На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного




НазваниеНа основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРеферат
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»

в МОУ «СОШ № 3 г. Свирск» вводится с 01.09.2012 года в 4-х классах комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ

КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В 2010-2011 учебном году в 21 регионе РФ прошла апробация нового

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики». По результатам обсуждений и проведенных мониторинговых

исследований в ходе апробации курса были получены следующие

результаты:

По мнению большинства учителей, введение курса «Основы религиозных

культур и светской этики» в содержание обучения и воспитания повышает

эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия

для систематического духовно-нравственного образования и воспитания

детей в школе. Курс помогает обучающимся стать образованными,

толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием

курса «Основы религиозных культур и светской этики» у детей меняются

ценности (нравственные установки) и расширяется поведенческий

репертуар. Одним из положительных эффектов введения курса следует

отнести рост интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре,

традициям своей семьи, к историко-культурной и родовой памяти. Особый

интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной

деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.

Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства

родителей обучающихся. Содержание курса позволило укрепить связи

родителей со школой, влиять на взаимоотношения детей и родителей в семье

посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных

программой. Как показали результаты опроса обучающихся и их родителей,

дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках.

Таким образом, систематическая, комплексная работа по апробации

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

проведенная на территории субъектов Российской Федерации, принявших

участие в эксперименте, создала необходимые условия для успешного

внедрения нового курса в образовательную систему Российской Федерации.

Целью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и

светской этики» является формирование у младшего подростка мотиваций к

осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных

и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к

ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является

культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет

представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу

религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни

современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено

одной цели - воспитанию личности гражданина России посредством

формирования российской идентичности. Содержание курса выстраивается

вокруг трех базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3)

культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться

воспитание детей в рамках данного курса:

Модульное построение учебного курса «Основы религиозных культур и

светской этики» реализует право граждан на свободный выбор и отражает

особенность России как великой тропы с богатыми и разнообразными

духовными традициями.

Основные задачи комплексного учебного курса:

1. Знакомство младших школьников с основами буддийской, иудейской,

православной, мусульманской культур, основами мировых религиозных

культур и светской этики.

2. Развитие представлений младшего подростка о значении

нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и

общества.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и

морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у

них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих

целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении

гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4. Развитие способностей младших школьников к общению в

полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного

уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет

культурологический характер и создает начальные условия для освоения

младшими школьниками российской культуры как целостного, самобытного

феномена мировой культуры, понимания религиозного, культурного

многообразия и исторического, национально-государственного, духовного

единства российской жизни, поэтому он должен сформировать у

обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению,

основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций

многонационального народа России, а также диалогу с представителями

других культур и мировоззрений.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ

КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

представляет собой единый комплекс структурно и содержательно

связанных друг с другом шести учебных модулей:

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с

его согласия и по выбору его родителей (законных представителей)

предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных

потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а

также собственных возможностей организации образовательного процесса

самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом

выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для

организации обучения ребенка по содержанию того или иного модуля курса.

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую

завершенность по отношению к установленным целям и результатам

обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по

предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный

учебный компонент.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем

получит представление о конкретной культурной традиции на основе

знакомства с наиболее общими ее характеристиками. Однако курс

«Основы религиозных культур и светской этики» организован таким

образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения

определенный модуль, получат общие представления и о содержании

других модулей, т.к. предусматривается, что на последних занятиях

обучающиеся одного класса будут работать вместе, представляя свои

индивидуальные и коллективные работы по итогам изучения того или иного

модуля. Изучение курса завершается большим праздником - Днем

народного единства, который отмечается 4 ноября и воплощает идею

единства и согласия через диалог культур.

^ Учебный модуль «Основы буддийской культуры».

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию.

Брахманизм. Ахимса. Сансара. Карма. Нирвана. Шуньята. Сиддхартха

Г'аутама. Дхарма. Сангха. Трирагна (Три Драгоценности). Бодхичитта.

Бодхисатва. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и его

ценности. Буддизм в России. Бурханизм. Ламаизм. Человек в буддийской

картине мира. Трипитака. Джаммапада. Буддийские символы. Буддийские

ритуалы. Буддийские святыни. Влияние буддийской религии на

формирование художественных традиций. Тханка. Буддийские священные

сооружения. Ступы на территории России. Буддийский храм. Буддийский

календарь. Махакальна. Майтрейя. Праздники в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

^ Учебный модуль «Основы иудейской культуры».

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Введение в иудейскую духовную традицию. Тора -

главная книга иудаизма. Софер. Классические тексты иудаизма. Танах.

Невиим. Ктувим. Талмуд. Агада. Патриархи еврейского народа. Пророки и

праведники в иудейской культуре. Исайя. Иеремия. Даниил. Илья. Елисей.

Хасидизм. Храм в жизни иудеев. Мишкан. Назначение синагоги и ее

устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России.

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев: кашрут, цниют, талит,

тфиллин, цицит. Десять Синайских Заповедей. Ответственное принятие 613

заповедей. Бар-мицва. Бат-мицва. Еврейский дом. Знакомство с еврейским

календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их

история и традиции. Песах. Шавуот. Ханука. Рош а-Шана. Йом Кипур.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Ктуба. Гет. Хупа.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

.многоконфессионального народа России.

^ Учебный модуль «Основы православной культуры».

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию.

Вселенские Соборы. Отцы Церкви. Символ веры. Автокефалия. Библия

(Священное Писание). Священное Предание. Апокрифы. Особенности

восточного христианства. Во что верят православные христиане.

Православные таинства: крещение, миропомазание, евхаристия

(причащение), покаяние (исповедь), брак, священство, соборование

(елеосвящение). Добро и зло в православной традиции. Золотое правило

нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и

ответственность. Милосердие и сострадание. Крещение Руси. История

православной церкви в России. Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры: христианское искусство

(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный

календарь. Православные праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение

Господне (Богоявление), Сретение Господне, Преображение Господне,

Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы.

Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

^ Учебный модуль «Основы исламской культуры».

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию. Пророк

Мухаммед - образец человека и учитель нравственности в исламской

традиции. Священные книги ислама: Коран (суры, айаты), Сунна (хадисы).

Хафизы. Столпы ислама и исламской этики. Шахада. Намаз. Ураза. Закят.

Хадж. Обязанности мусульман. Фаджр, Зухр, Аср, Магриб, Иша. Для чего

построена и как устроена мечеть. Кааба. Минарет. Мусульманское

летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Хиджаб.

Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их

происхождение и особенности поведения. Ураза-байрам. Курбан-байрам.

Мавлид. Лейлат ал-мирадж. Навруз. Искусство ислама: искусство

каллиграфии и арабесок.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

^ Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».

Россия - наша Родина.

Культура и религия. Пантеистические и теистические религии.

Политеистические и монотеистические религии. Древнейшие верования.

Религии мира и их основатели: Сиддхардтха Гаутама, Иисус Христос,

Мухаммед. Священные книги религий мира: Типитака, Библия, Коран.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях

мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии

России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Песах. Шавуот.

Ханука. Рош а-Шана. Йом Кипур. Пасха, Рождество Христово, Крещение

Господне (Богоявление), Сретение Господне, Преображение Господне,

Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы.

Ураза-байрам. Курбан-байрам. Мавлид. Лейлат ал-мирадж. Навруз. Семья,

семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы

общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

^ Учебный модуль «Основы светской этики».

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Моральные понятия, суждения и нормы. Этика и ее

значение в жизни человека. Великие моралисты. Праздники как одна из

форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных

народов. Государство и мораль гражданина. Патриотизм. Образцы

нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные

традиции предпринимательства. Меценатство. Традиции меценатства в

России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные

ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали в пословицах, притчах,

баснях, афоризмах, максимах. Этикет. Образование как нравственная норма.

Методы нравственного самосовершенствования. Общечеловеческие

ценности. Гуманизм. Толерантность. Истина. Добро. Красота.

Самопожертвование.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4 КЛАССОВ

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4

классе продиктовано спецификой возраста.

Возрастной период 10-11 лет - это время завершения детства и

начальный период подросткового возраста. Основная особенность этого

периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны

развития личности.

Центральное личностное новообразование возраста - становление нового

уровня самосознания, «Я»- концепции, выражающегося в стремлении

понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими

людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Именно в этом

возрасте понятие толерантность можно сделать близким и ясным для

каждого ребенка. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая

ценность толерантного общества и черта толерантного человека. Возникают

возможности для развития эмпатии.

Ведущая деятельность - общение со сверстниками. В свою очередь,

благополучное отношение со взрослыми, основывающееся на «понимании»

подростка и принятие его - является важной предпосылкой психического и

личностного здоровья в настоящем и будущем. Данные психологические

особенности возраста открывают возможности для развития идентичности,

освоения различных социальных ролей и требований. Жизненная

ориентация будет зависеть от того, как ребенок будет относиться к миру в

целом, к себе и другим людям. Позиция терпимости и доверия - это основа

для формирования отношения будущих поколений в пользу мира, а не

войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Поэтому

задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую

установку на принятие другого, но и сформировать такое качество личности,

которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой -

понимание плюс сотрудничество плюс партнерство. Развитие эмпатических

свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место

другого.

В этот период происходит укрепление самооценки, развитие

самосознания, развитие способности к самоанализу. Самооценка может

стать устойчивым свойством личности и оказать влияние на возникновение

других особенностей личности, в частности на возрастание критичности,

требовательности к себе.

На этой основе благоприятно развитие чувства собственного достоинства и

умения уважать достоинство других; толерантно относиться к иному

мнению, иной позиции, иному взгляду.

Происходит развитие рефлексии. На этой основе создаются

благоприятные возможности для развития ценностных ориентаций

личности, осознание себя как гражданина российского общества;

формирование позитивного отношения к своему народу, осознание

многообразий проявления личности каждого человека, готовности к диалогу

и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и

религий, развитие установок на принятие ведущих ценностей своей

национальной культуры, культуры «Малой Родины».

Происходит развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной

активности, творческого подхода к решению задач. Это создает

благоприятные возможности для развития такого качества личности как

активная толерантность, которая предполагает позитивную направленность

личности, креативность и развитие способности контролировать свои

поступки в отношениях между людьми.

Возрастают возможности для осознания школьниками своих чувств и

понимание чужих чувств, развиваются нравственные чувства. Возрастают

устойчивость, действенность таких качеств как чуткость, ответственность,

отзывчивость, доброта. На этой основе важно формирование терпимого

позитивного отношения к себе как необходимого условия толерантного

отношения к другим.

К этому возрасту формируется сознательная постановка цели, волевая

регуляция поведения. Дети могут управлять поведением на основе

принятого решения, поставленной цели. Важное волевое качество, которое

начинает развиваться в данном возрасте - самостоятельность. Второе важное

качество - сдержанность.

Развитие данных качеств создают возможности для обучения пониманию

необходимости отказа от насилия и использования мирных средств для

разрешения разногласий и конфликтов, освоения социальных норм

толерантности и доверия как условия диалога культур в многонациональном

российском обществе.

Таким образом, основные новообразования возраста (формирование

произвольности в управлении психическими процессами, появление

внутреннего плана действий, рефлексия на собственные действия и

поведение, мотивация достижения), психологические особенности возраста

10-11 лет можно рассматривать, как благоприятные возможности для

развития российской идентичности.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

- Конституция РФ (ст. 13,14);

- Законы РФ «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г.;

- нормативные акты, изданные Минобрнауки России.

Похожие:

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 31 января 2012 г. N 69
Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики",...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconГород Москва 03 мая 2012 года
Министерство культуры Российской Федерации в лице Министра культуры Российской Федерации А. А. Авдеева, действующего на основании...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconПояснительная записка к учебному плану 2 Учебный план 3-4 классов 8
Базисного учебного плана Калининградской области на 2012-2013 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования Калининградской...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconМинобрнауки России
Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»,...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconМинобрнауки России
Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»,...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconУчебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconПостановление от 29 ноября 2011 г. N 571-пп об утверждении цен, ставок...
Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 410-пп "О прогнозе социально-экономического развития...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconОб утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам...
Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года n 856 "о программе государственных гарантий оказания гражданам...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница