Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»




НазваниеМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические указания

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»
Практическое занятие №6

Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» «Управление персоналом»


Москва — 2012

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие №6

Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос
^ Доцент Ковальская М.И.
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»


^ Москва — 2012

УДК

Ковальская М.И. Практическое занятие №6 «Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос». Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». - М.: МИИТ, 2007. - 27 с.

В процессе практического занятия №6 студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: функция спроса, функция предложения, спрос и предложение, равновесная цена, равновесный объем, индивидуальный и рыночный спрос, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, рассчитывать параметры рыночного равновесия, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета, приобретают опыт участия в дискуссиях.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2012


Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №6 «Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос», студенты получают навык самостоятельного определения экономических понятий: функция спроса, функция предложения, спрос и предложение, равновесная цена, равновесный объем, индивидуальный и рыночный спрос, приобретают опыт применения этих понятий в практической жизни, рассчитывать параметры рыночного равновесия, а также учатся представлять результаты своей практической работы в виде отчета.

^ Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.

^ Практическое занятие №6
Тема: «Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос»
Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, овладеть основными экономическими понятиями: функция спроса, функция предложения, спрос и предложение, равновесная цена, равновесный объем, индивидуальный и рыночный спрос, научиться рассчитывать параметры рыночного равновесия, а также уметь применять эти понятия и навыки в практической жизни.
Опорный конспект


6.1. Кривая спроса, функция спроса
Желание покупателей приобрести какой-либо товар, зависит от ряда факторов. К ним относятся:

  1. I – денежные доходы потребителей;

  2. Z – вкусы и предпочтения потребителей;

  3. W – ценовые и дефицитные ожидания;

  4. Psub – цена на товары – субституты;

  5. Pcom – цена на комплементарные товары;

  6. N – количество покупателей;

  7. B – прочие факторы (расходы на рекламу, размер налога на добавленную стоимость, таможенные тарифы и сборы, акцизы и т.д.).

^ Объем спроса – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Зависимость объема спроса QD от определяющих его факторов называется функцией спроса. Эта функция может быть представлена в следующем виде:

QD = f (P, I, Z, W. Psub, Pcom, N, B)

Допустим, что все перечисленные факторы, кроме одного – цены рассматриваемого товара, остаются неизменными. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость называется функцией спроса от цены: QD = f (P)

Где: QD - объем спроса; Р – цена.

Эта зависимость объема спроса от цены может быть изображена графически.

Рисунок 6.1.

Кривая (линия) спроса


^ 6.2. Кривая предложения, функция предложения

Объем предложения - это максимальное количество какого-либо товара, которое согласны предложить продавцы на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся:

  1. Pr – цены факторов производства (ресурсов);

  2. K – применяемая технология;

  3. T – налоги и субсидии;

  4. N – количество производителей (продавцов);

  5. B – прочие факторы (ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики и т.д.).

В общем виде функция предложения может быть записана как:

QS = f (P, Pr, K, T, N, B)

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара, предположить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены: QS = f (P)

Где: QS - объем предложения; Р – цена.

Рисунок 6.2.

Кривая (линия)предложения


^ 6.3. Равновесие спроса и предложения

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. Понятие равновесия рассматривается применительно к рынку одного товара.

Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения. Совместим кривые спроса и предложения на одном графике.

Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, линия SS изображение функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. В этой точке достигается равенство:

QE = QS = QD

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рисунок 6.3.

^ Рыночное равновесие



В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке.

Пусть реальная рыночная цена будет выше равновесной (P.PE). При такой цене избыток предложения (товар никто не покупает) будет оказывать понижающее давление на цену. Производители предпочтут скорее несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса.

Рисунок 6.4.
^

Избыток предложения



Рассмотрим случай, когда реальная цена ниже равновесной (P PE ). В этом случае объем спроса QD окажется выше объема предложения QS (товар станет дефицитным). Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.

Рисунок 6.5.

Избыток спроса (дефицит товара)


Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны.
^ 6.4. Существование и единственность равновесия

Рассматривая равновесие, мы неявно предполагали следующие два допущения:

  • на рынке отдельного товара равновесие существует;

  • равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, в которых эти допущения нарушаются:

    1. Объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены. Например, атмосферный воздух доступен нам в таких количествах, что потребности в нем полностью удовлетворяются при нулевой цене (бесплатно). В этом случае говорят, что атмосферный воздух – свободное благо и считают, что равновесие существует при равновесной цене (PE=0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса (рисунок 6.6).Рисунок 6.6.



2) Цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска. Производство такого товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно. Например, можно сделать автомобиль из чистого золота или мусорный бак из серебра, но продать такие товары будет весьма не просто. В этом случае считают, что равновесие наступает при нулевом равновесном объеме (QE=0), если цена предложения при этом выше цены спроса (рисунок 6.7.).

Рисунок 6.7.



Рассмотрим вопрос о единственности равновесия. Существуют примеры более чем одного сочетания цена – объем, при котором достигается равновесие на рынке.

1) Линия спроса и предложения имеют две общие точки. (например, кривая предложения трудовых ресурсов, рисунок 6.8.).

Рисунок 6.8.



2) Линия спроса и предложения имеют общий отрезок, равновесие устанавливается при любой цене в интервале P1 – P2,равновесие устанавливается при любом объеме в интервале Q1 – Q2.

Рисунок 6.9.


В обществе всегда имеются силы, которые хотели бы повлиять на цену неэкономическими методами. Допустим, равновесная цена товара увеличилась. Потребителям приходится сокращать свои покупки и надеяться на снижение цен в будущем.

Но есть и другой иллюзорно простой путь – запретить продавцам повышать цены. Ввести максимальную цену, и проблемы решены. Пример, 1348 г., Англия, эпидемия чумы, сокращение предложения рабочей силы, но правительство в интересах феодалов выпустило указ о том, чтобы зарплата сохранилась на уровне «до эпидемии». Работники отказывались работать и отправлялись «в бега», несмотря на наказания, а феодалы, несмотря на штрафы, нелегально платили зарплату выше установленной. Посмотрим на эту проблему с точки зрения экономической теории (рисунок 6.10). Если вводится максимальная цена, призванная защищать интересы покупателя, она ниже равновесной, следовательно, при этой цене объем спроса выше объема предложения. Результат – покупатель, которому не досталось, продавец, который не хочет продавать. Если же они совершают полюбовную сделку, то по более высокой цене. Нетрудно понять к каким социальным последствиям приводит такая ситуация.

Рисунок 6.10.

Последствия введения максимальной цены.


Если устанавливается цена выше равновесной (рисунок 6.11), то объем предложения будет превышать объем спроса. У производителей возникают проблемы с реализацией товаров. (Политика США по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции).

Рисунок 6.12.

Последствия введения минимальной цены.


^ 6.5. Индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными, и связаны со многими факторами. Это: уровень доходов, предпочтения и вкусы, национальные традиции, половозрастные различия, уровень образования, доля затрат товара в бюджете потребителя и т. д. Поэтому конкретная форма зависимости объема спроса от цены у отдельных потребителей может различаться.



Рисунок 6.13.
^

Линии спроса отдельных потребителей.





При любом значении цены на рынке, объем спроса каждого покупателя это соответствующее данной цене количество товара, которое потребитель считает для себя необходимым и желательным. В этом проявляется суверенитет потребителя.

^ Объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.

Суммарный спрос трех потребителей А, Б, В может быть представлен в табличном и графическом виде.

Таблица 6.1.
^

Суммарный спрос


Цена (Р), руб.

Индивидуальный спрос


Рыночный спрос

QA

QБ

QВ

6 и более

0

0

0

0

4

10

0

0

10

2

20

20

0

40

0

30

40

40

110

Потребитель А при цене свыше 6 руб. полностью отказывается от покупки товара, а более 30 единиц товара ему не нужны ни при какой цене сколь мала она ни была. Для простоты будем считать, что зависимость объема спроса от цены имеет линейный характер. Кривые спроса для потребителей Б и В имеют тот же смысл.
^

Суммирование спроса



Темы для обсуждения:
1. Покажите на графиках, как отразятся на модели спроса и предложения молока следующие события:

А) Придя в магазин, пенсионерка обнаружила. Что молоко по новой более высокой цене ей не доступно.

Б) После повышения заработной платы госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров.

В) В результате рекламной компании население стало предпочитать молоку кока-колу.

Задачи:
1. На основании данных таблица определите равновесную цену товара, равновесный объем продаж.


Цена, руб.

Объем спроса, млн. шт. в год

Объем предложения, млн. шт. в год

80

9

3

100

8

5

120

7

7

140

6

9

160

5

11

Каков будет объем продаж при цене 100 руб.?

Каков будет объем продаж при цене 140 руб.?

^

2. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:


QD = 2400 – 100×Р

QS = 1000 + 250×Р

Где: Q – количество обедов в день

Р – цена обеда в денежных единицах

А) вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене

Б) Заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 денежные единицы за обед. В) Охарактеризуйте последствия такого решения.

Г) Изобразите решение задачи графически
Решение:

А) 2400-100×Р = 1000 + 250×Р, отсюда: РE = 4 денежные единицы, QE = 2400-100×4 = 2000 обедам в день

Б) Если цена обеда составит 3 денежные единицы, т.е. ниже равновесной, то спрос превысит предложение. Количество обедов, которое столовая сможет предложить при такой цене: QS (3) = 1000 + 250×3 = 1750 обедов в день. Спрос на обеды при такой цене составит: QD (3) = 2400 – 100×3 = 2100 обедов в день

В) Таким образом, при цене 3 денежные единицы будет продано на 2000 – 1750 = 250 обедов в день меньше, т.е. дефицит обедов составит 2100 – 1750 = 350 обедов в день.

Г) Графическое решение задачи №2 имеет вид:



3. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 2500 – 200×Р

QS = 1000 + 100×Р

А) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 денежные единицы.

В) Охарактеризуйте последствия такого решения.

Г) Изобразите решение задачи графически
4. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 600 – 25×Р

QS = 100 + 100×Р

А) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Изобразите решение задачи графически.
5. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 600 – 100× Р

QS = 150 + 50× Р

А) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Изобразите решение задачи графически.
6. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 7 – Р

QS = -5 + 2×Р

А) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

Б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 денежные единицы.

В) Охарактеризуйте последствия такого решения.

Г) Изобразите решение задачи графически.
7. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 1000 – 40×Р

QS = 300 + 30×Р

А) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара

Б) Государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 денежных единиц.

В) Охарактеризуйте последствия такого решения.

Г) Изобразите решение задачи графически.
8. Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями:

QD = 4 – Р

QS = - 5 + Р

А) Изобразите графически линии спроса и предложения данного товара

Б) Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара.

В) Охарактеризуйте результаты полученного решения.
9. Студенты собираются готовить абитуриентов к поступлению в институт. Для этого им необходимо приобрести лицензию. Каждый готов заплатить за лицензию следующую цену (денежных единиц) не более:

Юра

700

Оля

900

Катя

800

Маша

300

Саша

800

Владислав

500

Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.

Решение:

Р

900
800
700
600
500
400
300
200
100
10. Шесть подружек проголодались и решили купить по пирожку. При этом каждая из них готова была заплатить следующую цену:

Маша

9

Даша

2

Света

5

Таня

5

Наташа

6

Галя

3

Изобразите кривую спроса группы подружек.

^ Требования к отчету по практическому занятию №6
Отчет по практическому занятию №6 «Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Краткое изложение собственного мнения по обсуждаемым темам

  4. Решения задач



Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-ое изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 560 с.

  3. Сборник задач по микроэкономике. К «Курсу микроэкономики» Нуреева Р.М. – М.:Норма, 2006. - 432 с.

  4. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с. – (Университеты России).

  6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 544 с.

  7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 288 с.


Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №6
Тема: «Спрос и предложение, определение равновесной цены и объема. Индивидуальный и рыночный спрос»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия


Содержание


Предисловие

4

Структура методических указаний

4

Опорный конспект

5

Темы для обсуждений

19

Задачи

19

Требования к отчету по практической работе №6

24

Список рекомендуемой литературы

24

Приложение титульный лист (образец)

25


Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Практическое занятие №6

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»
для студентов специальности

«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

Москва, МИИТ, ИТТСУ.

Электронное издание



Похожие:

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Практическое занятие №1. Методические указания к проведению...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к проведению лабораторных работ. Специальность...
Методические указания предназначены для оказания методической помощи студентам 4-го курса при выполнении лабораторных работ по курсу...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к практическому занятию по дисциплине «Основы...
Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Основы автоматики и теория устройства технических систем» для курсантов...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания к лабораторному практикуму по дисциплине «Основы...
Методические указания к лабораторному практикуму по дисциплине «Основы автоматики и теория устройства технических систем» для курсантов...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельных...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования «профессиональное училище...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информатика и икт»
Методические указания предназначены для студентов первого курса всех специальностей, изучающих дисциплину «Информатика и икт»
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Управление бизнес-процессами»
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «Управление бизнес-процессами» для студентов направления «Управление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница