Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся




НазваниеРабота с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Е.И. Сергеева

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое», - эти слова Константина Дмитриевича Ушинского сегодня звучат для нас актуально и ещё раз подтверждают, что национальный язык – основное средство выражения национальной культуры народа. Без национального языка нет нации, поэтому в настоящее время многих просвещённых людей волнует, не теряем ли мы, русские, своего богатого национального наследия, не деградирует ли молодое поколение, утрачивая связь со своим историческим прошлым и слепо подражая западу. Известные люди со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров невольно привлекают внимание широкой публики к уникальности нашего богатого и выразительного языка. Нас, учителей русского языка, не может не волновать эта проблема, потому что именно мы призваны донести до учеников всю красоту, богатство и величие русского языка, приобщить молодое поколение к национальным русским традициям непосредственно через уроки русского языка. И призвана это сделать работа учителя по формированию культуроведческой компетенции школьников при изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция – это осознание школьниками языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Компетенция предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

1) родной язык является частью и основой национальной культуры, важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам;

2) изучать родной язык – значит изучать национальную культуру;

3) речь человека, отношение его к языку – это отражение духовно-нравственной культуры личности;

4) владение языком как средством общения предполагает владение культурой речи, культурой речевого общения;

5) речевое поведение каждого человека вносит лепту в создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры;

6) в условиях нашего многонационального государства изучение русского языка – это также познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране.

Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

Каким же должно быть национально ориентированное преподавание отечественного языка, чтобы в полной мере способствовало формированию компетенции

В учебниках русского языка представлены высказывания М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, К.Г. Паустовского, А.Н. Толстого, Д.С. Лихачева и других известных писателей и учёных-лингвистов. Анализируя их, ученики видят богатство, величие русского языка, проникаются гордостью за свой язык. Такая работа должна присутствовать на уроках в системе. Однако этого совершенно недостаточно для формирования целостного, осознанного понимания всей глубины феномена русского языка, русского слова как одной самых значимых ценностей нашего народа.

Показать величие, красоту и духовность нашего языка помогают вводные уроки: «Язык и человек», «Общение устное и письменное» (5 класс), «Русский язык - один из развитых языков мира» (6 класс), «Русский язык как развивающее явление» (7 класс), «Русский язык в современном мире» (8 класс), «Международное значение русского языка» (9 класс), «Русский язык в современном мире. Виднейшие ученые-русисты» (10 класс). Эти уроки выполняют важную функцию в определении основной воспитательной идеи предмета. Проходят они как в традиционной, так и в нестандартной форме: праздники, игры, путешествия, дискуссии. На таких уроках основными методами работы являются словесные: беседа, обсуждение, дискуссия, лекция и другие.

Так, в 5 классе - первый урок – урок творчества. Дети предварительно собирают пословицы, поговорки, загадки, высказывания о русском языке. В классе каждый ученик представляет свой материал, обсуждая который, они ещё раз убеждаются в выразительности, меткости, самобытности русского языка. Итог этой работы - сочинение на тему «Зачем нам дан язык?» Всё это помогает детям прийти к простой, но очень важной мысли, содержащейся в словах В.А. Сухомлинского: «Любовь к родине невозможна без любви к родному слову… Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово - это человек без рода, без племени».

В 6-м классе на вводном уроке, который проходит в традиционной форме, обсуждаются высказывания В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А. Куприна, К.Г. Паустовского о русском языке, находятся доказательства из упражнений. Из коротких сообщений учащихся делается вывод: русский язык - один из развитых и богатых языков мира. Дома ребята заучивают наизусть понравившиеся высказывания классиков о русском языке.

В 7-м классе вводный урок по теме «Русский язык как развивающееся явление» провожу в форме лекции с элементами эвристической беседы. В конце урока ученики самостоятельно делают вывод: развивается общество, развивается культура, наука, техника — развивается язык.

Вводный урок по теме «Русский язык в современном мире» в 8 классе строю на научной основе. Предлагаю детям самостоятельно изучить статью учебника, определяю вопросы для обсуждения. В процессе чтения учебной статьи они:

  • находят ответы на поставленные вопросы,

  • составляют план, который концентрирует самые важные мысли.

К выводу по теме урока восьмиклассники приходят уже почти самостоятельно.

В 9-м классе по теме «Международное значение русского языка» урок проходит в форме мини-конференции. Предварительно учащиеся готовят выступления по темам «Мировые языки и их роль в развитии международных отношений», «Функции мировых языков», «Причины включения русского языка в состав мировых языков», «Оценка русского языка в высказываниях лингвистов, писателей». Обсуждение этих тем помогает более полно и глубоко разобраться в сложных, но важных вопросах, а главное, проникнуться чувством гордости за наш язык, подняться на более высокую ступеньку в понимании значения русского языка для каждого гражданина.

В 10 классе вводный урок по теме «Русский язык в современном мире. Виднейшие ученые-русисты» проходит в форме лекции с элементами беседы. Учащиеся записывают в тетрадь и анализируют высказывания русских и зарубежных классиков о русском языке. По одному из высказываний предлагаю написать сочинение-рассуждение. Выступления ребят, их практическая творческая работа стали доказательством главного тезиса урока: «Самое удивительное и мудрое творение человечества — это язык, и по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г. Паустовский).

Максимально же в решении проблемы культуроведческой компетенции школьников помогает создание культурологической среды, в которой происходит естественный процесс формирования «пространства культуры».

В этом плане у нас, учителей русского языка и литературы, есть огромные преимущества перед преподавателями других школьных дисциплин.

Во-первых, это глубокая межпредметная связь русского языка и литературы. Во-вторых, это уроки развития речи, которые способствуют формированию ценностного отношения к языку как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

На уроках развития речи использую для написания изложений, сочинений-рассуждений художественные и публицистические тексты. Тексты, которые предлагаю учащимся, являются образцом правильной и выразительной речи. Они дают прекрасную возможность погрузиться в мир неисчерпаемой красоты русской речи, прикоснуться к сокровищам мудрости художников слова.

Удивительные высказывания К.Г. Паустовского, Д. Гранина, В. Распутина, Д.С. Лихачева и других классиков помогают не только развитию культуроведческой компетенции, но решению проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Похожие:

Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconИгра на уроках английского языка, как средство развития коммуникативных способностей учащихся
Поэтому не случайно одной из целей, которые ставит Концепция модернизации образования перед современной школой, является формирование...
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconМастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В....
Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи мощное средство обучения и развития учащихся...
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconПлан маршрутов стажеров Авторской стажировочной пощадки маоу «сош №35» г. Улан-Удэ Старшая школа
Занимательная наука – как средство формирования познавательной компетенции учащихся
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся icon«Использование песен на уроках английского языка как средство формирования...

Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconIi исследовательская работа
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconСамостоятельная работа учащихся как средство формирования профессиональных навыков
Ий, познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Сам учебный процесс должен вызывать у учащегося...
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся icon"текстообразующая роль предлогов"
Слово учителя, беседа, словарная работа, взаимопроверка, фронтальный опрос, работа с текстом, выборочный диктант, анализ слова как...
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconСамообразования
...
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconПроект как средство развития творческого потенциала учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32», учитель технологии
Работа с текстом как средство развития культуроведческой компетенции учащихся iconЛингвострановедческий подход как условие развития коммуникативной...
Проблема слова, речи, искусство воздействия говорящего на слушателей имеет, как известно довольно большую историю, где основными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница