Примерный тематический план




НазваниеПримерный тематический план
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипТематический план
  1   2
МИКРОЭКОНОМИКА

Весна 2007

Преподаватель: Коваленко Анатолий Владимирович,

кафедра теоретической и институциональной экономики экономического факультета Белгосуниверситета

аkоvаl@tut.bу

ЦЕЛИ И ОПИСАНИЕ КУРСА

Микроэкономический анализ представляет собой наиболее строгую и систематизированную методологию экономического анализа. Его изучение призвано дать понимание тех мотивов, которые лежат в основе принятия решений фирмами и домашними хозяйствами, а также принципов, которыми руководствуются правительственные учреждения при выработке основных направлений экономической политики. В основе курса микроэкономики лежит использование базового экономического подхода, а также поиск методов идентификации затрат и выгод. Изучение курса направлено на познание механизма функционирование рынка и выявление предпосылок его неэффективности.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСА

Три занятия в неделю (6 академических часов) - обычно 2 лекции (всего 54 часа за семестр) и практическое (семинарское) занятие (всего 28 часов за семестр). По всем темам курса студенты должны сдать выполненные домашние задания. Кроме того, студенты должны выполнить один промежуточный и один заключительный тест с заданиями множественного выбора.

^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Изучаемая тема

Всего часов

Кср (ф.к.)





лекц.

сем.



1.

Введение в микроэкономику. Основы теории спроса и предложения

2

2

(д.з.)

2.

Теория поведения потребителя

6

4

2 (д.з.)

3.

Рыночный спрос и его эластичность

4

2

2 (д.з.)

4.

Функция производства и технология

4

2

2 (д.з.)

5.

Издержки производства и прибыль

4

4

2 (д.з.)

^ Промежуточный тест

6.

Структура рынка. Предложение на конкурентных рынках

6

2

2 (д.з.)

7.

Монополия

4

2

2 (д.з.)

8.

Олигополия и монополистическая конкуренция

6

2

2 (д.з.)

9

Рынки факторов производства

6

4

2 (д.з.)

10.

Общее равновесие и эффективность

6

2

2 (д.з.)

11.

Предпосылки рыночной неэффективности и пути ее преодоления

6

2

2 (д.з.)

^ Заключительный тест




Всего

54

28

20

ОЦЕНИВАНИЕ

Суммарный балл за курс складывается из оценки преподавателем активности студента на семинарских занятиях (20%), оценок за выполнение домашних заданий (20%), промежуточного теста (30%) и заключительного теста (30 %). Наивысшим может быть результат в 100%. Результат в процентах соответствует следующим оценкам по десятибалльной шкале:


10

9

8

7

6

5

4

3

2

>95%

>90%

>85%

>80%

>70%

>60%

>50

<50%

<40%

ЛИТЕРАТУРА

  1. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Пер с англ. - М.: «Финансы и статистика», 1992.

  2. Пиндайк Р. С, Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. - М: Дело, 2000.

  3. Франк Р. X. Микроэкономика и поведение. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 28-57.

  4. Нуреев Р.М. Курс Микроэкономики: Учебник для вузов. - 2-е изд. изм. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

  5. Кац М. Микроэкономика. - Мн.: Новое знание, 2004.

  6. Коваленко А.В. Микроэкономика: Учебно.-метод. Комплекс - Мн.: БГУ, 2003.



Тема 1. Основы теории спроса и предложения

Вопросы для обсуждения

  1. Рыночные операции. Спрос и предложение.

  2. Рыночное равновесие и его характеристики.

  3. Изменения в рыночном равновесии. Влияние экономической политики правительства на равновесную цену и равновесный объем.

Проблемы и упражнения

1. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений в спросе и (или)
предложении на равновесную цену и равновесный объем на конкурентном рынке.
Подтвердите свои утверждения графически.

  • предложение сокращается, спрос остается неизменным;

  • спрос сокращается, предложение остается неизменным;

  • предложение увеличивается спрос остается неизменным;

  • спрос повышается, предложение остается неизменным;

  • спрос повышается, предложение увеличивается;

  • предложение увеличивается, спрос сокращается;

  • спрос повышается, предложение сокращается;

  • спрос сокращается, предложение сокращается.

2. Предположим, что кофе является заменителем чая для потребителя, а сливки -
дополняет чай в потреблении.

Что произойдет с ценой на сливки, если государство установит верхний предел цены на чай? Поясните свой ответ на графике.

Что произойдет с ценой на кофе, если государство установит верхний предел цены на чай? Поясните свой ответ на графике.

  1. Как известно, существуют большие сезонные колебания в потреблении некоторых благ, например, фруктов или квартир (коттеджей) в зонах отдыха. Объясните, почему цены фруктов в период наибольшего потребления снижаются, а цены сдаваемого внаем жилья - растут.

  2. Объясните, пользуясь инструментами экономической науки, что происходит на рынке, описанном в газетной заметке.

«Цены на рыбу в этом сезоне упали до такого низкого уровня, который продавцы рыбы назвали «катастрофическим». И все потому, что из-за жесточайшей засухи урожай картофеля в этом году был крайне низким».

5. Кривая спроса на штучный товар в небольшом городе описывается уравнением:
QD = 600 - 2Р, где QD - объем спроса за месяц, Р - цена. Кривая предложения товара
описывается уравнением: Qs = 300 + 4Р, где Qs - объем предложения за месяц.

Определите равновесную цену и равновесный объем товара.

Какими будут равновесная цена и равновесный объем товара, если будет введен потоварный налог в размере 10 денежных единиц, который выплачивает продавец?

Какими будут равновесная цена и равновесный объем товара, если будет введен потоварный налог в размере 10 денежных единиц, который выплачивает покупатель?

Какими будут равновесная цена и равновесный объем товара, если будет выплачиваться потоварная субсидия в размере 10 денежных единиц, которую получает продавец?

Какими будут равновесная цена и равновесный объем товара, если будет выплачиваться потоварная субсидия в размере 10 денежных единиц, которую получает покупатель?

Тесты

1. Изменение дохода потребителя приводит к:

а) движению вверх по кривой спроса;

б) движению вниз по кривой спроса;

в) сдвигу кривой спроса;

г) изменению предпочтений потребителя.

2. При построении кривых спроса и предложения мы исходим из того, что основным
параметром, оказывающим влияние на решение о покупке и производстве, являются:

а) цены;

б) ожидания;

в) предпочтения;

г) доходы.

3. Что из следующего не приведет к сдвигу кривой спроса на говядину?

а) ознакомление потребителей с результатами исследования, согласно которым
потребление говядины увеличивает содержание холестерина;


б) снижение рыночной цены крупного рогатого скота;

в) эффективная рекламная компания производителей свинины;

г) изменения доходов потребителей говядины.

4. «В 1994 году компания Форд продала 500,000 Эскортов по цене в среднем $7,200
за автомобиль; в 1995году - 600,000 Эскортов по цене $7,500 за автомобиль». Эти
данные свидетельствуют о том, что:

а) между 1994 и 1995 годами спрос на Эскорты уменьшился;

б) эскорты - худшие товары;

в) между 1994 и 1995 годами спрос на Эскорты увеличился;

г) мы имеем дело с отклонением от закона спроса.

5. Спрос на большинство товаров изменяется в соответствии с доходами
потребителей. Такие товары экономисты называют:

а) дополняющие товары;

б) конкурентоспособные товары;

в) худшие товары;

г) нормальные товары.

Темы для рефератов и дискуссий

  1. Влияние налогов на рыночное равновесие.

  2. Влияние квот и тарифов на характер конкуренции.

3. Методы неценового нормирования и его последствия.

4. Методы государственного регулирования цен и его последствия.

Тема 2. Теория поведения потребителя

Вопросы для обсуждения

  1. Функция полезности и кривые безразличия. Карта кривых безразличия.

  2. Доход потребителя, цены и бюджетное ограничение.

  3. Равновесие потребителя и его условия.

4.Кривая «доход-потребление», кривая Энгеля и кривая «цена-потребление». Получение Кривой спроса.

5. Влияние изменения цен на доход потребителя и взаимозаменяемость товаров в «потребительской корзине»

Проблемы и упражнения

1. Адам Смит писал: «Нет ничего более полезного, чем вода, но на нее едва ли
можно чего-нибудь купить; вряд ли что-нибудь можно выменять на воду. Наоборот,
полезность алмаза для использования невелика, но за него можно выменять большое
количество различных товаров».

Объясните. Почему это так?

2. Функция совокупной полезности товара для индивидуума задана уравнением:
ТU=100Q+150Q2-2Q3.

Составьте уравнение предельной полезности.

Постройте графики функций совокупной и предельной полезности и объясните, как изменяется полезность товара для потребителя.

Какова будет величина совокупной полезности и величина предельной полезности при потреблении 5 единиц товара?

При каком примерно потреблении начнется уменьшение функции МU?

При каком примерно потреблении будет достигнута точка насыщения индивидуума.

3. При помощи кривых безразличия покажите структуру вкусов и предпочтений из
приведенных ниже высказываний.

«Ни за какие деньги не соглашусь есть сырых устриц».

«Что толку в сигаретах, когда нет огня».

«С равным удовольствием я ем вареных крабов и нежное филе».

«Что толку в деньгах, если их не брать с собой и не расходовать».

4. Допустим, что уравнение кривой безразличия для потребителя имеет вид: ХY=48,
где X - количество товара X, Y - количество товара Y, 48 - количество удовлетворения (в
ютилях).

Графически покажите форму и положение такой кривой безразличия.

Определите потребительский МRSху при Х=4, а Y=12.

Допустим, что цена X равна $10 за единицу, а цена Y равна $4 за единицу. Составьте уравнение линии бюджетного ограничения при доходе потребителя в $20. Каков наклон данной линии бюджетного ограничения? Что изменится при увеличении дохода до $30. Покажите на графике точку касания кривой безразличия ХY=48 и линии бюджетного ограничения при РX=$10 и РY=4. Каким должен быть доход потребителя, чтобы при данных ценах получить 48 ютилей удовлетворения.

5. Графически покажите эффекты дохода и замещения для низшего товара в случае
парадокса Гиффена при увеличении цены.


Тесты

  1. Общая полезность снижается, когда предельная полезность:

а)уменьшается;

б) увеличивается;

в) является величиной положительной;

г) является величиной отрицательной.

2. Если общая полезность максимальна, то предельная полезность:

а) отрицательна;

б) положительна и возрастает;

в) равна нулю;

г) положительно, но снижается.

3. Чтобы максимизировать полезность потребитель должен так распределить весь
свой доход, чтобы:

а) эластичность спроса для каждого купленного изделия была одинаковой;

б) предельная полезность, полученная на каждый доллар, была равна для всех
покупаемых товаров;


в) совокупная полезность, получаемая от каждого покупаемого товара, была
одинаковой;


г) полезность последней единицы каждого покупаемого товара была одинаковой.

4. Если предельная норма замещения равна 4, независимо от уровня потребления,
то это предполагает, что:

а) товары являются совершенными заменителями;

б) товары совершенно дополняют друг друга;

в) кривая безразличия характеризуется, уменьшающейся предельной нормой
замещения;


г) кривая безразличия выпукла к началу координат.

5. Эффект замещения более значителен, чем эффект дохода и действует в
противоположном эффекту дохода направлении в том случае, если:

а) при снижении цены товара потребитель покупает его больше;

б) при росте доходов потребителя количество приобретаемого им товара
уменьшается;


в) приросте цены товара потребитель приобретает его больше;

г) потребитель отказывается от потребления низших товаров в пользу нормальных
товаров.


Темы для рефератов и дискуссий

  1. Форма кривой безразличия и ее экономическая интерпретация.

  2. Кривая безразличия как способ объяснения выбора потребителя.

  3. Влияние неценового нормирования на благосостояние потребителя.

  4. Неденежные доходы и их влияние на потребительский выбор.

  5. Эффекты цены и возможности регулирования дефицита.



  1   2

Похожие:

Примерный тематический план iconПримерный тематический план для пв 4 курс дневной формы получения...
Примерный тематический план для пв 4 курс дневной формы получения образования на 2013-2014 уч год
Примерный тематический план iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Математика, психология, интеллект, автор Э. Г. Гельфман, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего...
Примерный тематический план iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Математика, психология, интеллект, автор Э. Г. Гельфман, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего...
Примерный тематический план iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану для 5-8...
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1–9 классы общеобразовательной школы»...
Примерный тематический план iconПояснительная записка Учебно-тематический план по активизации речи...
Учебно-тематический план по активизации речи детей на краеведческом материале
Примерный тематический план iconУчебно-тематический план занятий

Примерный тематический план iconТематический план дисциплины «Бухгалтерское дело»

Примерный тематический план iconКалендарно тематический план по истории в 5 классе №

Примерный тематический план iconУчебно-тематический план предмета «Музыка»

Примерный тематический план iconУчебник: Касьянов В. А. Физика 10. Учебно-тематический план

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница