Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.»




НазваниеКонспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
А
дминистрация муниципального образования


Люберецкий район Московской области

МС(К)ОУ

специальная (коррекционная) общеобразовательная


школа-интернат IV вида

140032, Московская область, Люберецкий район, телефон/факс (495)5010172

п. Малаховка, ул. Центральная, д. 12 телефон: 5010166, 5010154 Web-site: www.int4.ru e-mail: internat4vid@yandex.ru


ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Мировая художественная культура»

^ Конспект урока (7 класс) по теме:

«Западное Подмосковье. К Звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.»
Работа выполнена:

Поторочиной Ю.А

Учителем по предмету:МХК

Малаховской школы-

интерната 4 вида

для слабовидящих

детей
2011год

Тема: «Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Савве Сторожевскому».

«Дорогами подвига и святости».

Цель урока: дать знания о великом русском святом Савве Сторожевском и объектах духовной культуры, связанных с его именем.

Раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, долготерпение, милосердие.
Средства: учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья», автор Шевченко Л.Л.;

Фотографии с изображением Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, репродукции картин, иконописные изображения: Савва Сторожевский, Апостол Павел.
Форма урока: конспект этической беседы- маршруты духовного краеведения Подмосковья.
Ход урока.
Основные понятия: Савва Сторожевский, преподобный, подвижник, Звенигородский чин,

Христианская любовь, Лествица любви, долготерпение, милосердие, смирение.



  1. Проверка по вопросам домашнего задания.



  1. Слово учителя:

Ребята, давайте с вами подумаем над таким вопросом: как вы думаете, где легче человеку достигнуть духовного совершенства - в монастыре или в миру, живя светской жизнью?
Ответ: один святой сказал, что если бы люди знали, как тяжело быть монахом, то никто бы не пошёл в монастырь; но если бы люди знали, какое это счастье - быть монахом - все были бы там!

Сегодня мы поговорим с вами, ребята, о преподобном Савве Сторожевском. Он был одним из учеников Сергия Радонежского.

Вопрос: а знаете ли вы, кого называли «преподобными»?

Ответ: «преподобные» в православии – лик святости: монашестующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. «Преподобный», т.е. «весьма подобный», достигший подобия Христу.
Савва Сторожевский пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского совсем юным.

Ему было не более восемнадцати лет, когда он около 1345 года принял монашеский постриг и был назван в честь подвижника преподобного Саввы Освящённого.
Происходил преподобный Савва из знатного рода. Но любовь к Богу побудила его отречься от благ мира и привела его в монастырь. Он любил безмолвную жизнь,

Избегал праздных бесед с людьми, пребывал в постоянном труде и памяти суда Божия,

Носил грубую одежду, ограничивал свои потребности во сне.

Подвижническая жизнь преподобного Саввы привлекала к нему людей.

Они приходили к нему за помощью и советом. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки. Но и миряне открывали ему свои души.

Преподобный Савва был окружён всеобщим уважением и почитанием за свою духовную опытность и рассудительность.
Учитель предлагает детям записать основные понятия, которые предварительно записываются на доске.

Повторение изученного:

Детям предлагается вспомнить значение слов: «монах», подвижник, а также назвать имена других учеников Сергия Радонежского.

Ученикам было дано опережающее домашнее задание (форма доклада) – рассказать об истории монастыря Саввы Сторожевского:
На том месте, где был построен монастырь, прежде находился пост со Сторожевой башней и висел колокол, предупреждавший о приближении врагов. Возможно, и название города Звенигорода произошло из сочетания двух слов «звени» и «гора» и связано с этим колоколом на Сторожевой горе. Создание монастыря – крепости на прибрежной возвышенности было важным делом: монастырь стал религиозным центром и мощным укреплённым пунктом на подступах к городу. Название монастыря связано с его расположением на месте Сторожевой башни на Сторожевой горе и памятью первого игумена монастыря – Саввы.
После прославления преподобного Саввы Сторожевского многие знатные семейства России принимали участие в украшении монастыря, приходили на богомолье к преподобному Савве. Царь Иоанн Грозный приезжал в монастырь со своей супругой Анастасией. Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович очень любил Савино – Сторожевский монастырь, где часто бывал со своим сыном Алексеем, который затем стал царём Алексеем Михайловичем. По указанию его сына Фёдора Алексеевича Романова возвели серебряную позолоченную раку над мощами.

На вклад царевны Софьи в 1693 году построили Преображенскую церковь.
Монастырь помогал многим людям: при монастыре был построен странноприимный дом

Для престарелых и больных, богадельня, две гостиницы, иконописная и картинная мастерские.

Детям предлагается записать понятия: рака (гробница), богадельня, богомолье.

Слово учителя:
Духовная красота преподобного Саввы Сторожевского во все времена привлекала в монастырь многих людей. Подолгу жил в нём иконописец Андре Рублёв, которого князь Юрий Звенигородский пригласил в свои владения для писания икон.

Для Рождественского собора им было написано семь икон, получивших название «ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН».

До нашего времени сохранились только три из них:

«Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Они находятся в Третьяковской галерее.

Учитель демонстрирует детям иконописные изображения Спасителя, Апостола Павла, Саввы Сторожевского.

Слово учителя:

Апостол Павел был учеником Христа. До крещения его звали Савл. Апостол Павел описал красоту христианской любви. Вот эти ступеньки духовной лествицы, по которым всю свою жизнь поднимались христиане:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,

не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не перестаёт.

Беседа по вопросам, обсуждение материала:
Какие христианские добродетели, проявленные Саввой, духовно роднят его с Сергием Радонежским, его учителем?
Почему его подвижническая жизнь привлекала к нему людей?
Как монастырь помогал людям?


Детям предлагается прочитать вслух о «Чуде преподобного Саввы».стр.учебника 124.

Было уже около десяти часов вечера. Отец мой, утомлённый от большого перехода, отправился спать. Вскоре (он не мог припомнить, во сне или наяву) он увидел, что отворяется дверь, в его комнату входит тихими шагами человек в чёрной длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете разглядеть черты его лица.

Около минуты стоял он, как бы рассматривая принца, наконец, тихим голосом сказал:

«Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно – уносить что–нибудь из церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Сказав это, старец тихо вышел из комнаты.


Рассказ учителя об архитектуре Савино - Сторожевского монастыря.
Архитектурный облик монастыря был создан в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче Романове, когда монастырь получил значение царской резиденции. Имена архитекторов: Н.Боборыкин и А.Шахов.

Собор Рождества Богородицы является главным сооружением монастыря. Он был построен в 1405 году на средства князя Юрия Звенигородского. Этот белокаменный собор был возведён в традициях владимиро-суздальской архитектуры. В 17 веке стены были расписаны фресками на сюжеты Священного Писания.
Учитель демонстрирует фотографии архитектурного ансамбля Савино – Сторожевского монастыря: главный храм, колокольня, хозяйственные постройки. Колокольня, памятник Савве Сторожевскому

Подведение итогов урока.
Вопросы к классу.
Расскажите о чуде преподобного Саввы Сторожевского.
С чем связано название монастыря?
Какие иконы написал для монастыря Андрей Рублёв?
Как определял христианскую любовь Апостол Павел?

Домашнее задание:



  1. записать и выучить определение христианской любви, данное Апостолом Павлом (1-е послание к Коринфянам. 13.4-9), стр. учебника 128.

  2. Опишите картину Л.Л Каменева, Савино – Сторожевский монастырь под Звенегородом , стр. учебника 126



Используемая литература.

  1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья», Уч. пособие 2005г

  2. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 2008г

  3. Бычков «Русская средневековая эстетика»

Похожие:

Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconТематическое планирование. 8 класс
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока русского языка (2 класс)
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов...
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconПлан-конспект урока по технологии 7 класс (мальчики) по теме "Классификация...
Цель урока: Формирование знаний учащихся о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока 5 класс Тема: «Вселенная»
Задачи: повторить и обобщить материал по теме «Вселен­ная»; развить познавательную активность учащихся через творчество: создание...
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconПлан-конспект урока английского языка по теме: «Рождество в Британии»
Цель урока: создать условия для полноценногоовладения обучающимися учебной информацией по теме «Рождество в Британии»
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока по русскому языку по теме: «Значение слова»
...
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий...
Тип урока: урок-презентация изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока по теме «Я и Мир профессий»
Цель урока: Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности знание о разных профессиях
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconПлан-конспект урока по теме: «Шляпочные грибы»
Базовый учебник В. В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,...
Конспект урока (7 класс) по теме: «Западное Подмосковье. К звенигородскому Чудотворцу Савве Сторожевскому.» iconКонспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач
Классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница