Урок развития речи




НазваниеУрок развития речи
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Апрель,2007.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: « ИСПОКОН ВЕКА КНИГА РАСТИЛА ЧЕЛОВЕКА»
Книга – одно из самых великих

изобретений человеческого ума –

обогащает опытом нашу жизнь.

Какое же счастье для человека, что

ему дана возможность дружить

с книгой и пользоваться ее

неиссякаемой мудростью!

Ф. Гладков

Цели урока:

  • Раскрыть роль книги в жизни человека;

  • Познакомить с историей создания письменности и книги;

  • Расширить кругозор и пополнять словарный запас учащихся;

  • Активизация чтения учащихся через рассказ о своих книгах;

  • Воспитание бережного отношения к книге;

  • Развитие речи учащихся;


Оборудование:

    1. тексты « о возникновении и распространении письменности на Руси»;

    2. кроссворд (доска);

    3. картинки древних текстов (доска);

    4. эпиграф к уроку (доска);

    5. мультимедийный проектор, иллюстрации к тексту;

    6. выставка книг учащихся;

    7. план домашнего мини-сочинения (доска).


^ ХОД УРОКА:


    1. Организационный момент.




    1. Беседа о теме урока. Эпиграф.

Сегодня по всей России проходит открытый урок, посвященный раскрытию роли книги в нашей жизни. В этом году такой праздник проводится впервые и связан с годом русского языка. Тема нашего урока звучит так: «Испокон века книга растила человека».

Так что же такое книга для нас?

Писатель Федор Гладков говорил: «Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью!»

А вы с этим согласны?

Какова же роль книги в нашей жизни?

(обогащает опытом, делится вековыми мудростями)

Слова Ф.Гладкова станут основной мыслью урока (эпиграфом).

Давайте запишем эпиграф себе в тетрадь.

(правила записи эпиграфа)


    1. Работа с текстом.

Великий русский поэт А.С.Пушкин считал: «Чтение – вот лучшее учение!». Действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому – Книга. Здесь мы приобретаем необходимые уроки нравственности, духовности, без которых немыслима наша жизнь.

Когда человек берет книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор, в итоге которого рождаются новые идеи и образы.

Испокон века книги растили человека. Давайте познакомимся с историей создания книги.
А) Чтение текста;

Б) Словарная работа (при чтении текста)

Христианство, проповедь, миссионеры, славяне;

^ О ВОЗНИКНОВНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ.

Книги пришли на Русь вместе с христианством – в 10 веке. Христианство пришло на Русь из Византии (восточная Римская Империя). Византийцы вели активную проповедь христианства у соседних народов, среди которых были и славяне.

Во второй половине 9 века византийские миссионеры, братья Кирилл и Мефодий, были посланы проповедовать христианство в далекую Моравию (на территории проживания славян). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке, понятном его народу, братья перевели с греческого языка ряд молитв и церковных обрядов. Так письменность распространилась и в древнерусском государстве. Для записи своих переводов Кирилл разработал особую азбуку, которая и стала основой для нынешнего алфавита. Первая азбука была названа в честь своего создателя «кириллицей».

Первые книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте – очень тонко выделанной телячьей коже, а переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался драгоценными камнями. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета - буквицы, отсюда поговорка – писать с красной строки.
В) Первичная проверка восприятия.

Скажите, это текст? Почему? Назовите стиль текста?

О чем текст? Что нового узнали?

Г) Выборочное чтение.

Найдите и зачитайте:

  • Когда на Руси появилась первая письменность?

  • Какая религия сопутствовала распространению письменности на Руси?

  • Кто был составителем первой азбуки?

  • Как называлась первая азбука?

  • На чем писали первые книги?

  • Как называлась первая буква в начале строки?


4. Работа с мультимедийным проектором.

Чтобы наглядно представить условия возникновения письменности просмотрим ряд иллюстраций:

  1. ненужно думать, что до изобретения письменности не было никаких обозначений, люди пробовали много путей для передачи сообщений друг другу. Пиктография – послания рисунками.

  2. клинопись.

  3. предметное письмо.

  4. иероглифы.

  5. первое письмо.

  6. письменность же славянам приносят миссионеры из Рима – Кирилл и Мефодий.

  7. для народа они стали святыми.

  8. они разработали две азбуки :Глаголицу и кириллицу

  9. глаголица (не похожа на наши буквы)

  10. кириллица легла в основы нынешнего алфавита.

  11. кириллицу несколько раз исправляли, прежде чем она стала нашим алфавитом.

  12. страница книги с буквицей.

  13. древние книги писали монахи, хранили их в монастырях. Таким образом, первые книги дошли и до нас.


5. Проверка усвоения материала учащимися.

Кроссворд.

Вертикаль:

  1. книга, из которой вы научились читать?

  2. имя монаха, создавшего славянскую азбуку?

  3. имя его бра и помощника?

  4. материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги?

  5. название красивой заглавной буквы?

  6. название первой русской азбуки?

  7. вместе с этой религией на Русь пришла письменность?


Горизонталь – получилось слово «АЛФАВИТ».

Задайте сами вопрос, чтобы ответом стало это слово?
6. Проверка домашнего задания.

Беседа о роли книги в жизни учащихся.

Как сказал Ф.Гладков, книга обогащает человека опытом и мудростью.

Но нужно помнить главное: мы формируем свои библиотеки, а книги формируют нас.

Выбрать для чтения правильную книгу очень трудно. Прав был Виссарион Белинский (известный критик 19 века), когда сказал, что читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

Вашим домашним заданием было принести полезную для вас книгу, рассказать чему она вас научила, какую пользу для вас принесла, какую мудрость вам передала.

(Опрос учащихся)

А самые важные помощники, которые каждый день с нами рядом, каждый день нас чему-то учат. Это -? (Учебники)

Давайте вспомним правила обращения с учебниками и книгами вообще.

(должны быть обернуты, не пачкать, брать чистыми руками, не рисовать и не писать в них, не мять страницы…)
7. Итог урока и домашнее задание.

Посмотрите, как много мы сказали о значимости книги для нас. Неправда ли, ее можно назвать самым верным другом. Почему?

(книга всегда рядом, всегда поможет, научит, посоветует…)

(план мини-сочинения заполняем по ходу беседы)

Книга – лучший друг.

Всем известна мудрая пословица: «Книга – лучший друг». А почему это так?

Во- первых, …знания

Во-вторых, …развлечение

В- третьих, …?

Итак, …книга - друг

Если книга - наш друг, то и обращаться к ней надо, как к другу ….

Это и будет вашим домашним заданием. Спишите, пожалуйста, план работы с доски.

Похожие:

Урок развития речи iconУрок развития речи в 3-м классе по теме: «Письмо как средство общения»
Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, устной и грамотной речи
Урок развития речи iconТема: Урок развития речи. Характеристика литературного героя. Подготовка...
Характеристики литературного героя. Для выбора литературного героя используем произведение А. С. Пушкина "Повести Белкина"
Урок развития речи iconУрок развития речи Тема урока: рифма
Оборудование: букварь под редакцией Нечаевой (часть В), магнитофон, компьютер, проектор для
Урок развития речи iconПсихологические условия, необходимые для развития речи ребёнка
Исследования психологов ( Выготский Л. С., Лурия А. Р.) показали, что на первых этапах развития речи ребёнка большую роль играют...
Урок развития речи iconУрок русского языка в 4в классе 27. 11. 2012 г. Учитель начальных...
Цель урока: дать общую характеристику наречию как части речи, показать отличие наречия от другой части речи
Урок развития речи iconМуниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная...
«Урок развития речи. «Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С)»
Урок развития речи iconУрок чтения и развития речи в 7 классе по программе В. Воронковой...
Урок чтения и развития речи в 7 классе по программе В. Воронковой (учебник для 7 кл специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Урок развития речи iconУрок развития речи(обучающее сочинение) домашнее По сказкам. И. С. Тургенев. «Муму»
Уважаемые коллеги, если у учащегося есть психолого-педагогические рекомендации психолога, то можно варьировать данные(по надомной...
Урок развития речи iconДети с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи...
Урок развития речи iconУрок русского языка в 11 классе комплексное повторение
Цель: повторение лексики, способов образования слов, изобразительно-выразительных средств (синекдохи), повторение правописания наречий...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница