Примерная должностная инструкция классного руководителя




НазваниеПримерная должностная инструкция классного руководителя
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИнструкция
Примерная должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

  1. Классный руководитель есть педагог школы, осуществляющий функции организатора детской (подростковой) жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни, демонстрирующего воспитанникам пример достойной жизни.

  2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.

  3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

  4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы.

^ 2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя

2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального физического и духовного развития личности ребенка (подростка). Для него:

2.1.1. Изучает особенности развития каждого ученика, состояние здоровья, отражая все данные в психолого-педагогической карте.

  1. Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.

  2. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.




  1. В соответствии с возрастными потребностями детей (подростков) и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.

  2. Развивает классное самоуправление, приучая к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.

  3. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с педагогами, товарищами, родителями. Помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, приобрести удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.

  4. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ученика. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.

2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

  1. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.

  2. Содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

  3. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.




  1. Защищает права и свободы воспитанников; несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время проведения мероприятий, организованных классным руководителем.

  2. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

  3. Классный руководитель (по решению педагогического совета данной конкретной школы) организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь учащихся в ремонте школьного здания, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям о всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.6. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

^ 3. Режим работы классного руководителя

(Данный раздел формулируется в каждом образовательном учреждении индивидуально исходя из особенностей школы и традиций педагогического коллектива, но не противоречащих требованиям новых редакций Закона «Об образовании» и Трудового кодекса Российской Федерации)

  1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ в редакциях федеральных законов, например, августа 2004 г.), которые должен исполнять любой работник.

  2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, — 6 часов (30 % от ставки учителя).

  3. Час классного руководителя (классный час) — один раз в неделю по расписанию (о чем делается запись в классном журнале).

  1. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).

  2. Количество родительских собраний — не менее одного собрания в четверть.

3.6. Отчеты о проделанной работе представляются администрации по окончании учебной четверти (по утвержденному порядку).

3.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

^ 4. Права классного руководителя

4.1. Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.

  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

  3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».

  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при невозможности —в государственных органах власти и суда.

4.2. Классный руководитель не имеет права:

4.2.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.

  1. Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.

  2. Злоупотреблять доверием ребенка или подростка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.

  3. Использовать семью, родителей или родственников для наказания ученика или в личных корыстных целях.

  4. Подрывать авторитет учителей школы и всего педагогического коллектива в лице ученика, его родителей и общественности.

^ 5. Классный руководитель должен знать:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в новой редакции),

  • Конвенцию о правах ребенка,

  • педагогику, возрастную и социальную психологию,

  • основы школьной гигиены, педагогическую этику,

  • основные положения теории и методики воспитательной работы,

  • основы трудового законодательства.

^ 6. Классный руководитель должен уметь:

  • Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.

  • Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

  • Составить план воспитательной работы в собственном классе.

  • Организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.

  • Организовать и провести родительское собрание.

  • Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами — опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

^ 7. Документация и отчетность

(Данный раздел формулируется в каждом образовательном учреждении индивидуально исходя из традиций данного педагогического коллектива, но не противоречащих требованиям новых редакций Закона «Об образовании» и Трудового кодекса Российской Федерации)

Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию.

  • Классный журнал (последние страницы).

  • План воспитательной работы с классным коллективом.

  • Личные дела учащихся.

  • .Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

  • Протоколы родительских собраний.

  • Отчеты о результативности воспитательной работы по четвертям.

  • Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь важное значение при прохождении аттестации.


^ 8. Оценка работы классного руководителя. Оплата и стимулирование труда

(Данный раздел формулируется в каждом образовательном учреждении индивидуально исходя из традиций данного педагогического коллектива, но не противоречащих требованиям новых редакций Закона «Об образовании» и Трудового кодекса Российской Федерации)

Оценка работы классного руководителя, как известно, имеет свои особенности и сложности. Решением педагогического коллектива школы устанавливается следующий порядок:

  1. Выполнение настоящих обязанностей в полной мере (заключение делает администрация) влечет за собой оплату классного руководства в полной мере: 30 % от учительской ставки педагога; кроме того, дает право руководителю использовать поощрения и доплаты.

  2. Неполное выполнение обязанностей предусматривает право администрации снизить оплату на одну треть.

  3. Выполнение обязанностей наполовину и менее оплачивается в размере 10—15 % от ставки, при этом руководитель имеет право поставить вопрос о наказании.


Примерное положение о классном руководителе

^ 1. Общие положения

Практика работы учреждений образования, история развития школы убедительно показывают ведущую роль классного руководителя в формировании личности учащегося, развитии его творческих возможностей.

Современная демократическая школа (ее администрация, ее совет) имеет возможность самостоятельно определять вариант воспитательной системы, приоритетные задачи на тот или иной период жизни и в соответствии с этим осуществлять вариативный подход к организационно-педагогическому обеспечению воспитательного процесса, в частности к организации труда классного руководителя. Образовательное учреждение при выборе той или иной модели классного руководства учитывает уже реально существующие модели:

  • классный руководитель — куратор одного класса;

  • освобожденный классный руководитель (воспитатель класса);

  • руководитель разновозрастного коллектива, объединения по интересам;

  • организатор параллели классов и др.

Могут быть созданы и другие модели классного руководства.

Вариативный подход к организации труда классных руководителей, определению их возможных функциональных обязанностей осуществляется в зависимости от типа образовательного учреждения, особенностей его самоопределения в целях и содержании образования и организации жизнедеятельности учащихся, а также в зависимости от воспитательного потенциала педагогического коллектива, особенностей коллектива учащихся и родителей.

^ 2. Назначение и задачи классного руководителя

Классный руководитель — это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в усвоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в классном коллективе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса его социализации.

Классный руководитель осуществляет ежедневное систематическое наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, содействует созданию оптимальных условий для формирования его личности в процессе взаимодействия школьника с окружающим миром: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, и главное — с людьми.

Цель работы классного руководителя с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников.

Исходя из этой цели, можно вычленить следующие задачи, непосредственно и каждодневно реализуемые классным руководителем в целях образования личности ребенка:

  1. Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

  2. Организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания.

  3. Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей.

^ 3. Функции и содержание работы классного руководителя

Деятельность классного руководителя является основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Она обусловлена современной задачей, которую он ставит перед собой: общественно-максимальное развитие каждого обучающегося, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов.

Ориентируясь на эту основную задачу, классный руководитель выполняет работу следующего содержания:

  • содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности школьника, фиксирует отклонения в развитии и поведении воспитанника, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

  • осуществляет изучение личности школьника, его склонностей и интересов;

  • создает благоприятную микросферу и морально психологический климат для каждого ребенка в классе (группе);

  • направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника;

  • координирует деятельность учителей-предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся, осуществляет помощь отдельным учащимся в учебной деятельности;

• содействует получению дополнительного образования каждым учеником через систему кружков, клубов, секций, объединений по интересам, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;

• взаимодействует с органами ученического самоуправления, с детскими и подростковыми общественными
организациями в проведении внеурочной воспитательной работы, оказывает им организационно-методическую поддержку;

• организует воспитывающую деятельность в классе, в соответствии с возрастными интересами детей, национальными традициями и требованиями жизни строит содержание жизнедеятельности классного коллектива;

  • заботится о здоровье и безопасности воспитанников; участвует в диспансеризации учащихся, проводимой медицинскими работниками; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

  • ведет работу по охране прав и защите интересов школьников; оказывает помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

  • работает в тесном контакте с родителями учащихся; изучает воспитательные возможности семьи; ведет дифференцированную индивидуальную работу с родителями по коррекции семейного воспитания; оказывает помощь родительской общественности в работе с учащимися класса и их родителями; организует совместную деятельность школьников и родителей, .ведет работу по педагогическому просвещению семей, повышению их педагогической культуры;

  • ведет необходимую документацию, утвержденную педагогическим советом данного образовательного учреждения, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы.

Основными функциями, определяющими содержание работы классного руководителя, являются:

  • аналитико-прогностическая;

  • организационно-координирующая;

  • коммуникативная;

  • предупредительно-профилактическая;

  • охранно-защитная; коррекционная.

^ 4. Формы работы классного руководителя по организации жизнедеятельности учащихся

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:

• познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

• трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека;

• художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника;

• спортивной, пропагандирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела;

  • общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности;

  • ценностно-ориентировочной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях;

  • свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.

В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса.

Планирование воспитательной работы по видам деятельности обеспечивает разносторонность взаимодействия школьника с окружающим миром, позволяет предупредить однобокое влияние школы, сведение ее воспитательного влияния к узкому кругу однообразных дел.

Классный руководитель должен владеть знаниями различных форм организуемой деятельности. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ситуацией, в которой оно осуществляется. Классный руководитель должен обладать методическим запасом знаний о распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных формах работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др.

^ 5. Полномочия классного руководителя

Независимо от того, какая модель руководства классом выбрана, классный руководитель как административное лицо имеет право:

  • получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

  • контролировать успеваемость каждого ученика;

  • координировать работу учителей-предметников, организовывать педконсилиумы, «малые педсоветы»;

  • выносить на рассмотрение администрации, педагогического или методического совета школы согласованные с коллективом класса предложения;

  • приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;

  • по согласованию с администрацией обращаться в отдел по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (ОППН), советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

  • определять программы индивидуальной работы с детьми;

  • по согласованию с администрацией и с разрешения педагогического совета школы вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

  • выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку.

^ 6. Требования к подготовке классного руководителя и общие условия его работы

Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

• знания и умения по педагогике, детской и возрастной психологии, социальной психологии и психологии отношений; психологии детских коллективов; педагогической этике;

знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков; владение эффективными методами изучения отдельной личности и группы;

  • знание возрастной физиологии; школьной гигиены;

  • знание теоретических основ воспитания, владение технологией воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации свободного времени школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);

  • знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса; основных направлений и перспектив развития системы образования и педагогической практики;

  • знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся; Конвенции о правах ребенка; основ трудового законодательства;

• умение использовать методы анализа, диагностирования, прогнозирования, программирования, коррекции, самоконтроля; организаторские умения и навыки; коммуникативные способности.

Для реализации педагогических задач классному руководителю необходимо создать соответствующие условия:

  • материально-техническое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности;

  • организационно-методическую помощь со стороны руководства учреждения образования, методической службы;

  • мотивированное обеспечение (организация систематического коллективного педагогического анализа состояния и перспектив классного руководства, использования методов и мер морального и материального поощрения и др.).

^ 7. Критерии оценки деятельности классного руководителя

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка или подростка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение.

Задача классного руководителя — установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.

Периодическое фиксирование воспитательных результатов целесообразно проводить в третьем (четвертом), седьмом, девятом и одиннадцатом классах, отмечая соответствующие изменения.

Положительно оценивается воспитательный процесс тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к выпускному классу, а общий результат превышает показатели младших и подростковых классов.

Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.

Похожие:

Примерная должностная инструкция классного руководителя iconПримерная должностная инструкция инженеру-механику (механику)
Инженер-механик назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом руководителя организации
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconДолжностная инструкция классного руководителя общие положения
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований...
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconКлассного руководителя
Личностные качества выпускников данного классного руководителя. Ниже приведены соответствующие диагностические методики, позволяющие...
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconРекомендации к организации деятельности классного руководителя
Этим определяется социальная значимость и важность фигуры классного руководителя
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconДолжностная инструкция Инженер по обслуживанию компьютерной техники должностная инструкция
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconДолжностная инструкция
Должностная инструкция монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций 5-го разряда
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconПоложение о классном руководителе
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconЗадачи классного руководителя: создание благоприятных психолого педагогических...
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной...
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconПамятка для классного руководителя Памятка Документация классного руководителя
Расписание кружков, секций, факультативов, стимулирующих и поддерживающих часов
Примерная должностная инструкция классного руководителя iconДолжностная инструкция №16 сторожа старшего по смене
Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница