Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования на основе программы В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько.

Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение семи месяцев (по 9 часов в неделю. Всего 204 часа). В течение этого времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей; обучение их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчётливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения. Знания и умения , полученные учениками на уроках обучения грамоте , применяются ими в процессе коллективного чтения – рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтение.

На уроках обучения чтению и письму необходимо стремиться разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей первоклассников, использовать занимательный материал, включать в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т.п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.

^ Учебно – тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во часов

Подготовительный период

37

Букварный (основной) период

145

Послебукварный период

22

Итого

204


Содержание
Подготовительный период ( 37 часов)

^ О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

^ Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

^ Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в слове отдельных звуков, звуко-слоговой анализ слов. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, у, ы, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
^ Букварный (основной) период (145 часов )

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Умение читать слова орфографически и орфоэпически.

^ Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших и маленьких букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукового анализа. Списывание слов и предложений с образцов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений. Выработка умения писать большую букву в именах людей, кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

^ Развитие устной речи

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа, составление по картинке или серии картинок текста, рассказов о простых случаях из собственной жизни.

Заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок

Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
^ Послебукварный период (22 часа)

Письмо. Чтение. Развитие речи

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К Чуковского, С Маршака, В. Осеевой, С Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.

^ Русский язык

Практическое применение правил о правописании жи-ши, чу-щу, ча-ща, о большой букве, о написании предложений, о переносе слов, о постановке ударения.

Речь и её значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значении. Составление предложений на определённую тему.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из этих слов. Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением.

Закрепление гигиенических навыков письма.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:

- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
^ Обучающиеся должны уметь:

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

-различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (ё, е, ю, я, и) и мягким знаком;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

- грамотно (без искажений букв и пропусков) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

- устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.

Литература


  1. В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. Русская азбука. Учебник для 1 класса М. « Просвещение», 2007

  2. В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Прописи 1,2,3,4 к « Русской азбуке».М «Просвещение», 2010

  3. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтении и письмо 1 класс. М « ВАКО»,2008

  4. М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С, И. Волкова. Школа России. Концепции и программы для нач.кл. В 2 ч. М. « Просвещение», 2007

.





^ Календарно-тематическое планирование уроков обучения

1класс




Обучение грамоте (чтение)

урока

Тема урока

Кол.

часов

Дата

Виды и форма контроля

^ 1 четверть (37 часов)

1

День знаний. «Мы школьниками стали!»

1




беседа

2

Мой первый школьный учебник «Русская азбука».

Общее представление о речи

1




беседа

3

Предложение и слово

1




устный опрос

4

Слог, ударение

1




текущий

5

Предложение и слово Слог, ударение

Вн. чт. Потешки

1




индивидуальный опрос

6-7

Звуки в речи

2




текущий

8-9

Слияние согласного звука с гласным

2




индивидуальный опрос

10

Алфавит.Вн.чт.Скороговорки.

1




творческая работа

11

Слияние согласного звука с гласным

1




творческая работа. Сочинение загадки

12

Гласный звук [а], буквы А, а

1




индивидуальный опрос

13

Гласный звук [о|, буквы О, о

1




беседа

14

Гласный звук [и], буквы И, и

1




чтение слогов

15

Гласный звук [ы], буква ы Вн.чт. Русские народные сказки.

1




индивидуальный опрос

16

Гласный звук [у], буквы У, у

1




индивидуальный опрос

17

Гласные звуки и буквы (обобщение)

1




беседа

18

Звуки [н], [н'], буквы Н, н

1




чтение слогов

19

Звуки [н], [н'], буквы Н, н Вн.чт. Сказка «Колобок»

1




чтение слогов

20-21

Звуки [с], [с'], буквы С, с

2




пересказ по картинке

22

Звуки [к], [к'], буквы К, к

1




индивидуальный опрос

23-24

Звуки [т], [т'], буквы Т, т

2




чтение слогов, слов

25-26

Звуки [л],[л'],буквы Л, л Вн.чт. Сказки

2




чтение слогов, слов

27-28

Звуки [р], [р'], буквы Р, р

2




чтение слогов, слов

29

Звуки [в], [в'], буквы В, в

1




индивидуальный опрос

30-31

Буквы Е, е. Буква Е - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии

2




индивидуальный опрос

32-34

Звуки [п] ,[п'], буквы П, п Вн.чт. Сказка «Лёгкий хлеб»

3




Чтение предложений

35-37

Звуки [м], [м'], буквы М, м

3




чтение

^ 2 четверть (28 часов)

1-2

Звуки [з], [з'], буквы 3, з Вн.чт. Б. Гримм. «Золотой гусь»

2




чтение предложений

3-6

Звуки [б], [б'], буквы Б, б

4




беседа

7-10

Звуки [д], [д'], буквы Д, д Вн.чт. «Подарки феи»

4




индивидуальный опрос

11-13

Буквы Я, я.

3




беседа

14

Буква Я - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии. Вн.чт. Сказки В. Даля

1




индивидуальный опрос

15-17

Звуки [г], [г'], буквы Г, г

3




беседа

18-19

Звук [ч'], буквы Ч, ч Вн.чт. К. Д. Ушинский «Бимка»

2




чтение предложений

20-22

Буква ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

3




чтение предложений

23-25

Звук [ш], буквы Ш, ш Вн.чт.Чтение стихов о буквах.

3




чтение наизусть

26-27

Звук [ж], буквы Ж, ж

2




беседа по вопросам

28

Чтение слов с изуч. буквами.

1




чтение




^ 3 четверть (28 часов)










1-2

Буквы Ё, ё. буква Ё - показатель мягкости предшед. Согл. в слоге слиянии. Вн.чт. Рус. нар. песенки

2




чтение наизусть

3

Звук [й], буква й

1




беседа по вопросам

4-6

Звуки [х], [х'], буквы X, х Вн.чт. Сказки - приключения

3




чтение предложений

7

Буквы Ю, ю. Буква Ю - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии

1




беседа но вопросам

8-9

Звук [ц], буквы Ц, ц Вн.чт. Загадки

2




чтение текста

10-11

Звук [э], буквы Э, э

2




чтение наизусть

12-14

Звук [щ'], буквы Щ, щ Вн.чт. Сказки о животных

3




индивидуальный опрос

15-16

Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф

2




текущий

17-18

Буквы Ъ, Ь Вн.чт. Рассказы В. Бианки

2




' беседа по вопросам

19

Алфавит

1




чтение наизусть

20

К.Ушинский «Наше Отечество» В.Куприн «Первый букварь»

1




индивидуальный опрос

21

А.С. Пушкин «Только месяц показался»

1




чтение текста

22

А.С. Пушкин, Л.И. Толстой. Вн.чт. К.Д. Ушинский о детях

1




текущий

23

К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница»

1




индивидуальный опрос

24

В.В. Бианки «Первая охота», С.Я. Маршак «Угомон»

1




проверка техники чтения

25

М.М. Пришвин РОРРр,.Рассказы«Предмайскоутро», «Глоток молока»

1




фронтальная беседа

26

А.Л. Барто, С.В. Михалков «Котята» Вн.чт. Стихи о весне.

1




чтение наизусть

27

Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка - азбука»

1




индивидуальный опрос

28

В.Д. Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом» «Непослушная кукла», «Дерево», «Нофелет»

1




чтение текста Чтение наизусть
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconМбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных...
Рабочая учебная программа по обучению грамоте и развитие речи по прописям, русскому языку
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом требований...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку 2009...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по обучению грамоте (1 класс) и чтению и развитию речи (2 4 класс
Типового положения о специальных (коррекционных)образовательных учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии,...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconВ. П. Пирожков Программно-учебное обеспечение учебного процесса моу «Гимназия №27»
Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Учебник по обучению грамоте и чтению Свиридова В. Ю. Литературное чтение Горецкий В. Г. и др. Учебник...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconАннотация рабочей программы по обучению грамоте класс
Рабочая программа по предмету русский язык, составлена в соответствии с требованиями фгос и программы начального общего образования...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса Технология (труд) начального общего...
Программа предназначена обучению технологии по умк «Технология» 2 класс детей 8-9 лет в течение 1 учебного года в общеобразовательной...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» Пояснительная...
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconТесты по русскому языку: 2 класс /Е. И. Николаенкова -м.: Чистые...
Жиренко О. Е.,Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. М.: Вако,2006
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница