Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика»




НазваниеУрок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок 14.

Тема: Повторение по теме «Лексика».

Цели: обобщить и повторить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы «Лексика», проверить знания, умения, навыки по данной теме.
1. Повторение.

1) – Прочитайте высказывание. Как вы его понимаете?

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький).

2) – Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления?

- Что, по-вашему, может ограничивать сферу употребления слова?
^ 2. Работа по теме урока.

1) – Познакомьтесь с предложенным материалом. Запиши в тетрадь тезисы.
Русский народ живет на огромных просторах нашей Родины: на Дону и Кубани, на Десне и Печоре, на Волге и Каме, на северном Кавказе и Дальнем Востоке, на Камчатке и Чукотке. Все русские говорят на одном национальном русском языке, поэтому, например, жители берегов Белого моря и Ставрополья, Смоленщины и Сибири поймут друг друга, так как большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, т. е. являются общенародными (общеупотребительными).

Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка в результате производства новых слов с помощью разных способов образования.

Но в разных местностях встречаются слова, которые понятны только жителям той или оной местности. Это слова территориально ограниченного употребления, или диалектизмы.

Со словами ограниченного употребления мы встречаемся и в других сферах. Например, слушая разговор маляров, нам понятно не все, о чем они говорят: «На эту комнату нам не хватит левкаса». Слово левкас, означающее смесь алебастра или мела с клеем, знакомо не всем. Оно бытует в речи маляров, художников.

В каждой профессии, помимо общеупотребительных, используются слова специальные (профессионализмы).

Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. В их речи мы встречаем, наряду с общеупотребительными, слова особые: хвост – «несданный экзамен», срезаться – «не выдержать экзамен». Такие слова являются арготизмами (жаргонизмами), имеют ярко выраженный эмоционально- экспрессивный характер.

Общеупотребительная лексика пополняется также за счет слов ограниченного употребления.

Например, слова диагноз, квадрат, вертолет, космос, которые были специальными, постепенно стали понятны всем и вошли в состав общеупотребительной лексики.

В свою очередь, слова ограниченного употребления пополняются за счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом», и в этом значении является профессионализмом.

2) – Составление схемы.
Лексика

общеупотребительная имеющая ограниченную

сферу употребления

диалектизмы

профессионализмы
термины

жаргонизмы

3) Работа с учебником.

- Познакомьтесь с теоретическим материалом на стр. 43-45.
3. Закрепление.

1) Выборочный диктант: выпишите общеупотребительные слова.

Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, скорость, универсам, выпендреж, окружение, спринтер, террористы, автор.

2) Выполните упражнения 71, 73.
4. Подведение итога.

- Какие новые сведения о лексике узнали?

- Назовите группы слов, составляющие сферу употребления русской лексики.
5. Домашнее задание.

- Выучите теоретический материал по теме «Лексика».

- Выполните упражнение 76 и все задания к нему.

Похожие:

Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок в 6 классе по теме «Лексика»
Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика»
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрока “Повторение по теме «Лексика»
Цели: вспомнить, что мы изучили по теме «Лексика», какие новые понятия усвоили: что такое лзс,синонимы, антонимы, омонимы, проследить,...
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Повторение по теме «Лексика»
На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной...
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок № Тема «Обобщающее повторение по теме «Африка»
«Африка»; повторить основные объекты номенклатуры; выявить возможные пробелы знаний
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок по теме «Птицы»
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс
Отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по теме, повторение номенклатуры
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 11 классе комплексное повторение
Цель: повторение лексики, способов образования слов, изобразительно-выразительных средств (синекдохи), повторение правописания наречий...
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconТема урока «Язык это путь культуры и цивилизации»
Данный урок риторики может быть проведен в 11 классе в конце или середине учебного года как урок – повторение по программе «Российский...
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок 14. Тема: Повторение по теме «Лексика» iconУрок по теме «Причастие. Повторение»
Диктант : уменьшает держит, веешь, клеишь, шепчет, строишь, ненавдит, вяжешь, славится помнит. Зависит, хохочет
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница