Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства




НазваниеДоклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДоклад


Доклад на тему:

Реализация концепции духовно-нравственного развития

и воспитания личности в процессе познания искусства
Автор: Комбарова О. В.

Учитель музыки

МБОУ «ООШ»

Г. Котовска,

Тамбовской области.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В настоящее время разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Именно поэтому, при всем разнообразии направлений работы современной школы, с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения. О значении музыкального искусства для развития общих психических свойств учащихся (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть формирования всесторонне развитой личности.

На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест как система формирования личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: “За
коны вселенной — законы музыки” (Меркето Падуанский).

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Сила музыки велика – подтверждением тому являются специальные исследования, которые показали, что музыка влияет не только на психику и физиологию человека, но и способна настроить человека на восприятие окружающего мира, вызвать определенные чувства и эмоции. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты, воспитания творческого мышления. Специфика воздействия музыки на человека связана прежде всего с развитием его эмоциональных и духовно-нравственных качеств.

Такое понимание опирается на один из принципов музыкального воспитания: “музыка — это жизнь”. Суть его в следующем: “Почти любое сочинение — как с текстом, так и без текста — дает возможность одной-двумя фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Как же происходит познание музыки и как это связано с нравственным воспитанием подрастающего поколения?

На уроках искусства, как правило, звучит не только инструментальная музыка, но и музыка вокальная. Связь музыки со словом значительно помогает учащимся осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися яснее возникают воплощенные в мелодии музыкальные образы и непосредственно переживаемые чувства, которые они вызывают: ценность дружбы и товарищества, ощущение радости, проявление чуткости и сопереживания.

Воздействие же инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью настоящему времени. Так, в вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном — на проясняющем слове учителя. Слушаемое произведение предстает перед учащимися как некий звуковой феномен, эмоционально дополняющий и “оправдывающий” свое словесное окружение.

Важная роль в развитии духовно-нравственных качеств, принадлежит совместным действиям учащихся, обусловленным коллективным характером музыкального восприятия, которое проявляется в ходе различных праздников, мероприятий, активной деятельности на уроках. Влияние музыки основывается на закономерностях воспитания личности, и прежде всего ее нравственных чувств. Способность остро чувствовать, обычно трактуемая как “музыка подействовала”, (“заставила пережить”, “взволновала”, “повлияла”), помогает учащимся открыть для себя мир чувств и эмоций, не оставляет их равнодушными. Музыка, развивает не только разум, но побуждает к эмоциям и облагораживает чувства.

Уроки искусства хороши тем, что знакомят учащихся с самым разнообразным музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений и эпох. Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, то многие из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Духовно-нравственное развитие личности ребенка на уроках музыки осуществляется прежде всего через соприкосновение с вершиной музыкального искусства: мировой классической музыкой, которая помогает развить эстетическое восприятие и почувствовать красоту окружающего мира. Исполнение детских песен, в свою очередь, развивает творческие способности и побуждает к самостоятельному творчеству; а содержание детских песен помогает воспитывать ценностные качества личности, выявляет нравственные приоритеты: патриотизм, любовь к Родине, любовь к близким людям, порядочность, доброту, милосердие, умение дружить, сочувствовать, радоваться и сопереживать.

Музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира, жизненные события, которые отражает музыка. Музыка выдвигает на авансцену роль восприятия, которое основано на активном пробуждении в слушателе эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации с событиями собственной жизни, позволяет пережить всю гамму чувств испытанных им ранее. Воспитание способности к адекватному восприятию музыкального произведения позволяет развить способность к адекватному восприятию окружающего мира и месту человека в нем.

Уроки музыки, как уроки нравственности, ориентированы не только на сумму знаний, и приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а прежде всего на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление человека. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать — важнейшее условие для формирования духовно-нравственной личности.

Содержательные принципы построения уроков музыки как уроков творчества включают в себя следующие разделы:

  • создание у детей целостного представления об искусстве

Каждый урок должен строиться на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, живописи) с целью объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности.

  • целостность теоретической и практически творческой деятельности детей

Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию способности к преобразовательной деятельности. Если качественный скачок к художественно-продуктивной деятельности школьника произойдет естественно, в посильном для него варианте, с определенной уверенностью можно предсказать полноценное эстетическое развитие его личности в будущем.

  • построение урока на основе контрастного сопоставления художественного материала

Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринять радость, если она оттенена грустью, и т. д. Контрастное сопоставление материала облегчает восприятие творений искусства. Внимание школьника направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате незаметно преодолевается барьер специфической художественно-образной выразительности отдельных видов искусства, что помогает познать многомерность, разобраться в положительных или отрицательных эмоциях.

Музыка обращена ко всем и к каждому. Ее взаимосвязь с личностью чрезвычайно глубока и дифференцирована. Развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкально-эстетического воспитания, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального содержания. Воспитательная функция музыки определяется как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием. Оно осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом общества на каждом из этапов его социокультурного развития.

Музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст в жизни, что высвободит, а что оттеснит вглубь сознания. “Искусство есть скорее перенесение нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней”.

Важно понимание урока искусства в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Таким образом, ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

И, конечно, необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему наследию человечества, к вершинам музыкального искусства, можно воспитать духовно-нравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.


Похожие:

Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Я потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сегодня...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся муниципального бюджетного
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Системы учебников «Начальная школа XXI века» с...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации умк «Планета знаний», умк «Школа...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Основные социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации...
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фгос основного общего...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Общие задачи духовно нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям,...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания нормативно правовая основа
России (далее — Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта Концепции и программа духовно нравственного развития и воспитания...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства icon6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания...
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма по направлению духовно-нравственному направлению «народные праздники и обряды»
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Доклад на тему: Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в процессе познания искусства iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Учающихся на ступени начального общего образования положены Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница