Урок русского языка в 8 классе Тема




НазваниеУрок русского языка в 8 классе Тема
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
1

Урок русского языка в 8 классе
Тема: Односоставные назывные предложения, их структурные и смысловые особенности.
Цели: Изучить структурные особенности назывных предложений;

научиться опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях.
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока:

I. Организация класса. Определение (знакомство) плана работы.

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа над ошибками, допущенными в текущих работах.

3. Словарь: знакомство с написанием и правильным произношением слов.

4. Подготовка к работе по теме.

5. Работа по теме.

6. Закрепляем и проверяем.

7. Подводим итог.

8. Домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.

1. –Зачитать односоставные предложения (упр. 172), дать характеристику.

2. Орфография слов с пропущенными орфограммами (упр. 172).

в д . лину, (на)угад, (в)доль аллей, кружат . ся, завале(н,нн)ы, осе(н,нн)ий.

III. работа над ошибками, допущенными в предыдущих работах (индивидуально)

^ IV. Словарная работа

а) правописание, толкование: экспрессивный

б) орфоэпия: зажечь, зажженный, зажжена.

^ V. Подготовка к работе по теме.

1. Работа с предложениями (на доске)

Определите, чем выражено подлежащее?

Установилась хорошая погода.

Каждый отправился в отведенную ему комнату. Трое незаметно вышли

во двор. Охранять природу – значит охранять Родину. В поле вышли от мала

до велика. Мы с бабушкой уходили тихонько на чердак. Приехавшие обсуж-

дали мероприятия на день.

(Ответы учащихся).

Вывод: в двусоставных предложениях подлежащее может быть выражено…
2

2. Работа со схемой-таблицей (индивидуальные карточки).
^ Односоставные предложения

с главным членом

подлежащим

подлподлежащим

с главным членом

сказуемым

подлподлежащим

глагол в

1,2 – м л.

ед. и мн. ч.

глаголы в

3 – м л. мн. ч.

+ пр. вр.




безличные

неопределенно-

личные

подлподлежащим

определенно-

личные

подлподлежащим

назывные






нет лица,

совершающего действие



Зима

Сижу.

Молчу.

В коридоре

шумят

Холодно.

Вечереет.


– Предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными

или номинативными.

^ VI. Работа по теме

  1. самостоятельная работа с теоретическим материалом (§ 31) с заданием подготовить сообщение «Назывные предложения»

  2. прослушивание сообщения

  3. дополнительные сведения (учитель)

а) Назывные предложения – экспрессивное средство языка. Они создают картину, позволяют как бы увидеть обстановку, в которой происходят описываемые события, как бы вводят в неё. Вот почему они чаще всего находятся в начале текста. Будучи выразительным средством языка, назывные предложения чаще всего употребляются в художественном и публицистическом стилях речи. Эти предложения часто составляют цепочки, в которых каждое звено – предложение рисует отдельную деталь, из которой составляется общая картина.

Наример: Мелколесье, степь и дали.

(запись на доске) Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Заливные бубенцы. (Есенин)

Картина, созданная при помощи назывных предложений, не изменяется, не живёт во времени. Почему?

3

(При затруднении ответить на вопрос)

Значение реальности – нереальности, времени связаны с использованием определенных форм глагола.

Те предложения, в которых глагол отсутствует, всегда имеют значение реальности настоящего времени. Для того, чтобы это значение изменить, необходимо вставить глагол. Но для назывных предложений это невозможно.

Назывные предложения характеризуются специфической интонацией: они читаются (произносятся) в замедленном темпе, как бы задумчиво. После них выдерживается более длительная пауза, чем обычно.

4. работа по развитию навыка выразительного чтения назывных предложений

а) текст на доске (Есенин) – см. выше

б) предложения (доска)

Бездонный воздух. Тишина и свет. Снега и небо, оторваться трудно. (Инбер).

Нет безобразья в природе (Некрасов). Тихая, теплая звездная ночь. (Пришвин).

Покатилось лето под гору

Тихие деньки.

Подложив туман под голову,

Сонно бродят родники (Самойлов).

в) упр. 174 выполняется по заданию коллективно

5. – Чем выражен главный член назывного предложения в отличие от двусос-

тавного?

6. выборочное списывание одного из трёх текстов с графическим обозначени-

ем главного члена (тремя чертами ) и последующей взаимо-

проверкой.

7. упр. 175 выполняется самостоятельно по заданию: выписать назывные

предложения, подчеркивая главный член; подготовиться выразительно их прочитать.

8. проверка самостоятельной работы

9. работа с индивидуальными карточками
Найди соответствия

а) глагол в форме 1-2-го лица единственного и множественного числа

определено -

б) безличный глагол

- личное предложение

в) глагол в форме 3-го лица множественного числа, настоящего и будущего времени

безличное предложение

г) глагол в форме 3-го лица множественного числа прошлого времени

неопределенно

д) неопределенная форма глагола

- личное предложение

е) существительное в именительном падеже

назывное

ж) личный глагол в безличной форме.

предложение

4

Найти соответствия

Определенно-личностное

1. Век живи, век учись. предложение;

2. Тепля южная ноч…. Неопределенно-личностное

предложение;
3. В…круг г…ворят о пр…дстоящих зам…розках

Безличное предложение;

4. Люблю утре(н, нн)юю пр…хладу на реке.

Назывное предложение

5. В лесах было холодно.
VII. Подведение итога

– Какие односоставные предложения узнали?

– Что о них узнали?
VIII. Домашнее задание 1. § 31, упр. 176.

2. – Сконструируйте несколько назывных

предложений (распространенных и

нераспространенных), докажите, что они

назывные.

Литература:

1. Русский язык, 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А.

Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой / автор - сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Русский язык, 8 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г. Бархударова / автор-состав. Н.В. Сиденко. Учитель, 2002.

1

Урок развития речи в 7 классе

(литература)
Тема: В мастерской художника слова.

Портрет в литературном произведении.
Цели: 1.Подготовить учащихся к написанию сочинения с описанием портрета

2. Обобщить знания и наблюдения учащихся по созданию портрета

в литературных произведениях.

3. Донести понимание тесной связи литературы, изобразительного

искусства, музыки в создании портрета.
Оборудование:

  1. Тема урока записана на доске.

  2. «Лунная соната» Бетховена.

  3. «Портрет Струйской» Ф.С. Рокотова.

  4. Снимки рукописей А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова.

  5. Рисунки учащихся (портреты литературных персонажей).

Ход урока:

I. Организационная часть.

II. Сообщение целей урока, запись темы

– Ребята! После изучения ряда произведений из русской и зарубежной литературы, написанных и в стихах, и в прозе, мы с вами вновь попадем в мастерскую художника слова. Сегодня мы попытаемся раскрыть тайны создания портрета в литературном произведении. И таким образом подготовимся к написанию сочинения с описанием портрета.

III. О взаимосвязи литературы, изобразительного искусства, музыки в созда-

нии портрета.

– С какими другими видами искусства тесно связана литература?

1.– Послушайте фрагмент из «Лунной сонаты" Бетховена.

– Скажите, какой образ может соответствовать этой музыке?

– Опишите (устно) внешний вид этого человека.

2. Слушание музыки

– Кого представили? Почему?

3. – Сделайте вывод: есть ли взаимосвязь в творческом процессе писателя

(поэта), музыканта при создании портрета?

4. – Перед вами портрет Струйской, выполненный великим русским живопис-

цем Федором Степановичем Рокотовым в ХVIII веке. 200 лет прошло со времени создания портрета, а мы, как и прежде наши предки, любуемся ее красотой. Под впечатлением этого портрета поэт Николай Заболоцкий написал стихотворение, которое так и называется «Портрет».

2

5. – Послушайте его (читает учащийся).

– Какие чувства выражает в нём автор?

6. – Своим призывом «Любите живопись, поэты!» Заболоцкий хотел сказать,

что тайнами создания портрета должен владеть не только художник, но и поэт, и писатель.

7. – Вывод: Таким образом, мы видим взаимосвязь литературы с изобрази-

тельным искусством в создании портрета.

8. – Перед вами снимки рукописей великих русских поэтов – Пушкина и Лер-

монтова. Сочиняя стихотворения, они писали тот портрет, тот образ, о ком писали. (портреты Е. Воронцовой, А.П. Керн, Е.А. Сушковой).

9. – Эти рисунки выполнили ваши одноклассники (называются фамилии уча-

щихся). На них портреты литературных персонажей.
^ VII. Секреты создания портрета в литературе:

– Теперь перед вами задача: самим определить тайны создания литературных портретов. (Особое задание получает группа из 3-х человек. Эти ребята в течение урока собирают «портретную» лексику).

1. – Проверка домашнего задания

– Зачитайте, какие образцы описания портретов вы нашли и выписали из русской и зарубежной литературы

1). О.М. Сомов «Русалка»

– Представили себе красавицу?

– Можно ли по этому описанию определить отношение автора к Горлинке. Какое?

2) В. Ирвинг «Легенда об арабском астрологе».

– А здесь видна позиция автора?

– Какая? – Можем ли из этого описания угадать (понять) внутренний облик Абен-Абуса, его душу? Какой он человек?

3) Н.С. Лесков «Левша».

– Чем отличается это описание от предыдущего?

– Какие детали во внешности Левши отметил автор?

4) А.С. Пушкин «Цыганы».

– Какую одну деталь выделяет поэт в Земфире?

5) И.С. Тургенев «Бежин луг».

– Какие детали портрета отмечает автор?

– Авторское отношение к персонажу?

(показать иллюстрации художника К.В. Лебедева).

6) Н.В. Гоголь «Портрет».

– Какой детали портрета посвящено описание?

– Почему именно глазам?

– Каково отношение автора к персонажу?

3

7) – А теперь приведите примеры описания портрета в поэзии.
2. Подведем итог:

– Отвечая на вопросы по текстам, вы назвали тайны создания портрета авторами литературных произведений. Давайте соберём их все вместе и отметим главное.

1) – Что выражает автор к персонажу через описание портрета?

2) – Какие детали можно выделить при описании портрета?

3) – Обязательно ли все?

4) – Что в персонаже можем определить по описанию портрета?
3. Проверьте свои ответы по записи на доске (открыть записи) (Ученик читает

вслух).

Тайны создания литературного портрета.

1) Выразите своё, авторское отношение к персонажу

2) Нет строгой последовательности в раскрытии портрета

3) Меткими словами опишите самые характерные детали в портрете персонажа,

самое главное в его внешности, что отличает его индивидуальность.

4) Попытайтесь через описание портрета выразить «душу оригинала» (В.Г. Белинский).

5) Используйте следующие детали в описании портрета: глаза («зеркало души человека»), взгляд, поза, манеры, волосы, нос, рот, щеки, лоб, походка, осанка, одежда, руки, ноги и т.д.
^ V. Итоги работы творческой группы:

– Какую «портретную лексику» вы собрали?

– Зачитайте.

– Поместите свои заметки (на развернутых листах, на плакатах) на доске.


Глаза

Волосы

Осанка, рост

Нос, губы

Прекрасные, большие, черные, серые, злые, мудрые, божественные, заплаканные, как жемчуг, ненасытные, как два тумана, как два обмана

Черные, всклокоченные, как вороново крыло, черные кудри, растрёпанные, белые кудри

Высока, стройна, как тополь, величава, приземистый

Алые, полуулыбка

Щеки

Одежда

Лоб

Руки, ноги

Бела, румяна, пятно родимое на щеке, как луч зари бледны

Роскошная широкая рубаха, простая рубаха, заплатанные порты, широкие штаны; нарядный, как бабочка летом.

Азиатский костюм, чёрная шапка.

Как денди лондонский одет.

Широкий, в морщинах, высокий, звезда во лбу.

В руках посох; руки милой – пара лебедей.

4

^ VI. Чтение стихотворений, сочиненных учащимися, с описанием портретов

в стихах

– Ваши впечатления?

VII. Сочинение-миниатюра «Портрет одноклассника»

1. – Опишите портрет своего одноклассника, а мы должны догадаться по описанию, кто это.

Чтобы никто не обиделся, описывайте доброжелательно, тактично. Используйте «Тайны создания портрета».

2. Проверка (3-5 человек).
^ VIII. Домашнее задание: Отредактируйте эти сочинения и дополните сле-

дующим описанием: каков одноклассник в момент радости, в момент удивления.

IX. Итог урока. Оценки за урок.



Литература:

1. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахомова. Универсальные дидактические материалы по

русскому языку. 6-7 классы. – 2-е изд., испр. и доп.

2. Е.И. Никитина. Русская речь. 5-7 классы.

(8-9 классы). – М., «Просвещение»

3. Ю.С. Пичугов. Обучение сочинениям на свободную тему в 8-9 классах. –

М., «Просвещение».

4. Ю.С. Пичугов. Родное слово. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразова-

тельных учебных заведений – М., «Просвещение».

Похожие:

Урок русского языка в 8 классе Тема iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части с в егэ
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 5 классе «Понятие о синтаксисе и пунктуации»
Урок русского языка в 5 классе «Понятие о синтаксисе и пунктуации» учителя моу сош №40 г. Твери Королевой Ирины Ивановны
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
Цели: закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения
Урок русского языка в 8 классе Тема iconОтчёт о проведении Недели русского языка и литературы в мобу сош...
Открытый урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 11 классе на тему «Подготовка к успешному выполнению...
...
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 4 классе Тема: «Образование наречий»
Положите на обе ладони цветок Добра и хорошего настроения. Чувствуете, как он согревает вас
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка с использованием технологии развития критического...
...
Урок русского языка в 8 классе Тема iconУрок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок русского языка в 8 классе Тема iconПлан-конспект урока русского языка 9 класс
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка и литературы с использованием электронных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница