План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр




НазваниеПлан-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПлан-конспект
МОУ СОШ №1 с. В. Балкария

Черекского муниципального района КБР

УТВЕРЖДАЮ

зам. дир. по УВР

«___» ________________ Р.Циканова

План-конспект

открытого урока по географии,

проведенного на семинаре зам директоров по УВР

Черекского районного управления образованием



8 «Б» класс

Учитель Атабиев И.А.

___ 2009 год ___

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины;

  2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником;

  3. Развивать умения анализировать карты и делать выводы;

  4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к географии России.

Оборудование:

  • физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины;

  • атласы, учебники, контурные карты;

  • типовой план изучения природного региона;

  • слайды для мультимедийной презентации.

Ход урока:

I. Вводная часть (активизация интереса)

Сообщение учителем темы и цели урока.

Учитель: На Русской Равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации.

II Изучение нового материала

Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи компьютерная презентация природного региона.

^ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК (В УЧ. НА С.281)

  1. Географическое положение.

  2. Геологическое строение и рельеф.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Организация самостоятельной работы

Учащимся предлагается обсудить:

I. Географическое положение Русской равнины.

  1. Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?

  2. Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70* с.ш. до 45 * с.ш., от 20* в.д. до 58* в.д.

  3. Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:

  • Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории?

  • Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины?

  • С какими природными объектами граничит?

  • Какие природные зоны встречаются на ее территории?

Учащиеся озвучивают полученные выводы:

  1. По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России;

  2. Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы;

  3. Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата;

  4. Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни.

Учитель: Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит к появлению своеобразных культурных традиций территории.



Учитель: сегодня мы вспомнили все природные компоненты, взаимодействие которых определяет неповторимость Русской равнины. Давайте более подробно остановимся на изучении рельефа Восточно-Европейской (Русской) равнины.

II. Геологическое строение и рельеф.

Учащиеся получают задания провести анализ физической и тектонической карт и конкретизировать предложенную характеристику согласно следующим вопросам:

  1. Чем можно объяснить равнинность рельефа изучаемой территории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?

  2. Какие участки земной коры называют платформами? Какие формы рельефа располагаются на платформах?

  3. Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах?

Учитель, фиксируя ответы обучающихся, заполняет схему на доске:



    1. Климат.

Для анализа предлагается таблица.

Природная зона

Город

Средняя температура, °С

Средняя годовая облачность, %

Коэффиц. увлажнения

января

июля

года

Тундра и лесотундра

Нарьян-Мар

-16,8

12,1

-3,5

76

1,30

Тайга

Пермь

-15,4

18,0

1,3

70

1,25

Смешанные и широколиственные леса

Москва

-10,3

17,8

3,6

64

1,14

Казань

-13,0

20,0

2,7

68

0,72

Лесостепь

Тамбов

-10,7

20,1

4,8

60

0,73

Степь

Саратов

-10,8

21,2

4,9

56

0,43

Полупустыни и пустыни

Астрахань

-7,0

25,2

9,2

50

0.22

Вопросы и задания:

  1. Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца. Как они изменяются?

  2. Определите, как изменяется средняя температура самого теплого месяца. Года?

  3. Как изменяются облачность и увлажнение?

  4. Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

  5. По карте и таблице определите:

Задание 1. По показателям определите природную зону: Среднегодовая температура +3,5*С, облачность 65%, коэффициент увлажнения 1,1. ( Зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0*, июля-+21*С, облачность 75%, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? ( В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а облачность менее 75% и коэффициент увлажнения меньше)

Задание 3. Сравните климатические показатели Брянска и Самары. В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?

Задание 4. Какое влияние на климат равнины оказывают арктические и тропические воздушные массы?

IV. Внутренние воды.

Работа по карте:

  1. Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.

  2. Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.

  3. Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 куб.км, а у Дона-30 куб.км, несмотря на то, что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.

  4. На берегах каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск, Новгород?

  5. Какое питание характерно для рек Русской равнины?

  6. Каков режим рек?

  7. Вспомните, почему мы Москву называем портом 5 морей?

III. Закрепление материала.

Дополнительные задания на закрепление полученных знаний:

- Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно-Европейской равнины?

- Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.

- Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?

- К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?

- Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном ее использовании под пастбища оленей?

Тест по теме «Русская равнина».
Обведите номера правильных ответов.


  1. По своим размерам Русская равнина:

1. Первая в мире 2. Вторая в мире 3. Третья в мире 4. Четвертая в мире

2. Равнинность территории обусловлена прежде всего тем, что …

1. Рельеф формировался под действием внешних сил

2. Подвергалась неоднократным оледенениям

3. В основании лежит древняя докембрийская платформа

3. Складчатый фундамент в пределах равнины выходит на поверхность …

1. На Валдайской возвышенности 2. На Кольском полуострове и в Карелии

3. На Тиманском кряже 4. На Северных Увалах

4. Какая территория равнины испытала неоднократное влияние четвертичного оледенения

1. Южная 2. Северная 3. Западная 4. Восточная

5. Какие формы рельефа расположены на равнине:

1. Среднерусская возвышенность 2. Васюганская равнина 3. Хибины

4. Валдайская возвышенность 5. Сибирские Увалы 6. Окско-Донская равнина

6. Какой тип климата на большей части равнины?

1. Умеренно-континентальный 2. Умеренный муссонный

3. Резко-континентальный 4. Морской умеренный

7. Выберите реки, относящиеся к бассейну Атлантического океана:

1. Волга 2. Печора 3. Дон 4. С.Двина 5. Нева 6. Мезень

8. Какие озера имеют ледниково-тектоническое происхождение:

1. Эльтон 2. Ладожское 3. Баскунчак 4.Онежское 5. Чудское

Домашнее задание: параграф 27 учебника.





Похожие:

План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconВыступление на районном семинаре зам директоров по воспитательной работе
Как правило, телекоммуникационные образовательные проекты всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной...
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconПлан-конспект урока географии в 9 классе выравнивания. Тема: «Северный Кавказ»
Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию в теме «Региональная экономическая география рф»
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconОпыт работы по психолого-педагогическому сопровождению предпрофильной...
Дроздов С. Ю., зам директора по увр, Назаров А. Ю., зам директора по науке, Докучаева О. И., Володина Е. В., Клыкова Е. В., Булатова...
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconПлан-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе....
Знакомство с изделиями народного промысла Гжели и Хохломы, освоение традиционных элементов росписи: «розан», «купавка», «ягодка»,...
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconПлан-конспект урока для методобъединения учителей истории и географии...
Настольная карта, плакат «Линия времени» (изготовлен учащимися), стенгазета с аппликациями «индуизм» (изготовлена учащимися)
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconКонспект урока географии в 8 классе Учитель географии Филиала мбоу...
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным материком Антарктида, с особенностями географического положения, его размерами, историей...
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconУтверждаю Составила Директор гбоу скоши №17 Зам директора по увр
Учебный план для детей, обучающихся по программе VIII вида составлен на основе следующих нормативных документов
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconПлан работы мбу «имц об» на январь 2012 г. №/п
Семинар – практикум для зам директоров по вр, руководителей мо кл рук. «Классный час как час общения с классом»
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconГодовой отчет открытого акционерного общества “Востокгеология”
Совет директоров представляет на утверждение годовому общему собранию акционеров годовой отчет о деятельности открытого акционерного...
План-конспект открытого урока по географии, проведенного на семинаре зам директоров по увр iconГодовой отчет открытого акционерного общества “Востокгеология”
Совет директоров представляет на утверждение годовому общему собранию акционеров годовой отчет о деятельности открытого акционерного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница