Программа рассчитана на 70 часов




НазваниеПрограмма рассчитана на 70 часов
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина под ред. В. Я. Коровиной – Москва, «Просвещение», 2008 г.)
Программа рассчитана на 70 часов.
Цели изучения учебного курса литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, знакомство учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства.
^ Задачи изучения учебного курса литературы:

  1. образовательные

– чтение и изучение художественных произведений;

– знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;

  1. развивающие:

- расширение круга чтения;

- повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

- развитие литературного вкуса учащихся;

3) воспитательные:

- расширение эмоционального восприятия обучающихся;

- эстетическое, историко-культурное и духовное воспитание школьников;

- воспитание высоких нравственных чувств учащихся.
^ Структура курса:

№ п\п

Основные содержательные линии

Количество часов

1.

Введение.

1 час

2.

Устное народное творчество.

4 ч. +2 Р\р +2 в\ч

3.

Из древнерусской литературы.

2 ч. + 1 Р\р

4.

Из русской литературы 18 века.

3 ч.

5.

Из русской литературы 19 века.

23 ч. +4 Р\р +3 в\ч

6.

Из русской литературы 20 века.

17 ч.+1 Р\р

7.

Из литературы народов России.

1 ч.

8.

Из зарубежной литературы.

6 ч.



^ Внесенные в авторскую программу изменения и их обоснование
Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения дополнительные произведения:

  • В разделе «Устное народное творчество» - предания;

  • В разделе «Литература 19 века» - А. С. Пушкин «Борис Годунов»,

А. К. Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»;

  • В разделе «Русская литература 20 века» - «Кусака» Л. Н. Андреева, «Кукла» Е. И. Носова, «Тихое утро» Ю. П. Казакова и «Земля родная» Д. С. Лихачёва.

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения предания русского народа, былины «Садко» и карело-финский эпос «Калевала», «Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», добавлено стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Два богача», рассказы Л. Н. Андреева «Кусака», Е. И. Носова «Кукла», Ю. П. Казакова «Тихое утро».

Для внеклассного чтения взяты произведения: былина «Василий Буслаев», исторические баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» и главы из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделено 8 часов на развитие речи и 5 часов на внеклассное чтение.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
^ Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность. Существует система ознакомления с литературой разных веков и в 7-ом классе. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги и т. д.)..

В курсе 7-ого класса затронута проблема особенности труда писателя, его позиции, изображения человека.
Вторая группа первого концерна (7-8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания уделяется активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Образовательные технологии
1. Личностно-ориентированная.

2. Обучение в сотрудничестве..

3. Уровневой дифференциации.

4. Групповые технологии.

5. Проблемное обучение.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Формы контроля:

Плановое количество контрольных работ:

Классных сочинений-2

Домашнихсочинений-2

^ Содержание курса:
Введение-1ч.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-4ч.+2Р\р +2в\ч

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

^ Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

в/ч №1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко» . . Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). в/ч( В\ч №2.Былина «Василий Буслаев» и др. Воплощение в былинах нравственных свойств русского народа.

Р/р(1) Рассказ или составление диалога на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

^ Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Р/р (2) Классное сочинение по одной из пословиц.

^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- 2ч. +1 Р\р

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Р/р(3) Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» по ролям.
^ Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

^ Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 3ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

^ Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 23 ч. + 4 Р\р +3 в\ч

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

^ Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

^ Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Р/р(4) Подготовка к домашнему сочинению по повести «Станционный смотритель»- рассказ о Самсоне Вырине.

в/ч(3) А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».
^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

. Р/р(5) Классное сочинение- характеристика литературного героя.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

^ Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

^ Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Р/р (6) Подготовка к домашнему сочинению. «Авторская оценка образа Тараса Бульбы» ( по повести Н.В.Гоголя).
^ Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

^ Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

^ Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

В\ч (4). Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

В\ч (5). «Дикий помещик». Гротеск (начальные представления).
^ Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

^ Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
  1   2

Похожие:

Программа рассчитана на 70 часов iconРабочая программа по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»
Программа рассчитана на 114 часов максимальной учебной нагрузки при обязательной аудиторной учебной нагрузке 76 часов и самостоятельной...
Программа рассчитана на 70 часов iconРабочая программа по истории 8 класс Пояснительная записка
А. А., Косулина Л. Г. «История России – XIX век» ( Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11...
Программа рассчитана на 70 часов iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Х и ХI классах по 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю. Согласно учебному плану школы программа рассчитана на 35 недель в...
Программа рассчитана на 70 часов iconРассмотрено согласовано утверждено
И. и новошинский. Н. С. Новошинская. Рабочая программа рассчитана на 68 рабочих часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного...
Программа рассчитана на 70 часов iconРабочая программа по дисциплине «Физиология с основами биохимии»
Программа рассчитана на 198 часов максимальной учебной нагрузки при обязательной аудиторной учебной нагрузке 132 часа и самостоятельной...
Программа рассчитана на 70 часов iconПояснительная записка Русский язык, 5 класс
Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Москва, Просвещение,...
Программа рассчитана на 70 часов icon1Статус документа
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логика...
Программа рассчитана на 70 часов iconПримерная программа по математике («Сборник нормативных документов....
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7...
Программа рассчитана на 70 часов iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение курса мхк в 10 классе универсального профиля моу «Калитинской сош» в течение 34 часов...
Программа рассчитана на 70 часов iconПрограмма элективного курса Журналистика
Программа предназначена для учащихся 9 классов,проходящих предпрофильную подготовку и рассчитана на 9 часов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница