Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их




НазваниеДанное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику – Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их близким: мамам, бабушкам и сестрёнкам.

Посиделки можно показать и учащимся начальных классов, предварительно ознакомив их с историей возникновения данного праздника.

Место для проведения мероприятия следует оформить в виде деревенской избы. В ней должны обязательно присутствовать предметы деревенского быта. Если же при школе есть небольшие выставки народного творчества, предметов домашнего обихода, одежды и т. п., это значительно облегчает задачу, – можно позаимствовать экспонаты оттуда. В другом же случае необходимо привлечь ребят к оформлению декораций, места выступления.

Уместна здесь и выставка детского прикладного творчества школьников: шитьё, вязание, плетение и т. п.

ПочИнки”

Праздник будничного женского труда

(сценарий)

Д е й с т в у ю щ и е л и ц а: ведущая, пять девушек.

Длинная лавка, на которой расположились девочки в русских народных костюмах. Они чинят одежду, вышивают, шьют. Тут же на лавке, рядом, раскрытые шкатулочки, корзиночки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника в русском народном костюме. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая рассказывает о происхождении праздника.

В е д у щ а я. Латание дыр в одежде – “Починки” – устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретенья, которое отмечали 15 февраля. Считалось, что в это время встречались Зима с Весною в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую всем Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами, парнями: стенка на стенку, деревня на деревню. Те, кто помоложе и послабее был, брали выстроенные снежные крепости. После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно “починять одёжку”: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, “порватые” кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю зимнюю, осенне-весеннюю одежку, подготовиться к смене погоды.

Вроде бы совсем обычное, довольно будничное женское дело – штопанье и латание дыр. Но предки наши из всего умели праздник сделать. А что для праздника надо? Собраться вместе, повеселиться, угоститься да развлечься. Так, немного, чисто по-женски. Какие развлечения были у женщин в те домостроевские времена, когда семейный очаг, обустройство быта были главным смыслом всей их жизни? Например, погадать, приворожить любимого, заговорить недоброе, отвести беду от себя и своих близких и тому подобное. Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней мелькали в проворных женских руках иголки…

Таким вот образом и возник своеобразный праздник женского труда – “Починки”. Слово “починки”, как вы уже, наверное, догадались производное от слова “чинить”, “починять”.

Готовились к этому празднику задолго. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму, ленты, бисер и тому подобное. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда, из которой потом делали небольшие коврики: резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получался пёстрый, весёлый коврик, который стелили на лавки и полы…

Хотите, ребятки, посмотреть да послушать, как праздник этот праздновали? (^ Дети отвечают.). Ну, что ж, смотрите да слушайте…
С ц е н а 1

В е д у щ а я. Собрались наши девицы кто с шитьём, с вышивкой, а кто с починками. Иголка мелькает в быстрых, умелых руках, плавно и печально льётся песня…

Не отрываясь от своих работ, девушки исполняют русскую народную песню “Не одна во поле дороженька”. После окончания песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулочку иголку, расправляет своё рукоделие, любуется.

1-я д е в у ш к а (Марья). Папаня вон вчера всю рубаху-то изорвал, живого места не осталося, а я её починила, лучше новой стала.

^ Девушки отрываются от своих работ, разглядывают рубаху.

2-я д е в у ш к а (Фрося). Ай, да Марья, залатала так искусно, рубаха будто новая, будто и не ношена вовсе…

3-я д е в у ш к а (приговаривая, вновь склоняется над своей работой). Не носить плачёного, не видать злачёного. Ныне – в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой.

^ Выходит ведущая, обращается к девушке, занятой починкой верхней одежды:

В е д у щ а я. Расскажи-ка, Настенька, а чем ты занята?

4-я д е в у ш к а (Настя). Латку на телогреечку ставлю, поистёрлась немного. Сейчас подлатаю, ещё одну зиму поносить можно. А под латку копеечку заветную схороню, потом зашью крепко-накрепко. Придёт времечко, и на счастье найдётся эта копеечка…

В е д у щ а я (продолжая рассказ). Когда наставал чёрный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати: выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.

^ Ведущая присаживается с краю, на скамейку, наблюдая за работой девушек.

4-я д е в у ш к а (взглянув на работу своей подруги). Посмотрите-ка, Фрося из маленьких лоскуточков исхитрилась одеяло какое сшить! Вот красота-то…

^ Девушки рассматривают работу подруги: одеяло из разноцветных ярких лоскутков.

5-я д е в у ш к а (обняв Фросю). Фрося у нас тоже мастерица искусная, такое смастерит, – ни у кого подобного в округе не сыщешь…

Ф р о с я (зардевшись). Да ладно вам, девоньки, сглазите ещё…

^ Девушки разом стучат по деревянной скамье, приговаривая: “Тьфу, тьфу, тьфу!” Потом вновь склоняются над своими работами, поют русскую народную песню “У реки” (см. Приложение). После песни приглушённо звучит мелодия.

Ведущая встаёт со скамьи.

В е д у щ а я. Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! Какие песни певали раньше? Про жизнь нелёгкую, про мать, отца, про женскую долю горькую да про суженого, милого дружка…

С ц е н а 2

В е д у щ а я. Вот и сейчас, шьют девицы-красавицы и спрашивают у иголочки, что в руках так и мелькает. Авось, иголочка что и укажет да поможет милого к себе покрепче привязать…

1-я д е в у ш к а (шьёт и приговаривает). Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?

2-я д е в у ш к а. Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?

3-я д е в у ш к а. Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!..

В е д у щ а я (продолжая рассказ). От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицы впадали в особое состояние, в котором их “посещали” видения. А так как думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы. С какой стороны сватов ждать, вычисляли очень просто. Надо только было лишь отследить момент, когда возникал образ суженого, на каком этапе вышивания.

^ Ведущая берёт у одной из девушек пяльцы с вышивкой крестом, показывает зрителям.

В е д у щ а я. Концы креста символизируют север-юг-запад-восток. Стежки узора же задают направление, откуда будут засланы сваты.

Не обходилось и без гадания. Соберутся, бывало, девушки и ну судьбу свою пытать…

С ц е н а 3

Ведущая вновь садится на скамью. Одна из девушек откладывает своё шитьё в сторону, потянувшись “с усталости”, обращается к подругам.

4-я д е в у ш к а. А что, девоньки, не погадать ли нам?

5-я д е в у ш к а (оживлённо). И то – правда, заработались совсем…

Берёт свою шкатулочку, высыпает из неё содержимое, девушки отбирают по одной вещице, показывают зрителям, затем, приговаривая, заворачивают в бумагу и кладут обратно в шкатулку.

1-я д е в у ш к а (показывая иголку).

Брякнула иголка в ящичек,

Полно, иголка, шить на батюшку,

Пора тебе, иголка, шить на подушку.

Кому же мы споём,

Тому добро,

Кому вынется,

Тому сбудется.

2-я д е в у ш к а (показывает жемчужину).

Жемчужина окатная, слава!

До чего тебе докатываться.

Пора тебе вон выкатываться,

Князьям и боярам на шапочку!

3-я д е в у ш к а (в руках у неё колечко).

Покачу я колечко кругом города, слава!

А за тем колечком сама пойду, слава!

Я сама пойду, до милого дойду, слава!

4-я д е в у ш к а (показывает бусы).

За рекой мужики живут богатые,

Гребут жемчужины лопатами.

Кому вынется –

Тому сбудется,

Не минуется.

^ Далее закрывают шкатулку, несколько раз встряхивают ее. Затем девушки считаются, кому первой вытягивать.

Д е в у ш к и (хором).

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто её возьмет –

Тот и вон пойдёт…

Девушка, которой выпало первой тянуть, в волнении закрывает глаза и с опаской запускает руку в шкатулку, вытягивает осторожно бумагу, разворачивает её. Если выпадает иголка, девушки восклицают: “К замужеству!”, гадавшая радостно хлопает в ладоши. То же самое предсказание ожидает девушек, вытащивших из шкатулки жемчужину и кольцо. Ту, которой достанется нитка жемчужных бус, ждёт в будущем большое богатство. Ну а та девушка, которой ничего не досталось, вздыхает грустно и приговаривает.

Д е в у ш к а.

За квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Ещё посижу,

Ещё повяжу…

Ну, что ж, оставаться мне пока в девках, с папенькой да маменькой!..

^ Потом, повеселев, притопывая, задорно поёт плясовые припевки, далее к ней присоединяются подруги. Они исполняют русские народные частушки с движениями.
Частушки

Плясать пойду,

Головой тряхну –

Своими серыми глазами

Завлекать начну.

Ой, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьёт

Или эти подошьёт.

Чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила –

Накухарничала!

Прялку продам,

Веретёнушко продам,

Гармонь куплю –

Плясать пойду!

Шила милому кисет,

А вышла рукавица.

Пришёл милый, похвалил:

Какая мастерица!

Шила милому кисет,

Пока мамы дома нет,

Маменька за скобочку,

Кисетик я – в коробочку!

Вышивала я платок,

Золотые коймы,

Вышивала, говорила:

“Люби, милый, помни!”

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи!..

Я надену бело платье,

Стану лебединочка.

Полечу я в ту сторонку,

Где мой ягодиночка.

Я у маменьки одна,

Работушкой замаена.

Замаена, замучена,

Работать научена.

^ После исполнения частушек девушки рассаживаются на лавках.
В е д у щ а я (встав со скамьи, продолжает свой рассказ). Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.

После того как с починкой одежды было закончено, полагалось обязательно отведать пирогов с грибной начинкой, в которых среди однородной массы непременно попадался один целенький грибок.

Когда хозяйка закладывала его внутрь кулинарного изделия, она заговорное слово произносила:

“В ухоронушке постой, мальчик-серенький кафтанчик, красная шапочка. Кто тебя добудет, тому с тобой прибудет”.

Пирожки ели медленно, осторожно. Той, кому попадался целенький гриб, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством…

Вот он, какой этот праздник – “Починки”…

Звучит русская народная мелодия. Девушки-рукодельницы с поклоном, одна за другой поочерёдно демонстрируют свои работы и уходят. Звучит музыка Б. Карамышева “Хоровод”. Участники (девочки) фольклорного ансамбля исполняют хороводный танец.
КОНКУРСЫ

В е д у щ а я. Сызмальства девочек приобщали матери по хозяйству в доме управляться: за порядком следить, детей младших нянчить, стряпать, рукодельничать.

Мне бы вот хотелось узнать, а наши девочки – так ли они проворны в ведении хозяйства, как в учении? Ни для кого не секрет, что они учатся лучше, да и намного прилежнее мальчиков. А начнём с самого простого. Ну-ка, девицы-красавицы, какие русские народные пословицы или поговорки вы знаете о рукоделии?

Если девочки затрудняются с ответом, на помощь им могут прийти мамы, бабушки, приглашённые на праздник в качестве гостей.

^ Пословицы и поговорки:

Кроить не шить, после не распорешь.

Не бывает скуки, коли заняты руки.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не игла шьёт, а руки.

Как шьётся, так и носится.

К большому терпению придёт и умение.

Длинная нитка – ленивая швея.

Шить не сошью, а распороть сумею.

Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься.
В е д у щ а я (в руках у неё шкатулка). В моём ларце заветном много чего есть для рукоделия: тут и пуговицы, и нитки, иголки есть, тесьма кружавчатая да лоскутки для латок, заплаток разные. А вот здесь (показывает на большую плетёную корзинку) одёжка разная, которую надобно починить.

Ну-ка, кто из присутствующих здесь девочек хочет умение своё показать да мастерство?

И г р аПочини одежду

По желанию выходят девочки. За определённое время одна должна пришить оторванную пуговицу к кофточке; другая зашить дырку, третья – поставить заплатку и т. д. В образовавшуюся паузу ведущая загадывает зрителям загадки об одежде, предметах рукоделия.

^ Русские народные загадки:

Конь стальной,

Хвост льняной.

(Иголка с ниткой.)

Маленький Данилка

В петелке удавился.

(Пуговка.)

Весь мир одевает,

Сама нагишом.

(^ Иголка.)

Пять чуланов,

Одна дверь.

(Перчатка.)

Сижу верхом,

Не знаю на ком,

Знакомых встречу,

Соскочу – привечу.

(Шапка.)

Десять мальчиков,

У каждого свой чуланчик.

(Перчатки.)

Утка ныряла, ныряла –

И хвост потеряла.

(^ Шьют иголкой.)

Далее девочки, участвующие в игре “Почини одежду”, демонстрируют свои работы.

В е д у щ а я (оценивая работы). Ну-ка, ну-ка, посмотрим… Ай, да молодцы, мастерицы вы, девочки, просто превосходные!

Ведущая обращает внимание зрителей на выставку прикладного искусства, комментирует каждую из работ. Или же каждый из участников выставки сам рассказывает о своём “экспонате”: вязанье, вышивке, шитье и т. д. Далее ведущая предлагает подвижную игру.

И г р а “Кто быстрее пришьёт

Формируются две команды с одинаковым количеством игроков. Участники игры на скорость должны “пришить” всех членов своей команды друг к другу. Вместо иголки используется маленькая ложка, к которой привязана нитка (бечёвка). “Пришивать” можно через ремень, лямку, петлю и т. п.

В е д у щ а я. Да, золотые руки у наших маленьких рукодельниц. В народе говорят: “Мастерами не рождаются, ими становятся”. Некоторые из наших мастериц научились своёму мастерству в кружках, а многие переняли опыт и умение у своих милых и дорогих мам и бабушек. И сейчас они продемонстрируют работы своих мудрых наставниц…

^ Под музыку выходят девочки в одежде, сшитой или связанной руками мам или бабушек. Ведущая комментирует каждую из работ.

В заключение праздника – слово ведущей и приглашение на чаепитие.

В е д у щ а я. Вот и подошёл к концу наш праздник, праздник будничного женского труда. А теперь милости просим к нашему столу: на угощение да чаепитие!

Звучит весёлая русская народная мелодия. Праздник продолжается за чаем и угощением.
Приложение

У реки

(русский лирический)


Похожие:

Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconСпортивный праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта
К празднику дети готовятся заранее: разучивают стихи и песни, посвященные мамам и бабушкам, рисуют портреты, готовят сувенир разделочная...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconПояснительная записка Рождественско новогодний праздник «Святки»
Рождественско – новогодний праздник «Святки», которому посвящено данное мероприятие, можно провести в канун Рождества Христова, так...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconКласс празднично убран. К празднику выпущены стенгазеты
Ведущий: Женский праздник 8 марта еще и бабушкин праздник. Дорогие бабушки, поздравляем вас от души и дарим вам стихотворение
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconСценарий к празднику Престольный праздник в Свято-Ильинском храме г. Бобруйска
Духа. Перед столь уважаемыми гостями наши ребята будут выступать сегодня впервые, и поэтому началом их выступления будет призывание...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconМасленица это самый любимый и самый широкий праздник русского народа....
«Простите меня, пожалуйста, если я в чем-то виноват перед вами». Очень радостно, что эта традиция живет в нашем поселке и следуют...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconРождество семейный праздник
«Праздник, праздник празднуем семьей…» Кто не знает слов этой веселой детской песни. Но, наверное, не многие задумывались, насколько...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconВнеклассное мероприятие "Город мастеров"
Якушева Любовь Михайловна, лицей №7 города Саяногорска, разработала данное внеклассное мероприятие для
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их icon«Праздник цветов». Развлечение к празднику 8 марта.
Обогащение знаний детей о природе. Формирование у детей элементов экологического сознания, развитие мышления, воображения. Воспитание...
Данное мероприятие можно приурочить к женскому празднику Восьмое марта. Стилизованный фольклорный праздник будет интересен не только учащимся, но и их iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» Сценарий конкурсной программы...
Оборудование: презентация «Девочкам к 8 марта», бланки оценок для жюри, крупа, бумага, одежда для конкурса, дипломы участников
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница