Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии




НазваниеМатериал из опыта работы. Открытый урок по технологии
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок


МОУСОШ № 7. г. Азнакаево Республика Татарстан
Материал из опыта работы.


Открытый урок по технологии

(4 «б» класс).

«Деревянное зодчество».

Учитель начальных классов II квалификационной категории Кашапова Венера Ханифовна.

Азнакаево. 2009 год.

Тема: «Деревянное зодчество».

Цели:

  1. Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой;

  2. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит избы с различными узорами в ряд ценнейших источников материальной и художественной культы русского народа;

  3. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук

  4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.

  5. Научить использовать подручные материалы для использования вещей, работать с гофрированным картоном,

Оборудование:

  • иллюстрации русских изб с узорами, деревянных храмов и домов на слайдах;

  • ватман, картон гофрированный, упаковочная бумага, бумажный шпагат, карандаш, линейка, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, дырокол, булавка.

  • Проектор.



Рекомендации:

Приготовить фон для композиции из деревянных построек можно на уроке рисования, нарисовать заранее примерные эскизы церкви, сарая, колодца, избы простой. При подведении итогов отметить все работы, корректно указать их недостатки, похвалить за творческие находки.


^ Ход урока:



  1. Приветствие. ----

- Слайды 1.

-чтение

Лесов строительных житель,

Этот дом возвёл строитель.

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь! — Сегодня на уроке мы продолжим изучение традиций русского народа и познакомимся с особенностями деревьев. В наши дни мы смотрим на старинные дома с восхищением и недоумением. У многих возникают различные вопросы.

- Почему наши предки тратили столько труда и времени на эти узоры?

- Почему они делали ее такой нарядной?

- Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило чудо чудное, диво дивное — народный узор?

Сегодня, на уроке технологии мы будем заниматься аппликацией. Вы уже знаете, что аппликация – это наклеивание различных деталей на какой-то фон. Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству – декоративно- прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище не только удобным, но и красивым.

Перед началом работы мы с вами поговорим о «Деревянном зодчестве» .

^ II. Тема нашего урока «Деревянное зодчество». Слайд-4

Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцов. (Слайды - 2-8.)

^ Изба - деревянный срубный жилой дом.

Слайды 2 . Наша тема «Деревянное зодчество» +слайд дом с узорами

Слайд 3. словарная работа – зодчество- архитектура; зодчий – архитектор.

Слайд 5. -деревенская церковь.

Слайд 6.- церковь

Слайд 7.-деревянный храм

Слайд 8.- деревянная мельница

Вопросы по слайдам. (Слайд 9)

    • Что объединяет эти строения? (они все из бревна)

    • Из какого материала выполнены эти постройки? (бревно и тёса)

    • Из каких деревьев строили избы?

III. Рассказ «Русское деревянное зодчество».

Дерево всегда было любимым и распространённым материалом на Руси. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было своё назначение.

(Слайды -10-12).

Например,

для нижних венцов сруба использовали лиственницу,

для рубки клетей- сосну,

для свай, оконных и дверных колод- дуб,

для настила полов и потолков – ель,

для резных и столярных работ- липу и клён.

Что придаёт нарядность этим зданиям? (узоры, резьба) слайды 13-17.

Особенно нарядны избы Нижегородского края. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь любили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Ею украшали не только дома, но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани, бороздили воды Каспия.

^ Элементы татарского дома. (Слайд 16)

Русские мастера применяли в основном резьбу по дереву, татары, напротив, использовали в основном богатую палитру красок. Цвет – основная стихия татарского искусства, но и узорная резьба была важным элементом украшения жилища. И сейчас можно увидеть дома с изображениями солнца, геометрических знаков, цветов и птиц.

^ Татарские дома. (Слайд - 17).

Традиции строительства домов казанских татар складывались веками. Жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома стояли от красной линии на 2 метра.

Обратите внимание на различные типы оконных наличников. Слайд 18.

Мы рассмотрели старинные деревянные постройки , которые были изображены на слайдах. В каких сказках описываются разные избы? («Ледяная избушка и лубяная», «Сказка о золотой рыбке», «Гуси лебеди», во всех сказках Пушкина изображены такие дома.) Слайды 19-21.

- А теперь обратите внимание, как готовились к постройке дома.

- Какие работы выполняли мастера? Мы прослушаем сообщения детей:

  1. Аделина Слайды-22-23

Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов полностью испарялся. За полгода, до этого с дерева от корня до уровня головы взрослого человека, снимали кору, оставляя полоску шириной в ладонь.

Брёвна просушивали 1-2 года, коптили над кострищами, торцы брёвен обжигали и смолили. Если бревно быстро впитывало вылитое на него масло, то его считали готовым для работы. Это же подтверждал чистый, звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Тщательно выбирали место для постройки жилого дома. Учитывался рельеф местности, освещение, продуваемость ветром, наличие вблизи питьевой воды.


2. Данил Слайд-24

Городская усадьба, как и крестьянский двор, должна была состоять из самой избы, бани, погреба, конюшенного сарая, сенницы, кладовых и дровяного кладища, огорода и сада .Жилые строения ставили внутри двора за оградой, главный въезд в усадьбу оформляли особо. Над ним помещалась икона с изображением святого- покровителя хозяина дома или целый набор икон со слюдяным подвесным фонарём.

Изба состояла из трёх частей :

жилой (отапливаемой),

холодной (летней) горниц ,

сеней, в которые вёл вход - крыльцо.

Крыльцо украшали резьбой на столбах- опорах и сложной формы кровлей. Посмотрите на конструкцию рубленой избы. Слайд 25.

IV. Словарная работа:

  • Зодчество- архитектура, зодчий-архитектор.

  • Сени- в деревенских избах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

  • Тёс - тонкие доски.

  • Полицы - отводит воду на большие расстояния от стен.

  • Причелины - верхняя часть оконного наличника, предохраняет от загнивания.


^ V. Физкультминутка

У оленя дом большой Руки над головой – изображаем крышу дома.

Он сидит, глядит в окошко. Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой

поддерживаем правую.

Зайка по полю бежит, Бег на месте.

В дверь ему стучит: Топот ногами, руки на поясе.

«Тут-тук, дверь открой, ^ Имитация стука в дверь поочерёдно правой и левой руками.

Там в лесу охотник злой». Руки на поясе, поворот вправо и влево с поворотом

«Зайка, зайка, забегай! головы назад.

Лапку мне давай!». Зазывные движения рукой. Протягиваем руки с открытыми ладонями

^ VI. Мы приближаемся к творческой работе. Посмотрите на конструкцию рубленой избы. Слайд 25.

Словарная работа. Слайд 26—27.

Наша сегодняшняя задача выполнить в группах композицию «Русская деревня» и «Татарская деревня».

Знакомство с алгоритмом работы слайд-28.

VII. Вспомним правила техники безопасности.

Перед вами лежат задания. Вы должны «построить » деревню учитывая те знания, которые вы сегодня получили в начале урока. Должны быть и вода, и деревья, и мельниц. А в конце урока мы сделаем выставку деревень.

  1. Практическая деятельность работы.

IХ. Итог урока.

      1. Какое основное жилище русских крестьян? (Изба).

      2. Из чего строили избы? (из дерева).

      3. Какие породы использовали? (сосну, ель, лиственницу, дуб, липу, клён.)

      4. Из чего вы делали «деревянные постройки». (Из гофрированного картона.)

Х. Выставка «деревень» (выставка аппликаций.)

Домашнее задание: принести конструкторы.

— Закончу наше занятие словами, смысл которых, я думаю, теперь понятен вам. Мой низкий поклон русским мастерам и народу тех времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее свое искусство, название которому русское народное творчество. Он является сегодня гордостью национальной культуры


Похожие:

Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconСоздание условий для оптимизации двигательной активности детей и...

Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconМетодические рекомендации по развитию фонематического восприятия...
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconРабочая программа педагога Некрасова Аркадия Валерьевича, высшая...
В. Д. Симоненко, -м.: «Вентана-граф» 2008 г с учётом материально-технических условий, пожеланий и предложений учителей технологии,...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconКомплексная образовательная программа «Школьный университет» утверждаю...
Татарникова Л. А., Татарников А. Н офисные технологии: автоматизация в ms office: Задания для проведения контрольной работы №1 «Средства...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconНазвание темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет...
Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии icon«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» (Из...

Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconРазвитие творческой личности ребёнка на уроке музыки
Об искусстве вести урок Творчество учителя и ученика (из опыта работы) Слушание музыки Музыка дети учитель Пение как состояние души...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconГбоу сош №11 Открытый урок физики в 8 классе. Апрель 2012 г Учитель...
...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconРешение вопросов по оздоровлению детей в санаториях и зоц; по лечению...
...
Материал из опыта работы. Открытый урок по технологии iconОткрытый урок «Решение задач оптимизации с помощью табличного процессора Excel»
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по темам «Модели и моделирование» и «Технология обработки табличных данных»;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница