Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе




НазваниеТема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Тема урока: Бородинское сражение - как историческое событие и его от­ражение в литературе.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с историческим событием - Бо­родинским сражением, объяснить его значение в ходе Оте­чественной войны 1812 г.

  2. Познакомить обучающихся с военными подразделениями русской армии 1812 года.

3. Познакомить учащихся с литературными и документальными произведениями, отображающими историческое событие.

4. Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, ли­тературы, изобразительного искусства.

5. Воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Оборудование:

1.Выставка – иллюстрация «Бородинское сражение в картинках»

^ Ход урока.

Библиотекарь:

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть снова в нашей библиотеке. И сегодня мы с вами поговорим об Отечественной войне 1812 года. В этом году Россия празднует 200 –ый юбилей Победы в этой войне.

Перед вами иллюстрированная выставка, посвящённая Бородинскому сражению. Оформлена она в виде книги. На первых страницах этой книги вы видите изображения воинов Русской Армии и воинов армии Наполеона, а также изображение оружия, которым сражались в войне 1812 года наши солдаты. Познакомимся с ними поближе.

Вот так выглядел рядовой кирасирского полка. А что это за кирасирские полки?
Ученик:

Кирасиры – это тяжёлая кавалерия, одетая в металлические кирасы и вооружённая палашами или тяжёлыми саблями. Для этой кавалерии подбирали коней особо крупных пород 600-700 килограммов. В кирасиры брали рослых ( в начале 19 века – не ниже 170-180 сантиметров) и сильных всадников.
Библиотекарь:
На следующем изображении мы с вами видим унтер – офицера Томского пехотного полка.

Ученик:

На поле Бородина томцы снискали себе великую славу, защищая Родину от иноземных захватчиков. Недаром французы, отдавая дань уважения героизму и стойкости защитников батареи Раевского, назвали их «стальной массой, сверкающей пламенем». Солдаты и офицеры Томского полка, одевшие с вечера 25 августа чистые рубахи, стояли в батальонных колоннах и ожидали начала боя. Они не знали, что им придется непосредственно защищать ставшую впоследствии легендарной батарею Раевского. Они еще не знали, что каждый третий из них останется навечно лежать в пропитанной кровью земле Бородинского поля.

Библиотекарь:

Следующее изображение офицер гусарского полка.
Ученик:

Гусары - легкая кавалерия Русской Армии предназначались для выполнения задач разведки, боевого охранения войск, связи, прикрытия флангов в бою, рейдов на коммуникации противника.

Библиотекарь:

Следующее изображение посвящено русской артиллерии.
Ученик:

В Отечественную войну 1812 года русская артиллерия по своему качеству превосходила французкую. Наши тяжёлые единороги (это название пушки, её изображение вы видите рядом) стреляли прицельно гранатами на 1000 метров, картечью – на 500 метров. У лучших французских пушек дальность стрельбы была 800 – 900 метров ядрами, 500 – метров картечью.

Во время Бородинской битвы французская артиллерия делала до 100 выстрелов в минуту, наша – несколько меньше. Но русские артиллеристы показали чудеса стойкости и отваги. Они сражались до последнего снаряда, а если французам удавалась ворваться на наши батареи, артиллеристы защищали свои пушки в рукопашном бою.
Библиотекарь:

Русская армия 1812 года в ней сражались ратники Московского ополчения.
Ученик:

Ополчение Московской губернии было собрано, из крестьян Московской губернии, всего за месяц .И к 26 августа его формирование практически завершилось, хотя и продолжалось до 30 августа, когда 5 уездов губернии перешли под управление военного командования. 18 августа в Рузе, Можайске и Верее, то есть городах непосредственно приближенных к месту будущего генерального сражения, находилось восемь пехотных и три егерских полка, общей численностью 24 709 ратника, а ко дню сражения около 28 тысяч. Многие ополченцы геройски проявили себя при Бородине.

Библиотекарь:

А так же в нашей армии сражались егеря и гренадеры.

Ученик:

Егерские полки – лёгкая пехота, появившаяся в русской армии во второй половине 18 века. От обычной пехоты, действовавшей на поле боя колоннами, егеря отличались тем, что были вооружены более лёгким оружием и могли воевать в рассыпном строю, в том числе в лесу и населённых пунктах, преодолевая все препятствия. Поэтому в егеря подбирали людей «самого лучшего, проворного и здорового состояния», а офицеров назначали таких, которые отличались особой расторопностью.
Ученик:

Гренадеры – особые части пехоты ( иногда и кавалерии), изначально предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений. Гренадеры вооружались ручными гранатами( в старину гранаты назывались гренадами) и огнестрельным оружием.
Ученик 1:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Ученик 2:
- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Библиотекарь:

Ребята, прозвучали слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему при­ходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство снова возрождалось.

К началу XIX в. Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, за­хватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы.

В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию...

Сегодня мы познакомимся с событиями, вошедшими в нашу историю как "Отечественная война 1812 года".

Вопрос:      Ребята, приходилось ли раньше России отстаивать свою независи­мость?

Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою неза­висимость?

Вот и эта война показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова велико­го русского поэта М.Ю. Лермонтова:

- "Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

 

Осенними ночами 1811 г. над Европой ярко светила в небе великолепная комета. Многим в России она казалась предвестием близкой войны. И вот она грянула - "гроза двенадцатого года".

В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Не­ман и вторглись в пределы Российского государства. "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска. армии Барклая-де-Толи и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему?

Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества - с разных концов России полились пожертвования. Среди народа бы­ли созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной, выученной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Евро­па, а Россия была одна.

Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать...

Вопрос: Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: почему русские войска вынуждены были отступать.

Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен та­лантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино. Был сентябрь 1812г.

Первые два разворота нашей иллюстрированной выставки, посвящённые воинам, сражавшимся на Бородинском поле, мы с вами уже рассмотрели. Перейдём к другим страницам. На них мы с вами видим изображение батальных сцен (сцен сражения). Эти иллюстрации к великому произведению М.Ю.Лермонтова «Бородино» Ваши одноклассники подготовили по нему небольшую сценку…

Ученик 1:

"Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Ученик 2:

"И вот нашли большое поле.

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут."

Весь день 6 сентября прошел в приготовлениях к предстоящей битве. На­ступил вечер. Тихо было в русском лагере.

"Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

^ Кусая длинный ус..."

И в душе каждый готовился к великому бою.

Ученик 1:

"Чо тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою!... "

Во французском лагере было всё не так: оттуда доносились шум и ликова­ние, предвкушая вкус победы. Всю ночь они веселились и пировали, уверенные в собственной победе.

Ученик 2:             "И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось..."

Это было начало Бородинской битвы, продолжавшейся целый день, почти 15 часов. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...
Ученик 1:

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой.,.»

Ученик 2:

В этом сражении лучший генерал русской армии - Багратион держал ле­вый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), Багратионовы флеши, на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продол­жали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, рус­ские воины продолжали сражаться в рукопашную.

Ученик 1:

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

^ Наш рукопашный бой!...»

Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего русские войска перешли в наступление. Спустя несколько минут, Багратион был смер­тельно ранен. Это вызвало замешательство в рядах русских воинов. Но вскоре из-за дыма, гари и копоти поднялась огромная фигура. Это был генерал Дохтуров, назначенный командиром вместо Багратиона. Дохтуров обратился к солда­там с приказом: "За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад"

Ученик 2:
"И молвил он, сверкнув очами:

Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали..."

Библиотекарь:

Целый день продолжалась битва. К вечеру постепенно смолкли орудия. Страшную картину представляло собой Бородино. Никогда еще французы не ви­дали такого большого количества убитых.

^ Вопрос: "Ребята, вы запомнили имя императора Франции, начавшего вой­ну против России?

Мрачный, молчаливый Наполеон объехал поле сражения. Убитых было так много, что лошадь еле находила, куда поставить ногу. Не смолкали вопли ране­ных, однако Наполеон редко слышал русскую речь.

Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервене­нием - они стремились в Москву.

"Француз боек, да русский стоек!"- поговаривали тогда в России.

Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивитель­ным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России.

Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.

Время героев,

Обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят

Из книг и кино,
Главные даты отлиты

В газетные строки,
Главные судьбы

Историей стали давно.

Время героев,

по самому высшему праву,
Ты подарило далеким

и близким годам
Доблесть, и славу,

и долгую добрую память.
Время героев,

а что ты оставило нам?

Ты нам оставило

ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу,

и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило

самое главное в жизни —
Радость работы

на мирной, счастливой земле.

Похожие:

Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconТест по литературе (7 класс)
Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие называется
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconБородинское сражение главное сражение Отечественной войны 1812 года,...
Бородинское сражение — главное сражение Отечественной войны 1812 года, состоявшееся 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812...
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconРоль эпизода «бородинское сражение» Ивот нашли большое поле М. Ю....

Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconКалендарь знаменательных и памятных дат на 2013-2014 учебный год Сентябрь
День воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812г.)
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconУрок по теме
Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 года», схема «Бородинское сражение», элементы схемы для составления кластера, набор...
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconКонкурс рисунков «Историческое событие» (События эпохи Средневековья)
Эстетическое оформление рисунка, рисунок может быть представлен на листе формата А4 или А3, в рисунке должны присутствовать предметы...
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconВикторина к 65-летию В. О. в
Отечественная война 1812г. Вторжение армии Наполеона 1 в Россию. Основные события: битва под Смоленском (август); Бородинское сражение...
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе icon2 сентября – День воинской славы России – День окончания Второй мировой войны
День воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812г.)
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconТема : «Чтобы душа была жива…»
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тема урока: Бородинское сражение как историческое событие и его от­ражение в литературе iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница