Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»




НазваниеКонкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонкурс
МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Праздник Рождества

Автор: Машкова

Елена Александровна

МОУ «Темповская СОШ»,

заместитель директора по ВР.

2013г.
Пояснительная записка.

Внеклассное занятие «Рождественский праздник» предназначено для учащихся 4класса, модуль «Основы православной культуры».

^ Проведено дополнительно к уроку 16 «Творческие работы учащихся. Подведение итогов».

Необходимые технические средства: ПК, презентация, музыкальное сопровождение.

Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и провели анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они еще не сформировали собственное отношение к введению данного курса. Но я прекрасно понимаю, что без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

В конце первого полугодия назрела необходимость пригласить родителей учащихся 4 класса, а также учащихся 3-го класса на внеклассное занятие «Рождественский праздник» для того, чтобы в полной мере владеть информацией о содержании предмета,о полученных знаниях учащихся, их отношении к предмету и учителю.Тема «Рождество» не предусмотрена учебником, но необходима для более полного понимания детьми Нового Завета. Целесообразно провести внеклассное занятие перед новогодними каникулами, так как полученную информацию можно применить на семейных праздниках.

Данному мероприятию предшествовала большая подготовительная работа, в процесс которой удалось привлечь всех родителей. Они готовили костюмы для театрализованного представления и домашнюю выпечку для колядовщиков. В ходе проведения внеклассного занятия родители увидели большую заинтересованность детей, их активность, увлеченность, доступность и понимание материала.В финале состоялся обмен мнениями: родители отметили, что данное мероприятие полезное, нужное и они рады, что появился этот предмет -ОПК.


^ Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Рождественский праздник».

Методы обучения: словесный, наглядный,практический.

Форма проведения: занятие-праздник.

Оборудование:

  • ПК;

  • фонограммы песен;

  • костюмы для выступления детей;

  • подарки пастухов: кувшин с надписью молоко, вязаные носочки, игрушка овечка;

  • подаркиВолхвов: флаконы с маслами, ларец;

  • кукла-младенец;

  • подсвечник со свечой;

  • ель;

  • ёлочные игрушки-шары белого и синего цвета;

  • звезда, гирлянды для украшения кабинета;

  • снежинки из бумаги;

  • бумажные ангелочки;

  • музыкальное сопровождение (классическая музыка, колокольный звон, Рождественские песни).

Оформление кабинета:

Вертеп:маты, накрытые холстом, присыпанные соломой;

Фрагмент гостиницы: стол, табурет.

Основные термины и понятия

Волхвы; вертеп, колядки, сочельник, святки

^ Словарик к занятию.

  • Вертеп - малая пещера, подземный или иного устройства скрытый притон; едва подступные овраги.
    (Толковый словарь В. Даля).

  • Колядка – это песня, исполняемая во время обряда коляды.

  • Коляда – это старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.

  • Сочельник – это сложенная в форме пирожка лепешка с начинкой (сочень с творогом).

  • Святки (святы́е, праздничные дни, зимние святки) — двенадцать дней с Рождества до Крещения. Это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

^ Подготовительная работа: подготовка творческой инсценировки с детьми; разучивание рождественских песен и колядок; самостоятельная работа с источниками информации (словарь).

^ Виды деятельности: театрализованная постановка, музыкальное творчество,работа с презентацией, устный рассказ на тему, беседа с членами семьи по теме, участие в учебном диалоге, игровая деятельность.

^ Карта занятия.

Комментарий хода занятия

Развитие личностных качеств и психических процессов




^ Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Актуальность мероприятия. Название темы.

Внимание

Организованность

Аргументированность

^ Основная часть.

Выступление детей.

Мини - спектакль «Рождество»

Исполнение песни «Рождественское Чудо»

Внимание

Память

Восприятие

Мышление

Культура эмоций

Активность

Коммуникативность

Подача текстовой информации. Из истории праздника Рождества.

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Любознательность


Традиционные рождественские блюда.

Выступление родителей.

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Любознательность

Самостоятельность

Игра «Угадай библейские сцены».

Учебный диалог с учащимися 4класса и гостями.

Внимание

Понимание материала

Активность

Самостоятельность

Исполнение колядок детьми. Родители одаривают колядовщиков домашней выпечкой.

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Активность

Культура эмоций Коммуникативность


Символ Рождества – рождественская ель. Рассказ из истории появления ели как атрибута праздника.

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Любознательность


Рефлексия. Использование рефлексивного приема настроения «Укрась елку».

Хоровод с песней «Наступило Рождество»

Восприятие

Память

Мышление

Рефлексивность

Активность

Культура эмоций Коммуникативность

Рождественские подарки. (Дети дарят всем присутствующим бумажные ангелочки).

Внимание


Активность

Культура эмоций. Коммуникативность

Беседа с детьми и родителями по теме «Выбор модуля ОПК в 4 классе»

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Активность

Рефлексивность

Способность обобщить

пройденное

Аргументированность

«Рождественский праздник».

Цель: познакомить учащихся с народным христианским праздником – Рождеством Христовым и его историей.

^ Задачи:

  • обучающая: дать новую информацию о традициях празднования Рождества;

  • развивающая: развивать умения воспринимать мир во всем многообразии и волшебстве и желания отражать свои впечатления в творческой продуктивной деятельности;

  • воспитывающая:воспитывать эстетическое восприятие учащихся о красоте
    и значимости для русского народа праздника Рождества.

^ Ожидаемые результаты:

-приобретение навыков самостоятельной работы;

-формировать навыки работы в коллективе;

-формировать навыки публичного выступления;

-формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;

-расширение знаний учащихся;

-развивать навыки практического использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

-приобретение навыков образного творческого мышления;

-развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.

Ведущий:
Столетья протекают бессчетной чередой,
Ушли вожди, монархи, целые народы…
Но не исчезло ни одно событие из памяти людской
Той ночи, светлой и святой.

Чтец:

В Иудейской стране, в городе Назарете, жил один праведный старец по имени Иосиф. Он был бедным плотником, но происходил от древнего царского рода святого царя и пророка Давида. Бог избрал Иосифа для благоговейного служения Пречистой Деве Марии, которой предстояло стать Божией Матерью, и Иосиф был назван ее обручником. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Иосиф со святой Девой Марией отправился в город Давидов, называемый Вифлеем. Все гостиницы были переполнены народом, пришедшим отовсюду по указу кесаря.

^ Сцена в гостинице.

На фоне декорации - стол, стул; хозяин сидит за столом и пересчитывает выручку; входит слуга.

Слуга:
Хозяин, есть место хоть одно?

Хозяин:
Ты что, не видишь, что творится ныне:
Идут с рассвета, а уже темно…
Людей, как семечек в поспевшей дыне!
О, будь неладен тот, кто дал такой указ!

Слуга:
Хозяин, говори, прошу, потише!
Услышит кто и донесет на нас.
А как с местечком? Может быть, отыщешь?
Ведь солнце село, на пороге ночь.
И отказать нельзя в ночлеге людям.
Там, на дороге, старый человек и женщина -
Должно быть, дочь…
Она должна стать матерью вот-вот,
Устала очень - долгая дорога -
Из Назарета ведь семья идет,
Не ночевать же людям на пороге!

^ Хозяин:
Да кто они такие?

Слуга:
Я не знаю… Лишь только от Царя Давида родом
На перепись пришли.

Хозяин:
Я понимаю… Сколько с места сорвано народа!

Слуга:
Я обещал… Как им помочь?

Хозяин:
В пещере, где от непогоды прячутся стада,
Тепло и сухо - то, что людям надо…
Пускай одну там скоротают ночь.
^ Уходят к пещере.
Входят Пастухи.
Ведущий:
В Святую ночь на тучном поле,
Не зная отдыха и снов,
Стада, гулявшие на воле,
Пасло семейство пастухов.
Ведущий:
И в эту ночь с высот небесных
В одеждах огненных, чудесных,
Спустился Ангел и сказал…

^ Музыка «Тихая ночь»
Ангел:
Не бойтесь, Бог меня послал
Вам возвестить живую радость!
И Старость ветхая, и Младость
Возвеселятся пусть о ней!
В священном граде Вифлееме
Родился ныне, в это время,
Спаситель мира и людей!
Его вы обретете сами,
Своими увидав глазами!
^ Ангел «улетает». Пастухи перешептываются с радостью и оживлением,

поднимаются и идут к пещере на фоне текста Ведущего.
Ведущий:
Исчезло чудное виденье,
И пастухи в немом смущенье
В душе счастливые сто крат,
Пошли гурьбой в Давидов град
И с верой теплой, верой чистой
В пещеру чудную войти
И колыбель Царя-Младенца
В руках у Ангелов нашли.
^ Пастухи подходят к колыбельке, останавливаются и обращаются к Младенцу.
Ведущий:
Все идут, спешат с волненьем,
С радостью на сердце:
Все несут свои подарки
Дивному Младенцу!
1-й пастушок:
Я принес тебе, Дитя,
Живую овечку.
Можешь с нею Ты играть,
Сидя на крылечке. (Кладет «овцу»).
2-й пастушок:
Ну, а я принес Тебе
Молочка парного,
Чтобы с Матушкой Твоей
Были вы здоровы!
(Ставит молоко).
3-й пастушок:
Ну а я несу в суме
Теплые носочки,
Чтоб они Тебе согрели
Маленькие ножки.
(Кладет носочки).
Ведущий:
Степями знакомыми с Востока
Из-за халдейских дальних стран
В отчизну Нового Пророка
Тянулся длинный караван.
Им освещал далекий ход
На небе звездный хоровод!
^ Музыка, загорается звезда.
>
1-й мудрец:
На широком небосводе
Свет Звезды сияет всем!
Поспешим скорее в город,
Славный город Вифлеем!
2-й мудрец:
Там, где отдыхает бессловесно тварь
Вяслях почивает всего мира Царь!
^ Появляется Ирод и преграждает дорогу Волхвам.
Ирод:
Куда, почтенные мужи,
Далекий держите вы путь?
Под кровом моего дверца
Вас приглашаю отдохнуть.
1-й мудрец:
Мы ищем Нового Царя,
Родившегося в Палестине.
Ирод:
Вы что-то спутали, царь — я,
Другого не было доныне.
2-й мудрец:
Родился Новый Царь,
Пред Ним склонятся все народы.
Ирод:
И кто же этот Новый Царь?
Какого племени и роду?
3-й мудрец:
Не знаем имени Его,
К нему ведет, нас свет звезды.
Ирод:
Звезда? Пообещайте мне —
Когда найдется Новый Царь,
Вы сообщите мне о нем.
(В сторону).
Я ж допрошу его, как встарь,
Кнутом, и пыткой, и огнем.
^ Волхвы направляются к Младенцу.
Ведущий:
Но вот Звезда остановилась,
Рожденье дивное свершилось…
Волхвы к пещере подошли
И тут Младенца обрели.
И мудрецы чужой земли
Пред Ним, к земле склонясь, легли.
И смирну, золото и ладан
Ему в подарок принесли.
(Кладут подарки).

Музыка

С Рождеством Христовым, дорогие дети!
Видите, как светят звездочки в ночи?
Но одна большая, звездочка святая
Прямо в наше сердце льет свои лучи.

Вместе со Христом звездочка явилась,
Чтобы ярким светом людям возвещать,
Что в убогих яслях ласково склонилась
Над Христом-Младенцем радостная Мать.
Дети поют песню «Рождество».


Ведущий:
Праздник Рождества Христова — самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника — Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит Она Сына Божия.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным и раздавали милостыню.

В канун Рождества — Сочельник — пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи за столом обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после —начинался великий Мясоед. Рождественским блюдом считают индейку с яблоками. Но это не совсем так. А вы знаете, блюда, которые употребляли на Рождество?
^ Родители делятся рецептамирождественских блюд.
Ведущий:
Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.


Я тоже предлагаю поиграть вам, ребята, в игру, правда, не совсем обычную.

Сейчас я буду показывать библейские сцены, а вы расскажите, что о них знаете.

^ Презентация, обсуждение слайдов.
В дни святок ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Но существовал один секрет — приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча…
^ Ведущий зажигает на окне свечу и просит детей вспомнить колядки.
Входит мальчик с мешком, наполненным овсом.
Мальчик:
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами.
На столе — пирогами.
Сею, вею, посеваю,
Овсом, рожью,
Милостью Божьей!
^ При словах «сею, вею, посеваю» мальчик бросает из мешка 3 горсти зерен.
Ведущий:
Ну что же, первый гость зашел на огонек. Кстати, зерно, которое вы собрали, нужно сохранить, оно принесет в ваш дом счастье.
Ведущий
: А вот и гости с колядками к нам пожаловали!
Заходите, гости дорогие!
Колядовщики:
Коляда, коляда! А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла —
Рождество принесла!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему сколосуосьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Далее по очереди:
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
корову с теленочком,
овцу с ягненочком,
лошадь с жеребеночком,
свинью с поросеночком!
Хором:
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Ведущий:
Да, попели вы на славу,
На потеху, на забаву.
^ Родители одаривают колядовщиков домашней выпечкой.
Ведущий:
Считается, что елка — неотъемлемая принадлежность Нового года. Это не совсем так. Ставить елку — это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая — вечнозеленая ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех святок. Кстати, рождественская елка тем и отличается от новогодней, что ее украшали исключительно белыми и синими шарами.
^ Дети украшают ель ёлочными игрушками, а затем водят хоровод с песней

«Наступило Рождество»
И, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Как известно, золото, ладан и мирру. Но это не значит, что и мы должны дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки, книги.
Всем присутствующим вручаются небольшие подарки – ангелочки.
Ведущий:
Вот и заканчивается наш праздник.

Мы говорим вам до свидания, мир тому, кто в этом дому! До новых встреч, до новых праздников!

Похожие:

Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Согласовано» : Заместитель директора по увр
«Основы религиозных культур и светской этики». Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКурс "Основы религиозных культур и светской этики" Уважаемые родители,...
Дению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных...
Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconОcновы религиозных культур и светской этики
«Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных результатов апробации нового предмета, начиная с 2012...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconО программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур...
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»– формирование российской гражданской идентичности...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПлан основных мероприятий по подготовке к введению комплексного учебного...
Цель: создание условий для организационно управленческого и методического обеспечения организации и введения комплексного учебного...
Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРасписание занятий по курсу : «Основы религиозных культур и светской этики»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница