Альтернативные ситуации на уроках истории




НазваниеАльтернативные ситуации на уроках истории
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Альтернативные ситуации на уроках истории

Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников является использование на уроках «альтернативных ситуаций».

Слово «альтернатива» понимается автором как выбор (возможность выбора) одного из двух или нескольких вариантов. В данной статье рассматриваются два пути создания на уроках ситуации выбора: первый- раскрытие альтернатив, возникавших в ходе исторического процесса, второй- анализ различных оценок событий (явлений) прошлого, деятельности партий, исторических личностей в научной и популярной деятельности.

Осмысление «альтернативных ситуаций» - разновидность проблемного обучения. Их использование на уроке требует соблюдения ряда методических условий: «альтернативная ситуация» должна обеспечивать решение ведущих образовательно-воспитательных задач, способствовать выработке у уч-ся научного подхода к историческому процессу;

ситуации первого вида должны содержать вероятностные альтернативы, реально существовавшие в истории; при отборе к уроку ситуаций второго вида следует отдать предпочтение оценкам прошлого, которые могут оказать существенное влияние на форматирование исторического сознания учащихся;

предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа уч-ся, соответствовать обмену их знаний и уровню мыслительных умений;

обучение анализу «альтернативных ситуаций» должно осуществляться поэтапно, по мере приобретения теоретических знаний, необходимых для выработки критериев анализа исторических процессов, при постепенном усложнении мыслительной деятельности уч-ся.

В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: создание ситуации выбора – уяснение ее сущности учащимися – определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив – их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями – аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме – анализ результата работы уч-ся учителем.

В процессе работы необходимо использовать широкий арсенал форм и методов обучения, стимулирующий творческий подход к проблемам урока. Учебный анализ каждого вида «альтернативных ситуаций» имеет свою специфику. Рассмотрим ее подробнее.

Изучения альтернатив исторического развития

Проблема выбора путей исторического развития стала предметом специальных научных исследований. Для приобщения школьников к анализу альтернатив прошлого необходимо опереться на ряд теоретических и методологических положений, высказываемых учеными.

Как известно, плавное, поступательное развитие общества чередуется с переломанными моментами, когда необходим «выбор такой возможности, которая, превратившись в действительность позволяет осуществить крутой поворот (перелом) в развитие общества ». Выбор пути происходит в результате «сцепления» или

«пересечения» объективного и субъективного факторов в историческом процессе. Он может осуществляться «не только на уровне массовом и общественно значимом, но и на уровне узкогрупповом и индивидуальном» В критические моменты развития интеллектуального, этические, волевые качества человека или группы людей, осуществляющих выбор, могут оказать большое влияние на последующие события. Поэтому при оценке роли исторической личности важны не только идейно- политические, но и нравственные критерии. Анализ вероятных путей развития позволяет наглядно раскрыть соотношение и взаимосвязь объективного и субъективного, действительного и возможного, необходимого и случайного. Иначе остается «лишь описывать случившееся и… задним числом подыскивать детерминирующие причины» пассивно регистрировать события без реальной почвы для научного анализа.

Рассматривая выбор путей исторического развития, следует от урока к уроку вводить теоретические знания, необходимые для поэтапного формирования умений альтернативного анализа.

При анализе «альтернативных ситуаций» ученики постепенно овладевают действиями, определенными памятками:

1. Сформулируйте сущность каждого из предлагаемы путей(решений)

2. Выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей (вариантов решения вопросов)

3. Определите своё отношения к ним

4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути

5. Покажите достоинства и недостатки отвергнутого пути развития

6. Оцените произошедший выбор.

При осмыслении «альтернативных ситуаций» увеличивается степень самостоятельности учащихся, расширяется и теоретическая база для анализа, они приобретают знания об объективных и субъективных факторов в истории. Одна из узловых проблем данного курса – выбор пути развития России в 1917 г. Программа рекомендует рассмотреть этот вопрос после изучения Февральской революции. Целесообразно обратиться к нему на обобщающем уроке по теме «Перерастание буржуазно-демократической революции в России в социалистическую», так как только после ее изучения учащееся приобретают знания о борьбе за выбор путей развития страны и о причинах, которые привлекали к социалистической революции. В зависимости от подготовки класса тема раскрывается либо в процессе коллективного обсуждения, либо на семинарском занятии по плану:

1. Проблема капиталистического пути развития России после Февральской революции.

2. Ленинская теория социалистической революции и реальные предпосылки Октября.

3. Борьба классов и партий за выбор путей исторического развития России от февраля к октябрю и ее итоги. Кроме работ Ленина учитель рекомендует дополнительную литературу. В конце занятия обсуждается вопрос о соотношении объективных и субъективных факторов дальнейшего развития России.

На следующих занятиях можно поднять вопрос о возможности альтернатив Брестскому миру, власти Советов и ряд других. В частности, при изучении новой экономической политики рекомендуется обсудить: почему к 1921 г. вновь встал вопрос о путях строительства нового общества? Какие особенности дооктябрьского капиталистического развития России обусловили поиск альтернатив существующему положению? Каково соотношение объективных и субъективных факторов при переходе к нэпу? При обобщении ответов отмечается, что нэп вводился руководством страны (т. е. государство регулировало экономику), но при этом политика большевиков в данный период во многом учитывала объективные закономерности развития экономики.





Похожие:

Альтернативные ситуации на уроках истории iconУстная речь на уроках истории Виды устной речи
На уроках истории важно владеть искусством речи. Вы должны уметь давать краткий и развернутый ответ
Альтернативные ситуации на уроках истории iconАльтернативные источники энергии
Все большую популярность в мире приобретают альтернативные источники энергии. Их преимущество заключается в неисчерпаемости энергетических...
Альтернативные ситуации на уроках истории iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Альтернативные ситуации на уроках истории iconУчитель истории, моу пестрецовская оош ямр
...
Альтернативные ситуации на уроках истории iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Альтернативные ситуации на уроках истории iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Альтернативные ситуации на уроках истории iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Альтернативные ситуации на уроках истории iconИстория современной России на уроках обществознания
Я специализируюсь на преподавании обществознания и поделюсь опытом своей работы по возможности изучения истории современной России...
Альтернативные ситуации на уроках истории iconСоздание ситуации успеха, значимости первых школьных дней у первоклассников
Создание ситуации радости единения в одну большую школьную семью, ситуации, которая позволяет детям ощущать себя самодостаточными,...
Альтернативные ситуации на уроках истории iconК вопросу о Переяславской раде во внешней политике России второй...
Целью данной статьи является ознакомление учителей истории с основными толкованиями Переяславского договора, заключённого 8 января...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница