическое планирование по истории России. XIX век. 8 класс
Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconУрока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет
Цель урока: Изучение жизни и деятельности М. В. Ломоносова, развитие интереса к его творчеству
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconОхарактеризуйте реформы и контрреформы Александра III. Какие факторы...
Как изменилась социальная структура российского общества при Александре iii? Охарактеризуйте изменения в крестьянстве и дворянстве....
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconВопросы к экзамену по новой истории стран европы и америки. Ч для...
Вопросы к экзамену по новой истории стран европы и америки. Ч для студентов III курса стационара. 2009/2010 учебный год
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconТест Период правления Александра II
Какие из перечисленных изменений, преобразований были проведены во времена Великих реформ 1860-1870 гг
Тема урока: Экономическое развитие в годы правления Александра III iconУрока Тема урока
Развитие скоростных способностей. Бег 30 метров – на результат. П/игра: «Вызов номеров»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница