Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации




НазваниеЗакон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЗакон
Социальное партнёрство как фактор повышения качества труда в условиях реализации закона «Об образовании в Российской Федерации»

Выступление Киселёвой Н.Н. на педагогической Конференции 27.08.2013

Уважаемые коллеги!

Мы хорошо помним, каким непростым был процесс двухлетнего обсуждения и принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Профсоюзу пришлось участвовать в напряженных и ответственных переговорах с Правительством и Государственной Думой России по отстаиванию своих требований, которые были обозначены в Обращении к депутатам Государственной Думы. Более того, Профсоюзу пришлось подкрепить эти требования коллективными действиями путем сбора более 1 млн. подписей и направления 40 тыс. телеграмм, а также проведением Всероссийского пикета в Москве. Среди подписей наших около 4 тысяч, а телеграмм – более сотни, в том числе 7 – из детского сада № 3. И на пикете участвовал наш представитель – Осипова Наталья Юрьевна, председатель профкома школы № 1.

Результатом этой работы стало сохранение льгот и гарантий педагогам: право на досрочную пенсию по старости, льготы специалистам села по услугам ЖКХ, молодым специалистам, льготы педагогам на дополнительное образование (повышение квалификации), на продолжительный отпуск и сокращённую рабочую неделю, в том числе руководителям учреждений. Это немало, тем более законодатели изначально возражали по этим позициям.

Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации.

При этом надо понимать, что реализация нового Закона об образовании осложнит жизнь, как осложняет жизнь любая переоценка ценностей.

Мы это понимаем, а потому в подготовительный период направили свои усилия на совершенствование нормативно-правовой базы трудовых отношений и системы информирования. Мы откорректировали с учётом предстоящих изменений макеты ЛНА: коллективный договор с приложениями и трудовой договор, ПВТР, положения о компенсационных и стимулирующих выплатах, о трёхступенчатом контроле охраны труда. Ежемесячные тематические методички горкома по актуальным вопросам применения трудового законодательства популярны не только у профсоюзного актива города и республики, но и у наших социальных партнёров. У нас очень посещаемый сайт, поскольку имеет не только информационную, но и практическую направленность. Мы обеспечиваем наши первички профсоюзной прессой – газетами «Профсоюзный диалог» и «Путь», которые не только информируют о профсоюзных делах, но и об изменениях трудового законодательства, дают консультации по трудовым спорам. Профсоюзные специалисты, в том числе горкома, участвуют в экспертизе всех нормативных актов по трудовым и связанным с ними отношениям, которые принимаются на всех уровнях власти, вносят свои предложения, которые в большинстве учитываются. Во всяком случае, не отмалчиваемся, делая вид, что это нас не касается. У нас эффективная система обучения руководителей первичек, которая помогает им, в свою очередь, в правовом просвещении работников и предупреждении нарушений на уровне учреждения, способствует их карьерному росту. Третий год направляем своих представителей на Межрегиональный молодёжный Форум, проводимый по инициативе отраслевого рескома Профсоюза, тем самым воспитывая активный кадровый резерв. Для получения обратной связи по условиям режима, охраны и оплаты труда в рамках территориального Соглашения совместно со специалистами управления проводится проверка соблюдения работодателями трудового законодательства с выходом в учреждения. В результате чего качество ЛНА улучшилось, снизилось число жалоб по трудовым спорам за пределы учреждения, производственный травматизм - в 3 раза.

Наши члены Профсоюза – и работники, и работодатели, и профсоюзные лидеры – знают, что по всем конфликтам, возникающим внутри учреждений, получат у нас консультацию по оптимальному решению проблемы. В разрешении конфликтов сотрудничаем со специалистами бухгалтерии, правового отдела, отделов кадров и охраны труда управления образования.

Для создания нормального микроклимата и комфортных условий труда совместно с социальными партнёрами мы организуем конкурсы безопасных условий труда в кабинетах повышенного риска, самодеятельности, спартакиаду по 8 видам спорта. Радует, что улучшается оснащённость рабочих мест техникой, отремонтированы и заново оборудованы кабинеты ОБЖ и пищеблоки, покупается школьная мебель, в учительских есть возможность отдохнуть между сменами. Вызывают тревогу рабочие места учителей технологии и физической культуры. Смотр спортивных залов показал, что даже у наших победителей – СОШ № 30, 28 – обеспеченность снарядами и оборудованием по обязательному перечню не более чем на 30 %. Опасны для здоровья детей покрытия спортивных площадок и беговых дорожек большинства школьных стадионов. Нужны как содействие депутатов городского Собрания (здесь слушает нас председатель собрания Гаранин Л.А.), так и немалые (и немедленно!) средства учредителя на укрепление материальной базы физкультуры и технологии. Не то в ближайшее время мы растеряем последние кадры.

Одно из условий эффективной работы – адекватная трудозатратам оплата труда. В последний год она действительно выросла, особенно в дошкольном образовании. Но статистика лукавит, а мы делаем вид, что всё у нас благополучно. Не секрет, что в общем образовании рост заработной платы происходит не за счёт повышения стоимости единицы установленной продолжительности рабочего времени, а за счёт вторичной занятости и колоссальной переработки, что негативно сказывается как на здоровье работника, так и на качестве образовательных услуг. Именно поэтому у нас продолжается нехватка учителей математики, начальных классов, физики и физкультуры, английского языка, музыки.

Нельзя не отметить, что сторонам социального партнёрство доставляет немало хлопот процедура установления стимулирующих выплат, которая стала не только дестабилизирующим фактором в коллективах, но, при отсутствии средств, – превратилась в фарс. Вал отчётности, нацеленность на показушность проводимых мероприятий раздражают как работников, так и руководителей. Если учреждение малокомплектное, то даже самым талантливым педагогам «не светит» премия. Нелепа тождественность получаемых баллов (процентов) для установления стимулирующей выплаты: например, 10 – за подготовленного учителем победителя олимпиады и 10 – за раздачу денег, то есть за дополнительную, не связанную с обучением детей работу. Или такие показатели: сколько раз руководитель (работник) выступил (не выступил) с докладом, посетил (не посетил) совещание… Плюс (минус) за это столько-то баллов. Болел? Урезать надбавку. И неважно, что результаты работы высокие.

Что делать и до коих пор вместо гарантий педагогу стабильной заработной платы одни надбавки, размер которых зависит, как ни крути, от человеческого фактора? Может повысить существенно (не менее 70-80 % всей заработной платы работника!) ставки (оклады), оставить премии за значительные дела и, ну их бдения над таблицами показателей и подсчётом баллов? Сами породили, может, сами и ликвидируем эту мороку? Становится очевидной задача по выдвижению Профсоюзом требований для ускорения процесса разработки, согласования и принятия Правительством на федеральном уровне базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам работников как федеральных минимальных гарантий по оплате труда в бюджетной сфере, как это предусмотрено Трудовым кодексом России. Откладывать решение этой задачи нельзя. Плохо с кадрами, и молодёжь не идёт. А она прагматична, одним лозунгам не поверит. Жить хорошо хочется здесь и сейчас.

^ Что ждёт нас в новом учебном году?

Нам всем предстоит:

- работать в обновленном законодательном поле;

- отслеживать ход реализации указов Президента РФ, принятых в мае-июне 2012 года, по поэтапному повышению заработной платы;

- участвовать в общественном обсуждении профессиональных стандартов в сфере образования и нормативной правовой базы реализации Стратегии развития пенсионной системы;

- участвовать в реализации региональных проектов развития дошкольного образования, а также реформы системы оплаты труда в дополнительном образовании.

Мы знаем, что уже с 1 января 2014 года согласно новому Закону финансирование оплаты труда всех без исключения работников дошкольного, общего и дополнительного образования должно будет производиться из регионального бюджета. В том числе и компенсации на книгоиздание, выплаты 1 тысячи за классное руководство (федеральная программа заканчивается 2013 годом), компенсации специалистам села по льготам за услуги ЖКХ. Меня заранее волнует, а сможет ли вовремя регион профинансировать заработную плату за январь? В последние два года были опоздания по финансированию из регионального бюджета заработной платы на 2 недели, а за классное руководство – на 2 месяца. Муниципалитет свои обязательства выполнял своевременно. А любая задержка - это тревожность в коллективах.

Предстоит также дальнейшее повышение МРОТ – до 5554 рублей. Предложение Минтруда России уже одобрено РТК 26 июля 2013 года. Зафиксирована особая позиция профсоюзной стороны: МРОТ должен быть нижним пределом вознаграждения за труд без учёта компенсационных и стимулирующих выплат и не ниже уровня прожиточного минимума.

Благое дело увеличения МРОТ на практике для бюджетников – работников образования без дополнительного финансирования опять выразится в понижении фонда стимулирования, а значит средней заработной платы педагогов. Особенно в детских садах, где неквалифицированных работников с оплатой ниже МРОТ от 20 до 40 %. Будет ли такое финансирование? Не берусь даже и мечтать. Опять проблемы.

Новый закон об образовании доставил немало хлопот Профсоюзу не только при его разработке и принятии. И при его реализации хлопот, как вы понимаете, не уменьшится.

В настоящий период на федеральном уровне идет работа по согласованию нормативных правовых актов с новым законом. В целом планируется к принятию 141 нормативный правовой акт. Профсоюз отслеживает их подготовку, вносит предложения, чтобы не было ущемления ранее существовавших прав и льгот работников

Уже сейчас Профсоюзу удалось предотвратить возможные негативные последствия для существующих пенсионных прав педагогических работников на досрочную пенсию по старости, возникшие из-за замены в новом законе понятия «образовательного учреждения» на «образовательную организацию».

По настоянию Профсоюза в регионы направлено разъяснение о наименовании образовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013г. №ДЛ-151/17): слово «учреждение» не требует замены словом «организация».

Кроме того, ведется работа по подготовке ведомственного нормативного правового акта по установлению тождественности наименований должностей и учреждений в целях сохранения существующих пенсионных прав педагогических работников на досрочную пенсию по старости.

Сегодня на разных стадиях согласования с Профсоюзом находятся проекты нормативных правовых актов по аттестации, о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций, по видам отпусков педагогических работников, об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, о порядке реорганизации или ликвидации образовательной организации и ряд других нормативных правовых актов.

В связи с программой модернизации дошкольного образования Профсоюзу и социальным партнёрам придётся разбираться, чтобы не навредить, и с определением численности педагогических и иных работников. Если следовать рекомендациям разработчиков стандарта дошкольного образования, то легко можно растерять имеющиеся кадры узких специалистов. Например, сомнительны подходы к определению иных работников (не менее одного на 50 воспитанников). Отсутствие даже примерного перечня необходимых в ДОУ «иных педагогических работников», по мнению Профсоюза, могут значительно ухудшить условия реализации образовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях.

Напомню, что в настоящее время, в дошкольных учреждениях при определении перечня и численности штатов руководствуются рекомендациями Минтруда России (известное нам постановление от 21.04.1993 г. № 88).

^ С новым законом изменились подходы и к дополнительному образованию.

В настоящее время развитию учреждений дополнительного образования детей мешает целый комплекс накопившихся проблем, таких как:

- остаточный принцип финансирования этих учреждений;

- низкий уровень заработной платы работников;

- отсутствие современной нормативной правовой базы их деятельности;

- медленное обновление учебной и материально-технической базы учреждений, отсутствие собственных сооружений, тренировочных залов, полигонов и др.

В настоящее время в педагогическом сообществе обсуждаются проекты федеральной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», разработанных Минобрнауки России.

Вместе с тем, вопрос о финансовом обеспечении реализации этих программ до настоящего времени еще не решен.

В этих условиях ^ Общероссийский Профсоюз образования выступил с инициативой провести в декабре 2013 года Всероссийскую конференцию работников дополнительного образования детей, что, по мнению Профсоюза, является крайне актуальным и своевременным. Всероссийскую конференцию планируется провести в Москве 1-4 декабря 2013 года.

Считаю необходимым остановиться на ситуации, складывающейся с разработкой профессиональных стандартов.

Как известно, в декабре 2012 года в соответствии с новым законом об образовании были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, которые ввели понятие «профессионального стандарта».

В проекте профессионального стандарта приводятся такие наименования должностей педагогических работников как педагог - учитель-предметник, педагог - учитель начальных классов, педагог - воспитатель дошкольного образования, которые не предусмотрены Номенклатурой должностей педагогических работников, согласованной сторонами социального партнерства в сфере образования, а также противоречат требованиям абзаца 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ. Такая новация опять ударит по пенсионным правам работников. Кроме того, представители Профсоюза направят в адрес Минобрнауки России и разработчиков таблицу несоответствий с действующим законодательством, содержащихся в макете профессионального стандарта.

Сохранив право педагогических работников на досрочную пенсию по старости, закон не облегчит дальнейшие действия работников и его представителей по реализации этого права.

Для обсуждения в 2014 году этого вопроса выносится единственное предложение Минтруда, озвученное на заседании рабочей группы РТК, а именно - изменить порядок досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение, начиная с 2015 года, требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсий.

Такой подход не может быть поддержан Профсоюзом, поскольку такое реформирование:

- противоречит норме части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

- не предусматривает никаких научных обоснований и расчетов, объясняющих необходимость увеличения стажа для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, основным и единственным условием назначения которой досрочно на протяжении почти 90-летней истории государства являлась 25-летняя педагогическая деятельность (90 лет исполнится 1 января 2015 г.);

- не учитывает возросшую интенсивность труда педагогических работников, вызванную постоянными реформами в сфере образования, ведущими к повышению требований к педагогам, разного рода нагрузок, нововведениями в оценке их труда, приводящими к негативным изменениям в психофизическом и эмоциональном состоянии их здоровья.

Профсоюз считает, что одностороннее ухудшение положения работников сферы образования, связанное с простым механическим увеличением стажа, необходимого для назначения «педагогической пенсии» вызовет резко отрицательную реакцию со стороны работников сферы образования, приведет к ещё большему ухудшению кадровой ситуации в образовательных учреждениях. Так как в настоящее время наличие такого преимущества, как пенсия, досрочно назначаемая за 25 лет педагогической деятельности, является одним из наиболее привлекательных факторов при выборе педагогической профессии.

^ С реформированием системы образования и пенсионной системы связано реформирование системы охраны труда и здоровья работающих и обучающихся.

В предлагаемой проектной конструкции нового закона «О специальной оценке условий труда» установлены фактически две процедуры исследования условий труда на вредных и опасных рабочих местах, а именно:

- аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 ТК РФ с целью установления компенсаций (дополнительный отпуск, дополнительная выплата, сокращённый рабочий день) за работу в неблагоприятных условиях труда;

- специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд.

Согласно мнению разработчиков указанные процедуры будут объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил оценку рабочего места своих работников единожды, а результаты данной оценки использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и в целях предоставления гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности. И это тоже напрямую связано с реализацией права работников на досрочную пенсию по старости.

Поэтому Центральным Советом Профсоюза были даны предложения по внесению дополнений и изменений в проекты представленных документов.

В частности, предлагается изменить формулировку понятия «напряженность труда», добавив к показателям напряженности труда помимо сенсорной нагрузки интеллектуальную и психоэмоциональную нагрузку на центральную нервную систему и органы чувств. Это предложение вызвано, прежде всего, тем, что в современных условиях труд педагогического работника характеризуется высокой психоэмоциональной нагрузкой. При этом при выполнении педагогическими работниками своих должностных обязанностей наблюдаются характерные признаки состояния стресса, сопровождающиеся умственным и физическим переутомлением, снижением иммунитета и, как следствие, развитием хронических заболеваний, в первую очередь, таких социально значимых как злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

Однако предложенные Центральным Советом Профсоюза инициативы не были поддержаны руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, полагающим, что невозможно дать оценку психоэмоциональной нагрузке работника подобно измерениям гигиенических нормативов условий труда (ПДК, ПДУ).

И хотя изменение порядка установления досрочной трудовой пенсии для педагогических и медицинских работников пока не поддерживается ведущей политической партией страны, официальное рассмотрение этого вопроса не может не волновать представителей работников. Для подтверждения своей позиции Центральный Совет совместно с медицинским университетом имени Н.И. Пирогова предусмотрел проведение во II полугодии 2013 года мониторинга по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников, организации оказания им медицинской помощи с целью выявления факторов риска и разработки мероприятий по их нивелированию.

Общероссийским профсоюзом образования также предложено восстановить практику частичного финансирования за счет средств ФСС обучение охране труда отдельных категорий застрахованных в бюджетной сфере. Такая практика была раньше.

^ Уважаемые коллеги!

Горком, являясь структурой не только отраслевого Профсоюза, но и профсоюзов России, в своей работе отражал и отражает настроения, потребности людей труда. Мы уже не выходим на баррикады, но это не означает, что работы у Профсоюза стало меньше. Только выше названные проблемы, которые не могут решаться без участия профсоюзов, конкретные дела и действия всех профсоюзных структур говорят о значимости, весе и роли нашего Союза.

Российскому Профсоюзу образования более 100 лет. И он ещё долго будет работать, защищая педагогов, выступая посредником между работником и работодателем, занимаясь правовым просвещением, воспитывая молодёжь. В этом и состоит его главная задача в условиях реализации нового закона об образовании. Именно поэтому наиболее дальновидные, мудрые руководители (а их большинство!) не прерывают связи, сотрудничают с нашим Профсоюзом.

Благодарю за совместную работу на благо человека, отрасли профсоюзный актив, аппарат рескома, руководителей учреждений, специалистов управления образованием, лично Михаила Яковлевича.

С новым учебным годом! Желаю всем здоровья, материального благополучия, творческого вдохновения, взаимной поддержки и плодотворного сотрудничества во имя процветания и развития отрасли.

Благодарю за внимание!


Похожие:

Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconНормы часов за ставку заработной платы педагогических работников,...
Ой работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определены постановлением Правительства РФ от 3 апреля...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconПродолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва "О продолжительности...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconПонятие заработной платы, ее источники и виды
Классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходила из того, что в основе заработной платы лежит стоимость...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconИнструкция о порядке исчисления заработной платы работников муниципальных...
Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Ленинградской области от 9 октября 2007 года №251/1 «Об утверждении...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconИнструкция о порядке исчисления заработной платы работников муниципальных...
Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Ленинградской области от 9 октября 2007 года №251/1 «Об утверждении...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconПрика з
О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconКадрам Содержание Если Вы планируете вести работу Кадров, 1 Если...
При расчете заработной платы п. 1 'Расчет заработной платы' появляется сообщение
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconСистема расчета заработной платы педагогов
Оплата труда педагогических работников непосредственно осуществляющих учебный (воспитательный) процесс устанавливается исходя из...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconЗакон Псковской области от 7 октября 2010 г. N 1006-оз "Об отраслевых...
Настоящий Закон устанавливает отраслевые системы оплаты труда в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы...
Закон закрепил принцип установления заработной платы педагогических работников на уровне средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Федерации iconПриказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г....
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница