Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г




НазваниеПояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г.;

  2. Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2009/10 учебный год».

  3. Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.:Просвещение,2011.

За основу рабочей программы по ОБЖ в 5 классе взята авторская программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, так как. изучение данного курса направлено на подготовку подрастающего поколения россиян в области ОБЖ и основывается на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, что соответствует требованиям Стандарта.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2011.

- А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией

Рабочая программа имеет цель:

  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства

  • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности

  • Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности

  • Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

^ Знать /понимать:

1. Основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;.

2. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности

3.Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях

4. Приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  1. Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья

  2. Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам

  3. Соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода.

  4. Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания

  5. Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Ведения здорового образа жизни.

2. Оказания первой медицинской помощи.

3. Вызова (обращения за помощью) в случае необходимости службы экстренной помощи.

4. Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта

^ Межпредметные связи.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-ом классе представляет собой совокупность фрагментов во многих образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В таких блоках как, «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»и «Чрезвычайные ситуации» прослеживается связь с географией, историей. Используется межпредметная связь с уроками литературы, приводятся примеры из сказок. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.

^ Место учебного предмета .

Календарно – тематическое планирование составлено согласно годовому календарному графику и расписанию уроков, где на освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе отводится 35 учебных часов с недельной нагрузкой 1 час

^ Особенности организации учебного процесса по ОБЖ

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

^ Контроль результатов обучения

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля ЗУН: контрольная работа , тест, устный опрос.
^ Учебно-методическая литература


Название


Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1

Личная безопасность школьника

М.И.Кузнецов

Москва

2005

1

2

Помощь пострадавшим.Защитные меры

А.П.Зайцев

Москва

2000

1

3

Правила безопасности для детей и взрослых

В.В.Шевченко

Санкт-Петербург

2006

1

4

Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1

Шаховец В.В

Москва

2000

1

5

Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.2

Шаховец В.В

Москва

2000

1

6

Основы безопасности жизнедеятельности справочник школьника

В.П. Ситников

Москва

1997

1

7

Учебник ОБЖ-5 класс

А.Т Смирнов

Москва

2009

15

Таблицы

п/п

Название таблицы

Кол-во



«Правила поведения в ЧС природного характера» 5 шт.

1



«Правила поведения в ЧС техногенного характера» 6 шт.

1



«Основы безопасности жизнедеятельности» 13 шт.

1



«Факторы разрушающие здоровье человека» 8 шт.

1



«Правила оказания первой медицинской помощи» 15 шт.

1



«Поведение в криминогенных ситуациях» 9 шт.

1



«Пожарная безопасность»

1


Календарно-тематическое планирование

5 класс

Дата

урока



Тема, тип урока, форма проведения

^ Кол-во часов

Элемент

содержания

Требования к уровню

достижения

Контроль


Деятельность учащихся

План

факт

иметь

представ-

ление

знать

уметь/

иметь

опыт

применять

на

практике




Раздел № 1 «безопасность и защита человека в опасных ситуациях» (16 часов)




^ Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч.)

4.09




1

Город как среда обитания (лекция)

1

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Об Особенности современных городов,

Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни




Знать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные аварийные ситуации в жилище.

Знакомиться с мерами безопасности в быту. Учиться понимать инструкции пользователя электрических приборов.

Различать предметы бытовой химии.

Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

11.09




2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища(комбинированный)

1

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике

О Системе обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.

Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




18.09




3

Особенности природных условий

в городе.(комбинированный)

1

Природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды

О Природных и антропогенных факторах формирующих микроклимат города

Особенности природной среды в городе.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




25.09




4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе

О Особенности социальной среды в городе

Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе.

Применять правила безопасного общения с окружающими людьми в городе




2.10




5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

об опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест





^ Опасные ситуации техногенного характера. (6 ч.)

9.10




6

Дорожное движение, безопасность участников движения

1

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

О дороге и ее предназначении.

Участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожную разметку. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщиков

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест


Изучать причины дорожно-транспортных происшествий ,

Организацию дорожного движения и правила дорожного движения. Осваивать правила безопасного поведения на дороге.

16.10




7

Административная контрольная работа

1
















23.10




8

Пешеход. Безопасность пешехода

1

Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

О Пешеходе- участнике дорожного движения.

Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




6.11




9

Пассажир .Безопасность пассажира

1

Ппасажир, общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира

О пассажире- участнике дорожного движения.

Меры безопасного поведения пассажира.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест


13.11




10

Водитель

1

Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге

О Транспортном средстве и водителе

Общие обязанности водителя

Обязанности велосипедиста, правила поведения на дороге




20.11




11

Пожарная безопасность

1

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре

О причине пожара и его возникновение.

Пожарную безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище

Использовать приобретенные знания при пожаре

тест


Заучивать правила безопасного поведения при пожаре, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания , правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым. Изучать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

27.11




12

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом

О опасные х аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни

Общие правила безопасного поведения в быту

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест





^ Опасные ситуации природного характера. (2 ч.)

4.12




13

Погодные условия и безопасность человека

1

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Об Опасных природных явлениях

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




Знать правила поведения на водоемах .усваивать правила само – и взаимопомощи терпящим бедствии на воде.

11.12




14

Безопасность на водоемах (Беседа)

1

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года

О безопасности на водоемах

Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




^ Опасные ситуации социального характера. (3 ч.)




18.11




15

Криминогенные ситуации и личная безопасность (беседа)

1

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации

О Криминогенных ситуациях

Меры личной безопасности при возникновения криминогенной ситуации

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни






25.12




16

Обеспечение личной безопасности дома

1

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире Нападение в лифте. Нападение в подъезде у дома

Об Обеспечение личной безопасности дома

общие правила безопасного поведения дома

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




знать правила безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах.

15.01




17

Обеспечение личной безопасности на улице (беседа)

1

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице

Об обеспечении личной безопасности на улице

Знать свой город и его особенности

выбрать безопасный маршрут движения по городу,. соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.




^ Раздел № 2 «Чрезвычайные ситуации» (6 часов)




Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (6 ч.)




22.01

29.01




18-19

Чрезвычайные ситуации природного характера(Беседа)

2

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения ,наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера

О Чрезвычайных ситуациях природного характера

Характеристику ЧС природного характера

Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера






Различать ЧС.

Знать правила поведения при возникновении конкретной ЧС природного характера.

Изучать причины возникновения ЧС техногенного характера и их последствия .

Знать потенциально опасные объекты в районе проживания.

.


5.02

12.02




20-21

Чрезвычайные ситуации техногенного характера(Беседа)

2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, в ЧС техногенного характера. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

ЧС техногенного характера

Характеристику ЧС техногенного характера

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни

тест

19.02

26.02




22-23

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения ЧС природного и техногенного характера (практика)

2

Организация эвакуации населения. Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности

Об эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности

Использовать приобретенные знания в случае ЧС







^ Раздел № 3 «Основы здорового образа жизни»(5 часов)




Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(5 ч.)

5.03




24

О здоровом образе жизни беседа

1

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств

О здоровом образе жизни




Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ




Усваивать знания об основных факторах, разрушающих здоровье, о последствиях для здоровья вредных привычек. Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычеек.

12.03




25

Двигательная активность и закаливание организма-необходимые условия укрепления здоровья беседа

1

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

О Двигательной активности и закаливании организма-

Значение двигательной активности

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ




19.03




26

Рациональное питание. Гигиена питания Беседа

1

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки. Гигиена питания.

О рациональном питании.

. О необходимых организму веществ: углеводы, жиры, белки. Гигиене питания.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ




2.04




27

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека (комбинированный)

1

Вредные привычки(курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье

О Вредных привычках и их влиянии на здоровье

О влиянии на организм человека

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ




9.04




28

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические вопросы)




Собеседование на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек»

О профилактике вредных привычек

О влиянии курения и алкоголя на организм человека

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ




^ Раздел № 4 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»(7 часов)

Первая медицинская помощь и правила ее оказания . (8 ч.)

16.04

23.04




29

30

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений (первичный материал)

2

ПМП , общее положение по оказанию ПМП

Ситуация, при которой следует немедленно вызвать «скорую помощь»

О Первой медицинской помощи

Различные виды повреждений

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




Знакомится с неотложными состояниями , требующими оказания первой мед. Помощи. Учиться накладывать повязки., оказывать первую мед. Помощь, при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах. Овладеть способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

30.04

7.05





31

32


^ Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практика)

2

Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Об оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении

Последовательность в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




14.05

21.0528.05




33

34

35


Первая медицинская помощь при отравлениях (практика)

3

Отравления, пути попадания токсичных веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлении

Об первой медицинской помощи при отравлениях

Общие правила оказания ПМП при отравлении

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни




Похожие:

Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая программа по технологии (девочки) 5-8 класс. Пояснительная...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая учебная программа по предмету «Технология» 7 класс составлена...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconПояснительная записка рабочая учебная программа по информатике и...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconПояснительная записка Нормативно-правовые документы, на основе которых...
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования,...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно-...
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая программа по экологии на 2011-2012 учебный год 7 класс (базовый...
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по экологии И. М. Швеца, в соответствии с федеральным...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая учебная программа по коми литературе ориентирована на учащихся...
...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая учебная программа по краеведению ориентирована на обучающихся...
...
Пояснительная записка 5 класс рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования 2007г iconРабочая учебная программа по географии ориентирована на обучающихся...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница