Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души»




НазваниеДоклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДоклад
Доклад к родительскому собранию

«Семья и школа: экология души»
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества

от одной из самых больших бед –

пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там,

где есть святыни души….

В.А. Сухомлинский
Во все времена люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, переоценке ценностей, потере нравственных ориентиров, безверии, агрессивности. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения связана с подготовкой высокообразованных, нравственных, творческих людей, любящих свой край и своё Отечество, уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающих значение семьи в жизни человека и общества, принимающих ценности семейной жизни; соответствующих современному уровню экологического мышления. В последние годы в российской системе дошкольного и школьного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В новых комплексных программах в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется большое внимание проблемам духовно-нравственно-патриотического воспитания детей.
^ Основные понятия.

2013 год объявлен в России годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Давайте разберёмся в понятиях. С научной точки зрения экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.Душа — внутренниймир человека – это чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношение к другим людям.Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля(В.И.Даль «Толковый словарь»). Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»).Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование.Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.«Духовно - нравственное воспитание» - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха...Но экология – это не только чистый воздух, чистые водоемы, чистая земля вокруг, это – чистые и уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима для его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

История.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение.

В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха – императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная и воспитательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М. В. Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, поэтому в школе ведётся работа по апробации практики обучения и воспитания нетрадиционных форм и методов обучения на основе этнокультурного материала.

Главными условиями данной работы стали создание условий для проведения занятий в кружковой деятельности, развитие мотивации и потребности в самореализации личности во внеурочное время.

Мы хотели бы создать в школе такую среду, которая стимулировала бы всестороннее, гармоничное развитие личности, способствовала бы формированию социальной готовности учащихся к самоопределению, развитию способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой и досуговой деятельности, при этом учащиеся не должны забывать о своей национальной принадлежности.

^ Идеальная модель выпускника школы - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к России и к своей малой Родине, высоких гражданских ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответственен перед совестью.

Стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и во благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен всегда встать на защиту рубежей своей Родины.

Учитывая основные ценности и цели школы, а также содержание ее социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования.
^ СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
В.Сухомлинский

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко.
Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за
другой стали говорить, как они скучали по матери.

Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвертая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала
шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды
в тазу — помыть ноги.

Литература:

  1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

  2. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб. метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред.В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010.

  3. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2008.

  5. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы // Педагогика культуры: Научно-просветительский педагогический журнал. Интернет-версия. 2010. URL: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private

  6. Павлов В.И. Проектирование духовно-нравственного развития будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2009. № 6.

  7. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания // Проблемы духовного воспитания: гуманитарно-целостный подход: материалы круглого стола / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2006.

  8. Сорокина А.Г. Формирование духовно-нравственной сферы личности школьника в условиях взаимодействия общеобразовательной и воскресной школ // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4.

  9. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 2002.

  10. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,2010.

  11. Шитякова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: монография. Челябинск, 2004.

Похожие:

Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconУважаемые родители, Вы можете ознакомиться с подборкой материала,...

Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconДоклад к родительскому собранию по теме: «Влияние семейных конфликтов...
Важной проблемой, оказывающей существенное влияние на здоровье ребенка, являются конфликты в семье. Конфликты возможны в любой семье,...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconАнкета "Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения"
К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» icon«Экология Мира экология Духа»
Тема: «Экология Мира – экология Духа» (проблемы загрязнения окружающей среды, проблемы воспитания культуры в подрастающем поколении,...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconМатериал для подготовки к родительскому собранию «Нет наркотикам, энергетикам»
В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconМкоу сош№2 с п. Верхняя Балкария Доклад
Ведь человек это дух, душа и тело. Жизнь тела видима. Жизнь души уже прикровенна для самого человека. Недаром же в психологии есть...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconДоклад на тему: «о браке и семье»
«семья». Хотя в этом слове главное – вовсе не «Я», а «МЫ». «И нить, втрое скрученная, не скоро порвётся…», сказано в Священном Писании....
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» icon1. Основные понятия экологии
Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconОсновные понятия экологии
Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология...
Доклад к родительскому собранию «Семья и школа: экология души» iconПрограмма «Экология души» в рамках реализации районной целевой программы...
Актуальность: исходя из сложившейся неблагоприятной психолого-педагогической ситуации в молодежной среде и необходимостью противостояния...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница