Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона




НазваниеМежотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к ВТО для экономики региона

А.В.Егорова, Д.Г.Егоров
Проблема оценки последствий присоединения России к Всемиронй торговой организации (ВТО) активно обсуждалась последние годы на страницах ряда ведущих российских экономических журналов (см., например, ряд материалов РЭЖ за 2002 г.). Как отмечает Ю.Петров, «присоединение России к ВТО сопоставимо по своим социально-политическим и геополитическим последствиям с распадом СССР и либерализацией российской экономики в начале 90-х годов» [Петров, 2002, с. 28]. Безусловно, проблема присоединения (неприсоединения) к ВТО должна решаться прежде всего на федеральном уровне; тем не менее, проблема эта заслуживает рассмотрения и на уровне региональном.

По сравнению с другими регионами России (в частности, Сибирью и Дальним Востоком), для Мурманской области не так значимы проблемы, связанные с требованиями ВТО к России в области либерализации доступа иностранных рабочих на рынок труда. Однако, как регион с ярко выраженной сырьевой ориентацией и высокой энергоемкостью большей части продукции, Мурманская область чувствительна к изменениям в экономической конъюнктуре, связанной с требованиями ВТО, касающимися экспортно-импортного регулирования, и особенно выравнивания внутренних и мировых цен на энергоносители. В то же время, общая неравновесность российской экономики порождает серьезные методические проблемы для такого рода оценок (как на федеральном, так и на региональном уровне): «Какие, скажем, цены на продукцию и ресурсы следует использовать для определения конкурентоспособности производств в сценариях присоединения или неприсоединения к ВТО? Мировые или внутренние? Если вторые, то пересчитанные по какому курсу рубля? Отсутствие ответов на эти вопросы, наверное, - одна из причин того, что до настоящего времени не существует каких-либо официально подтвержденных количественных оценок отраслевых последствий присоединения к ВТО…» [Петров, 2002, с. 28]. Конкретно для Мурманской области проблема усугубляется тем, что значительный объем ее экспорта приходится на такие виды сырья (цветные металлы, минеральные удобрения), конъюнктура которых подвержена резким и малопредсказуемым колебаниям. Это позволяет использовать сравнительное планирование в текущих ценах (как внутренних, так и мировых) только при краткосрочных оценках.

В связи с вышеизложенным в настоящей работе мы предлагаем методический подход к оценке последствий присоединения России к ВТО для экономики Мурманской области, основывающийся на построении межотраслевых балансов (электронных таблиц «затраты-выпуск») в натуральных единицах (по всем отраслям, допускающим такой подход). Впрочем, и при использовании денежных единиц (характеризующих отрасли, продукцию которых объективно сложно выразить в натуральных показателях в силу ее несоизмеримости – как, например, строительство) в балансе должно фиксироваться перемещение реальных активов, а не виртуальное перемещение финансов. Такая таблица наглядно отображает взаимосвязь затрат сырья, энергии и трудовых ресурсов с выпуском конечного продукта в экономике региона, и позволяет легко количественно оценивать те или иные стратегические альтернативы для экономики области, путем подстановки различных уровней топливно-сырьевых цен (в зависимости от степени сближения внутренних и мировых цен, и динамики ценовых пропорций между продукциями отдельных отраслей).

В качестве первого шага в реализации этой идеи мы представляем разработанный нами межотраслевой баланс (МОБ) Мурманской области по состоянию на 2000 год (таблица 1).

^ Методические комментарии к таблице 1. Конкретные формы представления МОБ могут сильно варьировать в зависимости от задачи исследования. В данном случае задача: оценить конкурентоспособность экономики области в целом при переходе к расчетам в мировых ценах. Несмотря на различную ведомственную подчиненность (формы собственности), предприятия области имеют общую региональную энергетическую систему, социальную инфраструктуру; резкое изменение диспропорций в каком-либо одном секторе экономики области скажется и на всех остальных. В связи с этим мы считаем возможным рассматривать регион как единое целое, включая в таблицу МОБ и социальную инфраструктуру (которая является отраслью, воспроизводящей рабочую силу). Таким образом, в рамках нашего подхода мы не рассматриваем проблем, связанных с отношениями между федеральным центром и регионами, различий форм собственности, налоговой системой, таможенным законодательством, и др. (все это может быть предметом отдельных исследований). В рамках данного подхода III квадрант МОБ редуцируется (в конечном счете промышленные предприятия оплачивают не только зарплату своих работников и издержки производства, но – через выплату налогов, - и содержание всех прочих жителей области, а также социальной инфраструктуры). Функции III квадранта частично выполняют строки №№ 1 и 10, описывающие воспроизводство рабочей силы.

Серьезной проблемой при построении МОБ различных уровней служит фрагментарность статистики: «Статистическая база анализа и прогнозирования до последнего времени остается главным препятствием для построения экономико-математических моделей современной российской экономики… проблема современной статистической базы состоит не только в низком качестве и ненадежности исходной информации, но и в крупных методических ошибках при формировании основных макроэкономических показателей…» [Узяков, 2000, с.20-21].

Вышеприведенная сентенция, к сожалению, в значительной степени относится и к доступной нам статистической базе по экономике Мурманской области: зачастую не вполне согласованной как по отдельным позициям внутри одного справочника (особенно это характерно для данных по энергетике), так и между различными изданиями; частично информация просто не приводится (в частности, по цветной металлургии). Ниже мы построчно описываем источники и степень достоверности данных. Впрочем, на данном этапе исследований мы преследуем в основном методические задачи, которые можно решать и на основе не слишком строгих статистических данных. В дальнейшем, если предлагаемый нами подход будет востребован при принятии конкретных решений (разработке рабочих прогнозов развития области) – точность статистических данных можно будет увеличить, и приблизить их к современному моменту. Выбор базисным 2000-го года есть компромисс между полнотой доступной статистики и близостью к настоящему моменту – за последние 2 года принципиальных потрясений в экономике области не происходило, что позволяет предположить отсутствие серьезных изменений и в матрице МОБ.

В таблице 1 экономика региона агрегирована в 11 отраслей. 90 % грузооборота автомобильного транспорта приходится на автотранспорт отраслей промышленности, в силу чего мы учитываем расходы по нему в соответствующих отраслях, а оставшиеся 10 % - в строке «социальная инфраструктура». Грузооборот воздушного транспорта пренебрежимо мал, в силу чего не учитывался.

Столбец «Внутреннее потребление»: сумма столбцов 1-11; характеризует суммарное использование продукции отраслей (по строкам) во всех других отраслях экономики региона;

Столбец «ВРП» (внутренний региональный продукт) = внутреннее потребление + экспорт – импорт. Под экспортом подразумеваются поставки за пределы области, в том числе и в другие регионы РФ (столбец «экспорт» можно переименовать в «чистый продукт»). Импорт также понимается как любое поступление материальных активов в регион, как из РФ, так и из-за рубежа. строка 1 «социальная инфраструктура» – в нее агрегированы отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги населению, за исключением железнодорожного и морского транспорта: ЖКХ + торговля + управление + связь + культура + наука + образование + здравохранение + финансы. Ее выпуском в экономику являются трудовые ресурсы; соответственно, данная строка содержит данные по численности работников в отраслях экономики региона. В колонке «ВРП» - общее число трудоспособного населения, в колонке «экспорт» - численность избыточных трудовых ресурсов (превышение общего числа трудоспособного населения над занятым в экономике). Общее количество населения принимается равным 820 тыс. чел (то есть в рамках модели мы не рассматриваем закрытые административно-территориальные образования МО РФ). Источники данных: [(Дидык, Рябова, 2002, с. 7; Города…, 2001).

строка 2 – описывает региональную структуру потребления топлива: как непосредственного потребления технологического и моторного топлива, так и в виде поставок тепла. Источники данных: (Баранник и др, 2002; Потребление…, 2000).]. Общая сумма 4159 тыс. тут складывается из 3900 тыс. тут, потребляемых в регионе, и 259 тыс. тут – заправка топливом морских судов за рубежом. Собственной топливной промышленности регион в настоящее время не имеет, в силу чего ВРП по данной строке отсутствует. Статистика по тепло- и топливо-потреблению региона наименее полная, разбиение потребления по отраслям промышленности нам найти не удалось. Вследствие этого распределение потребления топлива по отраслям было проведено на основе грубой оценки данных по тепло- и топливо-потреблению основных промышленных узлов Мурманской области [Баранник и др., 2002, с.9).

строка 3 – описывает региональное потребление электроэнергии. Источник данных: (Базовые…, 2002). Промышленное потребление электроэнергии разбито по отраслям по аналогии с 1999 годом (Потребление…, 2000). Довольно значительную часть электроэнергии область экспортирует. Примерно половина электроэнергии вырабатывается Кольской АЭС, что требует импорта урана. Объем этого импорта оценен нами на основе данных Тарханова, Бойцова (2001).

строки 4-7 – не содержат данных по внутреннему потреблению, так как фактически вся продукция горно-металлургического комплекса идет на экспорт (исключение – незначительное по отношению к объему добычи внутри-областное потребление рыбы). Источник данных: (Базовые…, 2002). Объем выпуска меди и никеля оценен, отталкиваясь от данных за 1996 год (Проблемы, 1996) с опорой на имеющиеся в статистических стравочниках цепные проценты (выпуск по отношению к прошлому году). Часть меди и никеля производится в Мурманской области из файнштейна, импортируемого из Норильска; данные по объему этих поставок: (Российская…, 2001, с. 71). Целиком на привозном сырье работает и производство алюминия.

строка 8 – описывает работу морского транспорта (без атомного ледокольного флота – в настоящее время убыточного, и содержащегося за федеральный счет). Источник данных по общему объему перевозок (Базовые…, 2002) (заметим, что по морскому транспорту данные разных источников также очень сильно рознятся). Объем морских перевозок по отраслям промышленности оценен исходя из соответствующих объемов экспорта с учетом дальности перевозок (данные любезно предоставлены В.В.Дидыком).

строка 9 – железнодорожный транспорт. Источник данных (Базовые…, 2002). 1 человеко-км (всего в 2000 году было перевезено пассажиров 667 млн. тонно-км) принимается примерно равным 1 тонно-км.

строка 10 – производство потребительских товаров. в эту строку баланса агрегированы сельское хозяйство, легкая, лесная, пищевкусовая, мукомольная промышленность, и другие. Источник данных (Базовые…, 2002). Счет по данной и следующей строкам идет в денежных единицах (в силу чрезвычайной разнородности продукции этих отраслей). За исключением небольшого экспорта изделий из древесины, продукция этих отраслей потребляется населением области. При этом внутренний продукт обеспечивает около 10 % потребления, и большую часть продовольственных и непродовольственных товаров область импортирует. Оценка импорта складывается из суммы вывоза денег за пределы области (совокупная зарплата – совокупные расходы = 7200 млн. руб) и торгового оборота за вычетом торговой наценки (она учтена в строке 1), внутреннего потребления рыбы и совокупного ВРП по строке 10.

строка 11. Строительство и производство строительных материалов, а также машиностроение и металлообработка агрегированы в единую отрасль как образующие основные фонды. Источник данных (Базовые…, 2002). Внутриобластное машиностроение и металлообработка более чем наполовину представлено судоремонтом; машины, механизмы и оборудование область почти целиком импортирует. В данной строке приведены величины инвестиций по отраслям, что является, конечно, минимальной оценкой – ибо, помимо капитального ремонта и установки нового оборудования, производство предполагает и текущее материальное снабжение (данных по которому в нашем распоряжении нет). Впрочем, эта минимальная оценка не является и слишком заниженной – главной частью текущего материально-технического снабжения является топливо, учитываемое в строке 2. В то же время, последние 10 лет инвестирование в хозяйство региона было явно недостаточным (Дидык, Рябова, 2002). Для иллюстрации этого в последней строке баланса мы справочно приводим данные по величинам основных фондов- за исключением цветной металлургии, инвестиции по отраслям составляют сумму, значительно меньшую 10 % оценки основных фондов – что означает, что фактически происходит эксплуатация вложений предшествующих периодов, без адекватного восстановления производственной базы.

Выводы. безусловно, отображенный в таблице 1 МОБ предполагает дальнейшую работу – связанную, в первую очередь, с увеличением точности статистической информации, лежащей в его основе. Следует также отметить, что в ближайшие годы, в связи с возможной разработкой месторождений нефти и газа Арктического шельфа структура экономики региона может претерпеть большие изменения (в частности, вероятно снятие зависимости от импорта топлива, и уменьшение избыточности трудовых ресурсов в связи с их вовлечением в развитие ТЭК). Это, конечно, также потребует корректировки МОБ региона. Также целесообразно отображение в МОБ выплат за пользование недрами и на восстановление окружающей среды. тем не менее, уже сейчас анализ МОБ региона дает возможность, путем подстановки в колонки «экспорт» и «импорт» тех или иных векторов цен и тарифов оценивать возможные изменения конкурентоспособности региона при дальнейшем открытии экономики. Оценка перспектив отдельных отраслей экономики предполагает обращение к рассчитываемым на основе МОБ матрицам коэффициентов прямых (см. таблицу 2) и полных затрат (получаемых инверсией матрицы затрат прямых). Главная же цель нашего исследования по состоянию на сегодня – демонстрация принципиальных возможностей методологии МОБ для целей прогнозирования – преставляется достигнутой.

Исследования проводятся при поддержке Международного научного фонда экономических исследований академика Н.П.Федоренко.

Литература


  1. Базовые отрасли экономики Мурманской области, 2002. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Мурманский областной комитет государственной статистики / Мурманский облкомстат, 2002 – 104 с.

  2. Баранник Б.Г., Калинина Н.В., Туинова С.С. Прогнозирование энергопотребления региона на примере Мурманской области // Методы и средства для исследований региональной энергетики. Апатиты: ИПЭС КНЦ РАН, 2002. С. 7-21.

  3. Города и районы Мурманской области / Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Мурманский областной комитет государственной статистики / Мурманский облкомстат, 2001 – 135 с.

  4. Дидык В.В., Рябова Л.А. Десятилетие рыночных реформ: обзор социально-экономических процессов в Мурманской области // Север и рынок. № 3 (9), 2002. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН. С. 4-16.

  5. Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) // РЭЖ, № 11-12, 2002. С. 16-42.

  6. Проблемы стабилизации социально-экономического положения на северо-западе и европейском севере России. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 1998.

  7. Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов в Мурманской области в 1990-1999 годах. Мурманск: мурманский комитет Госстатистики, 2000. 70 с.

  8. Российская Арктика. Справочник для госслужащих. М.: Дрофа, 2001. 344 с.

  9. Тарханов А.В., Бойцов А.В. Уран: ресурсы, производство, потребление // Минеральные ресурсы России. № 4, 2001.

  10. Узяков М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики // Проблемы прогнозирования. № 2, 2000. С. 20-33.

Похожие:

Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconВопрос 57 Проблемы вступления РФ в вто
Участие в вто дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к вто. Конкретными...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconЭта рабочая тетрадь подготовлена автором для того, чтобы помочь тебе...
Родины Мурманской области. Тетрадь дополняет учебный комплект по курсу «География Мурманской области», 8-9 классы. Все материалы,...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconПланирование развития на основе межотраслевого баланса (на примере Мурманской области)
Наше название: модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально-экономических стратегий развития Северных регионов...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона icon57. Проблемы вступления России в вто
В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона icon«Плюсы и минусы вступления России в вто»
России филиалы. Присоединение России к вто создаёт более благоприятные условия для доступа отечественного товара и услуг на мировой...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона icon57. проблемы присоединения россии к вто
Россия не сможет защитить рынок товаров и услуг в случае облегчения доступа иностранных товаров на наш рынок
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconЭнергофинансовый баланс как инструмент анализа энергоэффективности
Основой для составления такого баланса является сводный энергобаланс по всем видам тэр в т у т., обобщенные финансовые затраты на...
Межотраслевой баланс Мурманской области как инструмент оценки последствий присоединения России к вто для экономики региона iconМурманской области прика з
Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление ветеранам труда Мурманской области компенсации в размере...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница