Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
МХК
Рабочая программа

по учебному предмету

« Мировая Художественная Культура»

в 11 «Б» классе
Программа разработана учителем Ланкиной.Е.Е., ВКК

Рабочая программа разработана на основе программы « МХК 9класс», рекомендованной МО РФ . Авторы: Н.И Киященко, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н.Шапинская. М.: «Дрофа»2001г.
количество часов в неделю – 1 , всего в год – 34

Пояснительная записка
Основная цель курса - формирование представление о художественной культуре как части духовной культуры приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития. Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения миров разные эпохи у различных народов Земли,

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими а разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, география, краеведение, граждановедение и т.д.).

Программа охватывает широкий спектр явлений мировой художественной культуры. Одна из ведущих идей данного курса, его принципиальное отличие от других заключается в том, чтобы через творчество одного художника, может быть, даже через одно произведение искусства, показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, воссоздать ее неповторимый образ. Это позволит сформировать у учащихся представление о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие, а не разъединяющие человечество, научить их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуре.

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Отечественная культура выделена в особый раздел, но она также рассматривается во взаимосвязях с художественной культурой Византии, средневековой Европы. С культурой эпохи Возрождения, Просвещения, с культурой всех стран и народов XIX и XX вв.

Важным является раздел программы, посвященный художественной культуры XX в. Как показывает опыт, именно этот период, в особенности вторая половина ХХв., наиболее слабо разработан в плане преподавания художественной культуры в школе. Это обусловлено рядом причин, в частности сложностью языка современного искусства. Но тем не менее именно она составляет тот мир, в котором взрослеет и приобретает жизненные ориентиры и ценности подрастающее поколение. Поэтому в этом разделе представлены произведения совместного и постмодернистского искусства.
Данный курс является базовым, допускается его изучение в11 классах. Не важно, кротко или подробно будут изучаться темы, главное, чтобы в результате учащиеся достигли необходимого уровня художественного развития, обозначенного в программе.

В программе названы основные художественные явления, произведения и мастера искусств разных народов с древнейшего времени и до наших дней.

В данной программе отражены основные дидактические принципы:

  • принцип непрерывности и преемственности,

  • принцип интеграции,

  • принцип вариативности,

  • принцип дифференциации и индивидуализации.


Предусмотрено два резервных урока с целью отработки наиболее сложных тем.
Содержание программы

Введение. Знакомство с основными терминами- 1ч. Раздел IV

Культура средневековья (10ч.)

ТЕМА1

Культура Византии

и Западной Европы в раннее средневековье

Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины мира. Роль Библии в развитии художественной культуры.


ТЕМА 2

Византия: место встречи Востока и Запада

Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика образа, света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй монументальной живописи в Византии (мозаики в церкви Сан Витале в Равенне).

Синтез искусств в православном храме. Развитие гимнографии как особого рода

религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении средневековой теории

музыки. Идея ангелоподобного пения.
ТЕМА З

Раннеевропейская художественная культура

Объединяющая роль христианской церкви в становлении европейской художественной культуры. Монастыри как центры образования и культуры. Роль христианского религиозного сознания в рождении новых средств художественной выразительности и новых жанров искусства.

Художественные представления в ранний период европейской культуры. Мифология и эпические поэмы Северной Европы («Песнь о нибелунгах», «Эдда младшая», «Эдда старшая»). Декоративно-прикладное искусство.

Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего средневековья. Архитектурные памятники Кордовы как пример синтеза культур в раннем средневековье. Альгамбра — памятник мавританского стиля в Испании.
ТЕМА 4

Художественная культура европейского средневековья. Рождение Европы

Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля. Храм-крепость как отражение сути романского искусства. Вормский собор, его внешний облик и скульптурное убранство. Символизм и экспрессия образов романского стиля.

Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты (ваганты, менестрели, трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, ее духовный смысл. Становление многоголосия. Разные формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые образы в музыке XIX—XX вв. (Д. Верди, Р. Вагнер, К. Орф).

ТЕМА 5
Расцвет средневековой художественной культуры

Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья. Образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры. Скульптурное убранство храма (Шартрский собор и его статуи). Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и собор Парижской Богоматери.

Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и праздничность внутренней отделки (витражи Шартрского и Кентерберийского соборов, собора святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической скульптуры (Мария и Христос-странник Реймского собора).

Религиозное и светское искусство средневековья. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцарства («Песнь о Роланде»).

Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.

Карнавал и мистерия — синтетические формы средневекового театрального действа.
ТЕМА 6

«Осень» средневековья

Развитие готического стиля в искусстве Северной Европы. Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов. Символика пространственных отношений в росписи алтарей. Творчество К. Слютера.

Изящество миниатюры и богатство гобеленов — изображение придворной жизни. Проторенессансные черты поздней готики.

Раздел V

Художественная культура эпохи Возрождения (9ч.)

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек — мера всех вещей. Предшественники Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодиза ция культуры: Проторенессанс, ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма в искусстве эпохи Возрождения. Становление светских жанров.
ТЕМА 1

Возрождение в Италии

Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (С. Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (П. делла Мирандола).

Титаны Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи: «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.

Идеал красоты в живописи Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Фрески Рафаэля в Ватикане. Афинская школа как воплощение ренессансных представлений об античности. Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. «Давид» — воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи (гробница Л. Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл «Сотворения Адама». Завершение строительства собора святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
ТЕМА 2

Северное Возрождение

Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи.

Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии И. Босха. Народный колорит П. Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. А. Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтация М. Нитхардта (М. Грюневальда). Изменение статуса художника в обществе.

Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. И. Гутенберг и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. «Похвала глупости» Э. Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма. Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Дж. Чосера. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники У. Шекспира (К. Марло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы — комедии Шекспира.

Возрождение во Франции. Гуманизм Ф. Рабле. Поэзия Ф. Вийона, Ж. Дю Белле и П. Ронсара. Скептицизм М. Монтеня. Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.

Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко.

Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество О. Лассо.
Раздел VI

Западноевропейская культура XVII-XVHI вв. (4ч.)

Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни. Развитие эстетической мысли.
ТЕМА 1 Барокко

Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь святого Петра в Риме, скульптура Л. Бернини). «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. Барокко в искусстве Флоренции.

Барокко в северных странах Европы. П. Рубенс, Ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.

Музыка в художественной культуре барокко. Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.

Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской скрипичной музыки (А. Корелли, А. Вивальди, А. Скарлатти)74 Жанры сонаты и концерта.

Развитие французской клавесинной музыки, программные миниатюры в творчестве Ф. Купере-на, Ж. Рамо.

Монументально-героическое музыкальное искусство Г. Генделя. Оратории и оперы в его творчестве.

Философское и религиозное содержание музыки И. Баха. Духовные кантаты и мессы, органная и клавишная музыка. Роль наследия И. Баха в развитии музыкальной культуры.
ТЕМА 2 Классицизм

Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героически:* идеалов. Франция — родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Н. Буало. Теория жанров.

Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Н. Пуссен — основоположник классицизма в живописи. Пейзажи К. Лоррена. Образы мужественных борцов в картинах Ж. Давида.

Классицистская трагедия: П. Корнель, Ж. Расин.

Музыкальное искусство классицизма. Ж. Люл-ли — создатель французской оперы. Оперная реформа К. Глюка.
ТЕМАЗ

Художественная культура эпохи Просвещения

Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж. Ж. Руссо. Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм.

Творчество художников А. Ватто, Ф. Буше, Т. Гейнсборо.

Становление романа (Д. Дефо, А. Лесаж, Г. Филдинг).

Творчество И. Гете и Ф. Шиллера (веймарская школа в литературе).

Венский музыкальный классицизм. Рождение сонатно-симфонического цикла. Стройность форм и жизненная полнота образов музыки Й. Гайдна. Образный мир В. Моцарта. Его оперы, сонаты, симфонии, «Реквием».

Симфоническое и фортепианное наследие Л. ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.

Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры.

Раздел VII

Художественная культура XIX в. (Западная Европа)(4ч.)

Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
ТЕМА 1

Романтизм в различных видах художественного творчества

Противопоставление мира прекрасных, возвышенных идеалов духу мещанской повседневности. Мотивы одиночества, скитальчества, поэтизация далекого прошлого, народного быта, природы. Повышенное внимание к индивидуальному, личному, психологическая детализация. Ярчайшие представители романтизма — Д. Байрон, П. Шелли, Г. Гейне, В. Гюго, А. Мицкевич, Ж. Санд (литература); Т. Жерико, Э. Делакруа, У. Блейк, У. Тернер (живопись); Ф. Шуберт, Н. Паганини, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Ф. Лист, Э. Григ, Дж. Верди (музыка).

Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма. Развитие идей музыкальности в других видах искусства. Теория синтеза искусств.

Взаимодействие музыки и литературы. Программность музыкального искусства. Развитие романтических средств музыкальной выразительности: новое в мелодике, гармонии, музыкальной форме.

Традиционные и новые жанры в музыке романтизма: симфоническая поэма, инструментальная баллада, песня без слов, арабеска, концертная увертюра. Романтизм как главное направление в развитии национальных музыкальных школ XIX в. Эстетические основы музыкального романтизма, обращение к внутреннему миру человека.

Ф. Шуберт — младший современник Бетховена. Рождение в творчестве Шуберта романтической ; песенной симфонии. Песни Шуберта, его вокальный цикл «Прекрасная мельничиха».

Немецкая романтическая опера. Значение творчества писателя и композитора Э. Гофмана.Сказочно-бытовая опера К. Вебера «Волшебный стрелок».

Творчество Р. Шумана. Романтические циклы; фортепианных пьес «Бабочки», «Карнавал», «Детские сцены».

Рождение программного романтического симфонизма в творчестве Г. Берлиоза. «Фантастическая симфония».

Творческий облик Ф. Шопена, жанровое своеобразие и национальные истоки его музыки. Сонаты, баллады, прелюдии, этюды Ф. Шопена.

Романтический симфонизм Ф. Листа. Роль виртуозного начала, круг тем и образов в его фортепианной музыке. Лист и венгерская народная музыка.

Немецкая и австрийская романтическая музыка второй половины XIX в. Творческий облик Р. Вагнера. Философские идеи его опер. Теория «музыкальной драмы». Оперетты И. Штрауса, их танцевально-бытовая основа.

Французская романтическая музыка. Ее жанровое разнообразие. Лирическая опера (Ш. Гуно, Ж. Массне, Л. Делиб), оперетта (Ж. Оффенбах), инструментальная музыка (К. Сен-Сане, П. Дюка). Оперное творчество Ж. Визе, реалистическая концепция оперы «Кармен».

Итальянская романтическая опера. Творчество Дж. Россини («Севильский цирюльник»). Оперное наследие Дж. Верди. Эволюция его творчества от «номерной оперы» к реалистической опере-драме. Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида». «Реквием» Дж. Верди. Итальянский оперный веризм. Творческий облик Дж. Пуччини. Его оперы «Богема», «Мадам Баттерфляй».

Самобытность норвежской музыкальной культуры, творчество Э. Грига. Сказочно-фантастические образы и поэтические картины природы в его музыке.

Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве — импрессионизм, экспрессионизм.
ТЕМА 2

Реализм и его исторические судьбы

Становление реализма в литературе, живописи, театральном искусстве. Эстетические принципы критического реализма. Роман как основной жанр реалистической литературы (У. Теккерей, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Флобер, Э. Золя, В. Ирвинг, М. Твен). Художники-реалисты Г. Курбе, Ф. Милле во Франции. Станковая живопись, скульптура и гравюра. Реалистические тенденции в театральном искусстве.

Специфика реализма в музыкальном искусстве. Реалистические образы в оперном творчестве композиторов XIX в.
ТЕМАЗ

Новые идеи в искусстве конца XIX — начала XX в.

Символизм как новое видение мира (живопись, графика, литература и др.). Новые направления в живописи. Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма в живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, музыкальность живописи.

Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи (П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек, П. Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О. Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш. Бодлер).

Эстетика экспрессионизма и ее проявление в живописи (К. Кельвиц, О. Кокошка).

Влияние эстетики импрессионизма на творчество композиторов разных стран. Французский музыкальный импрессионизм. Творчество К. Дебюсси. Творчество М. Равеля. Воплощение идей импрессионизма в балете («Дафнис и Хлоя»). Фортепианная и симфоническая музыка М. Равеля («Болеро»).

Нововенская школа и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество А. Шенберга и А. Берга.

Симфоническое наследие Г. Малера.
ТЕМА 4

Художественный язык модерна

Модерн в архитектуре, живописи и музыке. Универсализм модернистов. Эстетизация быта. Новые тенденции в музыке. Проблема субъективности в художественной культуре.

^ Раздел VIII

Вершины художественной культуры России (4ч.)

Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления. Западники, славянофилы и философы Серебряного века об источниках русской самобытности. Проблема «русской европейское™» и евразийства. Взаимодействие художественного и духовного в русском искусстве, доминанты художественной культуры. Идеалы Соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место в системе общечеловеческих ценностей.

ТЕМА 1

Истоки древнерусской культуры

Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбово и храм Покрова на Hep ли).

Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева. Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.

Развитие «монументального историзма» (Д. Лихачев) в художественной культуре Древней Руси Роль слова в развитии профессионального искусства.

Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скоморошество. «Слово о полку Игореве» как памятник древ нерусской литературы, его историческая судьба. Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, устное народное творчество).
Тема 2

Становление древнерусской культуры

От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных традиций русской художественной культуры. Развитие летописания, распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.

Расцвет самобытности в русской иконописи. Иконы северного письма. Творчество Ф. Грека. Искусство колокольного звона.
ТЕМА З

От Руси к России: искусство Предвозрождения

Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского княжества, формирование идеи «Москва — третий Рим». Русское Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление гуманистического начала.

Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого («плетение словес»).

Вершины русской национальной школы иконописи (А. Рублев, Дионисий с сыновьями).

Московский Кремль — великий памятник нашего Отечества. Развитие образования. Первые печатные книги.

Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение кантилены. Творчество братьев В. и С. Роговых и Ф. Христианина.ТЕМА 4

Искусство «бунташного века»

Особенности культурной ситуации в России I XVII в. Борьба между церковной и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры «переходного' периода». Начало обмирщения искусства и усиление индивидуального начала («Повесть о Гор Злосчастии», «Повесть о Петре и Февронии»).

Барокко в зодчестве («восьмерик на четверике») Рождение русского барочного стихосложения Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи; творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова, усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны. Народная художественная культура. Открытие театра в Москве. Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как проявление барокко в русской музыке. Музыкальное творчество Н. Дилецкого и В. Титова.
ТЕМА 5

Век Просвещения

Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка в русском искусстве.

Развитие архитектуры от барокко (Б. Растрелли к классицизму (В. Баженов, М. Казаков, Д. Кваренги, К. Росси, И. Старое). Петербург как памятник новой русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.

Развитие просветительской литературы, крестьянская тема и творчество Н. Новикова. Гуманистические идеи А. Радищева. Расцвет поэзии. Творчество Г. Державина. Сентиментализм и творчество Н. Карамзина.

Театр в XVIII в. Творческий облик Ф. Волкова. Явление крепостного театра.

Классицизм в живописи. Парадный портрет (ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский).

Петербургская композиторская школа. Рождение национальной комической оперы (В. Пашкевич, Е. Фомин). Освоение европейской инструментальной музыки. «Русский Паганини» — И. Хандошкин. Вершины храмовой хоровой музыки (М. Березовский, Д. Бортнянский). Российская песня как прообраз русского классического романса.
ТЕМА 6

Расцвет русской художественной культуры в XIX в.

Эволюция стилей в русской художественной культуре XIX в. Нравственно-философские искания, формирование различных направлений в исторической науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской культуре, развитие русского литературного языка. Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В. Жуковский, А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов).

Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А. Островский и русский театр.

Рождение критического реализма. Творчество Н. Гоголя.

Становление русской музыкальной классики. I М. Глинка — родоначальник классической национальной оперы. Искание «музыкальной правды» в творчестве А. Даргомыжского.

Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К. Брюллов, О. Кипренский). Критика несправедливости общественного устройства в творчестве П. Федотова, В. Перова, художников-передвижников, И. Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И. Репина и др. Осмысление русской истории в искусстве и литературе.

Возникновение славянофильства. Борьба направлений в художественной критике. Жизнь и творчество В. Белинского. Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева.

Нравственные искания и философское осмысление действительности (Ф. Достоевский, Л. Толстой). «Горький смех» М. Салтыкова-Щедрина. Лиризм и психологизм в творчестве А. Чехова.

Творчество композиторов «Могучей кучки» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Гений П. Чайковского. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Симфоническое творчество. Балеты.
ТЕМА 7 Серебряный век

(Русская культура на рубеже веков)

Многообразие направлений в философии, эстетике, искусстве. Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии (К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм, кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве. «Миг искусства» и А. Бенуа.

Полифония стилей в музыкальном искусстве Серебряного века. Символизм, его

воплощение в музыке А. Скрябина. Неоклассические идеи в музыке (С. Танеев, Н.

Метнер). Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова. Концерты С. Рахманинова для

фортепьяно с оркестром. Музыкальные открытия «Мира искусства». Рождение нового

синтетического балета. «Петрушка» И. Стравинского.

Русское искусство в Европе. Значение русской художественной культуры этого

времени для мировой культуры. Русский космизм и его роль в развитии гуманитарного

мышления XX в.

^ Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны:

  1. 3 н а т ь:

—основные этапы в художественном развитии человечества;

—культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;

—эстетические идеалы различных эпох и народов;

—основные стили и направления в мировой художественной культуре;

—роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

—основные особенности художественного развития народов России;

—особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

—выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох; —основные художественные музеи России и мира.

  1. У м е т ь:

—отличать произведения искусства различных стилей;

—самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

—объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

—показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

—сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

—пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать

^ Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Название раздела (темы), тем уроков.

К-во

Дата




Введение (1 ч.)







1

Цели и задачи курса.

1





Культура средневековья (10 ч.)


2

Общая характеристика этапа.

1




3

Культура Византии. Возникновение христианства и судьбы художественной культуры.

1




4

Формирование хр-ой догматики и зарождение традиций иконописи. Личность Иоанна Дамаскина.

1




5

Раннеевропейская художественная культура.

Мифология и эпические поэмы Северной Европы.

Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты. Средневековые образы в музыке XIX – XX в. (Д.Верди, Р.Вагнер, К.Орф).



3




6

Расцвет средневековой художественной к-ры. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья. Эволюция архитектурных стилей: от романского к готике.

Роль собора в жизни средневекового города. Книжная миниатюра как отражение религий и светской жизни.

2




7

«Осень» средневековья. Развитие готического стиля в искусстве. Миниатюры и богатство гобеленов -изображение придворной жизни.

1




8

Зачётный урок по теме «Искусство средневековья».

1






Художественная культура эпохи Возрождения ( 9 ч.)



9

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Человек мера всех вещей.

1




10

Возрождение в Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции. (Донателло, Брунеллески). Воскрешение античных образов (С. Боттичелли).

1




11

Титаны Возрождения- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.

2




12

Северное Возрождение. Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. Представители.

2




13

Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Роль Шекспира в мировой художественной литературе.

1




14

Возрождение во Франции. Придворный характер французского искусства.

1




15

Возрождение в Испании. Испанский придворный портрет Эль Греко.

1




Западноевропейская культура 17-18 веков (4ч.).


16

Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Новое понимание сущности человека.

2




17

Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание отношения «человек и природа». Венский музыкальный классицизм. Творчество художников А.Ватто, Ф.Буше, Т.Гейнсборо. Становление романа (ДДефо, А.Лесанж, Г.Филдинг).

2






Художественная культура 19 века. Западная Европа (4ч.).




18

Романтизм в различных видах художественного творчества. Первостепенная роль музыки в системе искусств романтизма. Воздействие романтизма на последующие течения в искусстве – импрессионизм, экспрессионизм.

1




19

Зачётный урок по теме: «Реализм и его исторические судьбы. Становление романтизма в литературе, живописи, театральном искусстве».

1




20

Художественный язык Модерна и новые идеи в искусстве к 19 – 20в.

1




21

Импрессионизм и его открытия.

1






Вершины художественной культуры России (4ч.).


22

Древнерусская культура. Летописи, традиции устного народного творчества, скоморошество.

1

23

Расцвет самобытности в русской и иконописи.

1

24

Серебряный век. Роль литературы в духовной жизни общества.

2

25

Резервные уроки

2







Учебно-методическое обеспечение:

Учебник для учащихся – «Мировая художественная культура 11 класс». Автор:

Данилова Г.И. М.: «Дрофа» 2011г.

УМК для учителя - «История зарубежного искусства». Авторы: Кузьмина М.Т., Мальцева Н.Л. М.: 1983г.

«Универсальный словарь-справочник по МХК от «А» до «Я». Автор: Гоголев К.В. М.:

«МХК» 2000г.



Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconПредметы искусства Мировая художественная культура Изобразительное искусство
Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconПрограмма общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconПояснительная записка рабочая программа для 6 класса составлена на...
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая учебная программа Мировая художественная культура
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения в VIII и IX классах (68 часов)
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconКурс «Мировая художественная культура» в средней (полной) школе Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая программа составлена на основе: Программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая Художественная Культура» iconРабочая программа «Мировая художественная культура» базовый уровень,...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница