Рабочая учебная программа по литературе




НазваниеРабочая учебная программа по литературе
страница1/8
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ

Школьным/Районным (нужное подчеркнуть) Директор МОУ

Методическим объединением «СОШ с.Горнозаводска»

Учителей____русского языка и литературы

(цикловой предметной комиссией) ______________Ким Кен Сен

Протокол №____от «___»_____________2013 г. «____»__________2013 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)
основное общее

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)
1 год

___________________________________________________________

(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я
и программы по литературе В.Я.Коровиной

_________________________________________________ ____________________________

(наименование программы) (автор программы)

Седых О.В.

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


с. Горнозаводск

2013 г.
^ Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089

от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2010 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2012).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании

рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время

компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые

определяют задачи обучения:
-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения

русской и зарубежной литературы;
-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям

и художественному многообразию литературы;
-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными' сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь)

Ведущие формы, методы и технологии обучения, используемые на уроках литературы:

    1. формы

  • индивидуальные

  • парные

  • групповые

  • фронтальные

    1. методы

  • исследовательский

  • частично-поисковый

  • создание проблемной ситуации

  • репродуктивный

  • объяснительно-иллюстративный 3. технологии

  • технология личностно-ориентированного образования

  • диалоговые технологии

  • игровые технологии

  • технология дифференцированного обучения

  • компьютерные технологии

5 – 6 класс
В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
Изучение литературы в 5-6 классах направлено на решение следующих задач:

  • развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.


^ Особенности организации учебного процесса: в 5-6 классах происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:

  • Развитие речи (практико-ориентированный и деятельный подходы);

  • Связь с другими видами искусства (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов);

  • Возможные виды внеурочной деятельности (деятельный, личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению).



Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

-выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

- владение диалогической и монологической речью;

- умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств;

- составление плана;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля

и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков.

^ Ведущая проблема изучения литературы в 5-6 классах– внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
На уроках литературы используются следующие виды деятельности:

- осознанное чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа;

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Программное содержание 6 класса соответствует примерной программе.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Срок реализации рабочей учебной программы для 6 класса – 1 год.

Для реализации данной рабочей программы выбран учебно-методический комплект под редакцией В.Я.Коровиной. Выбор мотивирован тем, что он

- рекомендован Министерством образования Российской Федерации для общеобразовательных школ;

- соответствует стандарту образования по литературе;

- построен с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

^ Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план 6 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Плановых уроков

^ Развитие речи

Контрольных уроков

Всего по разделу

1

Введение.

1

-

-

1

2

Устное народное творчество

2

1

-

3

3

Из древнерусской литературы

1

-

-

1

4

Из русской литературы XVIII века

3

-

-

3

5

Из русской литературы XIX века

24

3

2

29

6

Из русской литературы XX века

15

4

-

19

7

Из литературы народов России

1

-

-

1

8

Из зарубежной литературы

8

-

1

9

9

Обобщение и систематизация изученного

1

1

-

2




Итого:

56

9

3

68
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной,...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной,...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе среднего полного (общего)...
Кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для проведения егэ выпускников XI классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по иностранной литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе 9 класс (базовый уровень)
Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5 -11 классов (авторы: В. Я. Коровина,...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе 8 класс (базовый уровень)
Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5 -11 классов (авторы: В. Я. Коровина,...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе образовательной программы по литературе мбоу оош с. Аришка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница