Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»




НазваниеРабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа

Рассмотрена и одобрена на заседании

методического объединения
Председатель МО ----------/------------/

Утверждена руководителем

образовательного учреждения
---------------/--------------/



«------»-----------2013 г.

Рабочая программа

элективного курса «Комплексный анализ текста»

в 11 А классе


Составитель: учитель русского языка и литературы

Гагарина С. В.

2013

Пояснительная записка.

Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит выполнить 38 заданий по всем основным разделам школьного курса. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом. У ЕГЭ есть плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее:

  • ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;

  • вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;

  • задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют

знания о языке как о системе (знания по лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);

специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);

орфографическую и пунктуационную грамотность;

владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);

умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение-рассуждение);

у учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

  • к ЕГЭ необходима серьёзная подготовка учащихся;

  • малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах .

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю): «Комплексный анализ текста». Например, такие как:

  • вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников;

  • курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене;

  • подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).


Содержание дисциплины.

Для написания творческой работы (выполнения части С) необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как-то: тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Уделяется внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Так как в старших классах на изучение русского языка отводится 1 час, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным, поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. Программа состоит из четырёх разделов: «Что такое текст?», «Стили и типы текста», «Языковой анализ текста», «Составление текста-рассуждения».


Основные цели курса:
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
- совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся;

- повышение общей культуры русской речи.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие о нормах современного литературного языка;

- развивать умение целесообразного выбора языковых средств, соответствующих определенному функциональному стилю;

- выработать умения и навыки рационального речевого поведения;

В результате учащиеся должны:

структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения части С и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Литература

  1. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004

  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.

  3. РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Издания разных лет.

  5. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.


Тематическое планирование элективного курса

«Комплексный анализ текста».




Наименование

модулей

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

1.

Что такое текст?

4

2.

Стили и типы текста

10

3.

Языковой анализ текста

10

4.

Составление текста-рассуждения

10

5.

Итого

34


^ Календарно-тематическое планирование

элективного курса

«Комплексный анализ текста»

в 11 А классе

на 2013-2014 учебный год




^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически




^ Что такое текст?




4










1.

Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С)

Лекция с элементами беседы.

1

Работа с КИМами.







2.

Что такое текст?  Связь предложений в тексте

Практикум


1

Анализ образцов текста.







3.

Текст и его строение.

Практикум


1

Анализ образцов текста.







4.

Слово в словаре и слово в тексте.

Практикум

1

Работа со словарями. Работа с тестами ЕГЭ.










^ Стили и типы текста.




10










5-6.

Стили текста: публицистический стиль

Практикум

2

Определение стилевой принадлежности текстов









^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

7-8.

Стили текста: художественный стиль

Практикум

2

Определение стилевой принадлежности текстов







9-10.

Стили текста: научный стиль

Практикум

2

Определение стилевой принадлежности текстов







11-12.

Стили текста: официально-деловой стиль

Практикум

2

Определение стилевой принадлежности текстов







13-14.

Типы текста.

Практикум

2

Определение типов речи










^ Языковой анализ текста.




10










15.

Средства выразительности

Лекция с элементами беседы

Практикум


1

Разбор заданий В в тестах ЕГЭ









^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

16.

Композиция сочинения – рассуждения.

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ критериев оценки части С в ЕГЭ







17.

Роль вступления в сочинении-рассуждении

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений







18.

Формулировка основной проблемы исходного текста

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений







19.

Комментируем основную проблему текста

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений







20.

Позиция автора и способы ее выражения

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений









^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

21.

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений







22.

Роль заключения в сочинении-рассуждении

Лекция с элементами беседы


1

Анализ текстов и сочинений-рассуждений







23-24.

Комплексный анализ текста

Практикум

2

Анализ текстов и сочинений-рассуждений










^ Составление текста-рассуждения




10










25-26-27-28-29-30-31.

Написание сочинений-рассуждений по предложенным текстам

Практикум

7

Творческая мастерская









^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов

Виды самостоятель-

ной работы

Дата

проведения

по плану

Дата проведения фактически

32-33.

Редактирование. Взаиморецензирование сочинений-рассуждений

Практикум

2

Творческая мастерская







34.

Какие ошибки являются наиболее типичными?

Лекция с элементами беседы


1

Разбор наиболее типичных ошибок в сочинениях учащихся







Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconПрограмма элективного курса «Лингвистический анализ художественного текста»
«Лингвистический анализ художественного текста» («лахт») предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые...
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данная рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" разработана для обучения в 10 «А», «Б»...
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа Адаптированный элективный курс «В мире закономерных случайностей»
Рабочая программа адаптированного элективного курса «В мире закономерных случайностей» для 10 класса разработана на основе: авторской...
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconПрограмма элективного курса составлена по авторскому элективному курсу Н. В. Ширшина
Программа элективного курса «Химия в жизни» предназначена для учащихся 9 классов
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа элективного курса «Математическая карусель»
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа элективного курса

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» iconРабочая программа Элективного курса по математике «Нестандартная математика»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего (основного или среднего) образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница