Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду»




НазваниеПрограмма развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
Программа развития речи в детском саду

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь отвечать на вопросы и задавать их), программа одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветливость, сдержанность.
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего всем своим содержанием она направлена на реализацию теории коммунистического воспитания, т. е. на всестороннее развитие личности ребенка.
Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.
Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).
Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать. Например, знакомя детей старшей группы с каким-нибудь объектом или явлением, указанным в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи», следует помнить о конкретных требованиях к словарю, учить детей находить ответы па разнообразные вопросы: кто? Что? Каковы детали и части предмета? Как назвать группу предметов одним-двумя словами? (Существительные конкретные и собирательные.) Какой? Чей? Как? Где? Куда? Когда? Для чего? Почему? Что делает? (При ответах ребенок употребляет прилагательные, местоимения, наречия, глаголы, предлоги, союзы.) Сколько? Который? (Числительные количественные, порядковые.)
Так, программа рекомендует познакомить детей старшей группы с трудом повара. При этом называется ряд бытовых машин, которые они должны увидеть (картофелечистка, овощерезка).
При сравнении с аналогичной словарной работой в средней группе увидим, что в старшей группе возрастает употребление детьми обобщающих понятий (кухонная посуда, машины, продукты), относительных прилагательных (мясной, овощной, железный), уточняется детализация предметов (у дуршлага на дне отверстия, есть длинная ручка и т. д.), обозначение пространства и времени (внутри, с двух сторон, рано утром, к завтрашнему дню).
Дошкольному работнику приходится изучать программу как индивидуально, так и в коллективе, а в ряде случаев самому руководить этим процессом на курсах и семинарах воспитателей и заведующих, в педучилище на уроках и т. д. Заведующему детским садом или воспитателю-методисту следует ежегодно в сентябре проводить в своем детском саду коллективное обсуждение программы по развитию речи с воспитателями, чтобы помочь им вычленить программные требования в новой для них возрастной группе, наглядно сравнить их с программой смежных групп.
Во всех этих случаях изучение программы можно начать напоминанием основных задач развития речи. Затем на примере одной группы, обращаясь к тексту программы (желательно, чтобы каждый слушатель его имел, пользовался закладками, подчеркиванием и т. п.), показать, каково содержание этих основных задач и в каких разделах программы оно встречается. По аналогии с проведенным коллективно разбором предлагается каждому внимательно изучить текст программы (лучше не на занятии) других возрастных групп. Содержание следующего занятия будет сложнее: проводится сравнительный анализ программного материала по отдельным задачам, при этом отмечается последовательное усложнение материала в возрастных группах, приводятся примеры, конкретизирующие общие положения.
Примерные вопросы для анализа программы:
 1. Задачи развития речи в разных возрастных группах, их сравнение, выяснение преемственности и усложнения (по разделам «Задачи воспитания»).
 2. Программа ознакомления с окружающим и словарной работы. Расширение круга представлений об окружающем. Усложнение требований к словарю детей. Программа овладения детьми прилагательными, числительными, обобщающими существительными, перечень слов для обозначения цвета, величины, формы, пространства и времени.
 3. Программа воспитания звуковой культуры речи. Требования к звукопроизношению, дикции, качествам голоса, выразительности речи. Воспитание фонематического слуха как новая задача в старшей и подготовительной к школе группах.
 4. Программа воспитания разговорной речи. Навыки речевого общения.
 5. Программа обучения рассказыванию. Сравнение видов детских рассказов и их качества.
 6. Программа ознакомления с художественной литературой. Перечень умений, навыков, способностей, формируемых при восприятии художественных произведений и в работе с книгой. Усложнение характера и увеличение количества художественных произведений, предназначенных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Прежде всего целесообразно остановиться на содержании главной части программы — на ознакомлении с окружающим — и вычленить требования к словарю детей, уточнить перечень трудноусваиваемых слов (обозначения цвета, величины, формы, пространства, времени, количества) для разных возрастных групп. Затем желательно произвести сравнительный анализ программы звуковой культуры речи. Подробно рассматривается программа обучения рассказыванию: отмечается, каким видам рассказов и в каком квартале рекомендуется обучать детей, как изменяются требования к качеству рассказов. Труднее выделить программу работы над грамматической стороной речи. Нужно раскрыть содержание этой работы. Требования к разговорной речи и программа по художественной литературе — более легкий материал. Эти разделы можно изучить самостоятельно, руководствуясь предварительно разработанными вопросами для анализа материала.
При анализе программы можно использовать наглядные пособия — таблицы программного материала по развитию речи, которые готовит проводящий занятие. Таблицы помогут целостному восприятию программы. 
Источник: А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

Похожие:

Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» icon«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушакова О. С

Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПрограмма воспитания и обучения в детском сад у
Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М. А. Васильевой В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. Мозаика-Синтез,...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой
Книги, которые Вы можете получить в методическом кабинете нашего учреждения, могут стать помощниками в совершенствовании речи, кругозора...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПояснительная записка мадоу №228 в 2009 2010 учебном году планирует...
Мадоу №228 в 2009 – 2010 учебном году планирует работать по общеобразовательной программе «Программа воспитания и обучения в детском...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПрограмма «Радуга» Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева...
Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений Администрации мо го «Воркута»
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconРабочая программа кружка по физическому воспитанию дошкольников «Школа мяча»
Данная рабочая программа составлена на основе учебно-методического пособия Николаевой Н. И. «Школа мяча», рекомендованной программой...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПрограмма окружного круглого стола «Тематическое планирование и проектная...
Игра как средство развития у детей среднего возраста интереса к социальной действительности
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПитьевой режим в детском саду. Питьевой режим в детском саду проводится...
В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПояснительная записка к учебному плану 2009- 2010 учебного года Учебный...
Учебный план составлен на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,...
Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду» iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница