Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн»




НазваниеЛекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3
МОДУЛЬ 5
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

  1. Понятие ФОО, классификация ФОО в высшей школе.

  2. Лекция, ее роль и место в вузе.

  3. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения

  4. Подготовка лекции в вузе


Форма организации обучения – конструкция учебного процесса.

Классификация ФОО в зависимости от дидактической цели:

Усвоение новых знаний: лекция, спецкурс, консультация, экспедиция.

Совершенствование знаний, формирование умений и навыков: семинар, спецсеминар, практикум, лабораторная работа, самостоятельная работа, практика.

Контроль и учет знаний, умений и навыков: зачет, экзамен, защита курсового и дипломного проекта.
^ Лекция , ее роль и место в вузе.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» - чтение. Появилась в Древней Греции. Получила развитие в Древнем Риме в средние века. Роль М.В.Ломоносова в развитии лекционной формы. «Искусство о всякой материи красно говорить». «Разум острить через упражнения в произнесении слов». М.В.Остроградский, Т.Н.Грановский, О.В.Ключевский, Н.И.Пирогов.

С середины 19 в – лекция дополнялась практическими занятиями. Н.И.Пирогов: «лекция должна читаться, если лектор владеет совершенно новыми научными знаниями или обладает особым даром слова».

^ 30-е годы. Прекратили читать лекции. Резко снизился уровень знаний.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Их доводы:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

^ 3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора.

Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студентов. Лекция – ведущая ФОО в вузе, не может быть заменена другой:

При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция – основной источник информации,


    • ^ Новый материал по теме не нашел отражения в учебниках или некоторые разделы устарели,

    • Отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором,

    • По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения.

    • Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

^ Тимирязев: «лектор – не акустический инструмент, все должно быть переплетено с творчеством, сочетаться правильное разрешение научных проблем со страстностью».

Преимущества лекции:

Творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие.

^ Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний.

Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята, внимательно прослушана, поэтому необходимо развивать внимание студентов, вызывать движение мысли вслед за лектором.

^ Тенденция свободного выбора студентами лектора. Лекция: последовательность, наглядность изложения, сознательное и активное усвоение, понимание.

Процесс обучения начинается на лекции, продолжается на практических занятиях, углубляется при с\р.

^ Требования к лекции:

Нравственная сторона лекции и преподавания,

Научность и информативность (современный научный уровень),

Доказательность и аргументированность,

^ Наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств,

Эмоциональность формы изложения,

Активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления,


    • Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов,

    • Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках,

    • Изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий,

    • Использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.

Структура лекции:

    • Сообщение плана лекции и строгое ему следование.

    • Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом.

    • Можно применять индуктивный и дедуктивный метод

    • В конце – выводы.

Разновидности лекции:

    • Вводная

    • Обзорно – повторительная.

    • Обзорная.

Конспект лекции. Задача лектора – дать возможность осмысленного конспектирования. Следить, все ли понимают, успевают записать. Акцентированное изложение материала, выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучать методике конспектирования. Правильное графическое расположение и оформление записей: выделение абзацев, подчеркивание главных мыслей, ключевых слов, различные знаки, использование разноцветных ручек.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции: содержание, четкость структуры, применение приемов поддержания внимания. Установление педагогического контакта. Эмоциональный отклик у студентов.

^ Оценка качества лекции:

    • Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона. Активизация мышления. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник. Связь с предыдущим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Методика чтения лекции: четкая структура и логика изложения, наличие плана, следование ему. Сообщение литературы (когда). Доступность и разъяснение новых терминов. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение опорных материалов (текст, конспект, чтение без опорных материалов).

Руководство работой студентов: требование конспектировать, контроль за выполнением. Обучение методике записи и помощь в этом: темп, повтор, пауза. Просмотр конспектов. Использование приемов поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы.

^ Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактической цели.

Методы самообучения. Взаимодействие с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя. Печатные материалы (аудио и видео). Интерактивные базы данных. Материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Компьютерные обучающие программы.

Метод «один – одному» Индивидуализированное преподавание и обучение. Взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или другим обучаемым (непосредственный контакт, телефон, голосовая почта, электронная почта).

^ Преподавание «один – многим». Лекции на аудио – или видеокассетах, читаемые по радио или ТВ (элекции).

Педагогические методы на основе коммуникаций «многие – многим». Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Проведение коллективных дискуссий, конференций. Компьютерные конференции, дискуссии, обмен письменными сообщениями в синхронном и асинхронном режиме.
. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция реализации творческих способностей личности обусловили разработку и появление новых лекционных форм: проблемной лекции, лекции вдвоем, лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции. Лекционные варианты дополняют традиционную лекцию-информацию (в полном объеме или как элемент традиционной лекции на части занятия (полпары). Может быть разработан авторский курс в любой из упомянутых форм.

Проблемная лекция. Отличие от информационной лекции (готовая информация преподносится, объясняется и запоминается) На проблемой лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя к искомой цели. Для этого теоретический материал представляется в форме проблемной задачи.

^ В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе разрешения студенты приобретают ( в сотрудничестве с преподавателем) новые знания. Процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании на лекции в ходе диалогического общения.

^ Развивается теоретическое мышление, познавательный интерес, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция – визуализация. Результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Наглядность способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала.

Активизируется работа обоих полушарий, а не одного левого. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд дополняет словесную информацию и сам выступает носителем содержательной информации.

Подготовка лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную ( слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы). Чтение лекции сводится к развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов.

^ Визуальные материалы должны:

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний,

Обеспечить усвоение новой информации,

Обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций,

^ Демонстрировать разные способы визуализации

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

Натуральные (минералы, реактивы, детали машин),

Изобразительные (слайды, рисунки, фото),

^ Символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.

^ Необходимо учитывать:

    • Уровень подготовленности и образованности аудитории,

    • Профессиональную направленность,

-Особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции и не всякая дисциплина. Но элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекция вдвоем. Разновидность лекции – продолжение и развитие проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируется реальная ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения.

^ Необходимо, чтобы:

    • Диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы,

    • Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества лекции вдвоем:

    • Актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых длдя понимания диалога и участия в нем,

    • Создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств,

    • Наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою,

    • Вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений,

    • ^ Выявляется профессионализм педагога, раскрывая глубже его личность.

Подготовка к лекции вдвоем предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

    • У них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость,

    • Они должны владеть развитыми коммуникативными умениями,

    • Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

    • Активизировать внимание студентов,

    • Развивать их мыслительную деятельность,

    • Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов.

Подготовка лекции состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера.

^ Их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются.

Задача студентов по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и назвать в конце. На разбор отводится 10 – 15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель.

^ Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция – пресс – конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух – трех минут формируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

^ Такую лекцию можно проводить:

    • В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности,

    • В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний,

    • В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Основы подготовки лекционных курсов


  1. Текст как средство организации и передачи информации.

  2. Проектирование описательного учебного текста лекции.

  3. Методические аспекты изложения лекционного текста.

  4. Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции.

  1   2   3

Похожие:

Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция Введение 1 Лекция Тема «Основные элементы компьютерных технологий»
Лекция Тема «Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным...
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция №1
Лекция № Общие принципы эффективной организации учебного процесса. Физиологиче­ская цена учебных нагрузок
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция Подготовила и провела заместитель директора по воспитательной...
Цель лекции: Сформировать правильное понимание небезвредности раннего употребления алкоголя
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция Лекция
Круглый стол: Как сегодня живёт импульс, данный Рудольфом Штайнером в 1912-1913 годах?
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция по теме: «Роль семьи в формировании ключевых компетенций»
Цель: Формирование представлений у родителей воспитанников о роли семьи в развитии ключевых компетенций личности ребёнка
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция. Архитектура микропроцессора лекция. Архитектура микропроцессора
Потребитель, воспринимает мп как нечто цельное, имеющее внешние потребительские свойства, заложенные в его архитектуру
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция Астрология и нумерологическая символика принципов Лекция Знаки Зодиака
Сатурн — способность существования в иерархических структурах. Но, если это так, естественно предположить, что различные системы...
Лекция, ее роль и место в вузе. Вузовская лекция главное звено дидактического цикла обучения. Цель формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала. Лекция от латинского «лекшн» iconЛекция понятие субд. Функции субд 3 лекция модели бд 13
В настоящем курсе рассматриваются вопросы организации баз данных и знаний. Это важная тема, без основательного знакомства с которой,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница