Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели




НазваниеТема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРассказ
Тема: «СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ. ЧТО МОЖЕТ НАМ РАССКАЗАТЬ?»

Цели: - приобщить детей к глубинному нравственному

наследию и эстетическому богатству культуры

своей семьи;

- помочь ребёнку открыть для себя красоту и добро,

заключённые в недрах родного дома, семьи;

- пробудить интерес к своей родословной, обычаям преданиям, семейным традициям и реликвиям;

- воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины

Ход проведения:


I Организационный момент

II Сообщение темы и цели классного часа

III Все начинается с семьи:

1. История моего рода:

-кого называют роднёй?

-происхождение фамилий;

-рассказы детей о происхождении своей фамилии

  1. Генеалогическое дерево

  2. Семейные традиции:

-Пословицы о роде, семье

-Семейные предания и истории

-Семейные реликвии

- Семейные фотографии

IV Итог классного часа.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – путешествие в семью. Вы сможете познакомить всех со своей семьёй, её членами, традициями и обычаями в вашей семье. А начнём мы путешествие со стихотворения Я. Акима «Моя родня»

^ 1. История моего рода

а) Кого называют роднёй?

Чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю

Скоро всем подарки куплю

Папе будет моторная лодка

Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,

Друг Сережа мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

  • Какие чувства переживает мальчик по отношению к членам семьи и другу?

  • Кто из героев стихотворения не является роднёй мальчика?

  • Кого называют роднёй?

Учитель: Семья для каждого из нас - это самое родное и близкое, что есть в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи -что дерево без корней!» Чтобы дерево росло, цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими корнями является семья. Только крепкая и дружная семья способна сделать человека – счастливым, ребёнка – любимым.

Учитель: Кого называют роднёй? Родственниками? Что такое род? Родство?

  • На эти вопросы мы постараемся с вами ответить.

Сначала выслушиваются мнения детей, а затем учитель даёт объяснение.
^

Словарь С.Ожегова: Родственник – человек, который находится в родстве с кем-нибудь


Родня – то же, что и родственник.

Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц общего предка, а также на брачных семейных отношениях.

^ Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколения.

Учитель: Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давалось «название»-фамилия. Слово «фамилия» на древнеримском (латинском) языке означает семья. В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия – это имя собственное, оно даётся человеку и приходит от родителей к детям. Фамилия не сразу появилась. Происхождение её растянулось на несколько веков. В первую очередь фамилия появилась у людей знатных: бояр, князей, богатых купцов.

НАПРИМЕР: князья Галицкие, Шуйские, Ростовские.

Это ещё не фамилии, а указанные места, откуда они, какими землями владеют.

НАПРИМЕР: в былинах мы встречаем имена богатырей: Илья Муромец -не фамилия, а прозвище, напоминавшее, что Илья из города Мурома, Добрыня Никитич-сын Никиты, Алёша Попович-сын попа, т.е. молодой попович. Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами и переходить от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну.

А как ещё образовывались фамилии?

Ученик: Некоторые фамилии образовывались от личных имён: Иванов, Петров, Сидоров.

Ученик: Многие фамилии происходят от названия места, откуда пришли люди, где они жили. Горки-Горский, Кривичи-Кривицкий.

Ученик: Часть фамилий указывают на профессию, род занятий. Бронников-оружейники, Резников-мясник-резник, Трубников-трубач, Мечников-мечник-воин.

Ученик: В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

Ученик: Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и перепёлкин.

Рассказы детей о происхождении своей фамилии.
^ 2. Генеалогическое дерево

Учитель: Когда-то люди хорошо знали своих предков, гордились ими. В России родословные росписи появились в конце 15 века. А при Петре Великом была создана специальная контора, которая просуществовала до 1917 года. Она должна была следить за правильностью всех данных, чтобы не присваивались незаконно родословные. Издавались книги с описанием истории знатных родов.

Вот, например, древний род Пушкиных берёт своё начало с 17 века. Основателем этого рода является арап Петра I Ганнибал, который был родом из Африки.

Родословные могут быть представлены в виде дерева: от предка к потомкам, и наоборот, от потомка к предкам. А можно графически изобразить родословные: в виде таблиц и схем. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Старики говорят: «Человек, не знающий своих предков, что дерево без корней». Вы со своими семьями провели глубокую и очень интересную исследовательскую работу: вспомнили своих дедов и прадедов, кем они были, какими чертами характера отличались, какой вклад внесли в историю нашей страны. Давайте, рассмотрим ваши родословные (генеалогические) древа и послушаем рассказы о возникновении семьи. (Дети рассказывают о родословной своей семьи)

^ 3. Семейные традиции:

  1. Пословицы о роде, семье.

- какие вы знаете пословицы о семье, родных ?

2) Семейные предания и истории.

Учитель: В каждой семье есть свои предания, интересные истории о жизни предков. Давайте, ребята расскажем о некоторых традициях в вашей семье.

  1. ^ Семейные реликвии.

Учитель: Многие семьи пытаются сохранить хоть какую-то память о своих прадедах. Они разыскивают старинные вещи, медали, предметы домашнего обихода. И из поколения в поколение переходят эти «сокровища». Вашему вниманию предлагается выставка «Семейных реликвий», которая будет сопровождаться рассказами о каждом предмете.

На выставке были представлены: рушники, икона, ордена, предметы домашнего обихода.

  1. ^ Семейные фотографии.

Учитель: каждая семья с трепетом хранит фотографии своих родных и близких. Многих уже нет с нами , но остаются их изображения на бумаге, где они молодые, счастливые, улыбаются нам. И пока мы будем помнить о наших близких, пока будет жива память в наших сердцах, они будут находиться рядом с нами.

Демонстрация семейных фотографий и рассказ учащихся о своих родных, изображенных на них.

^ 5. Итог урока

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Большое спасибо за ваше активное участие, помощь и поддержку, за ваш кропотливый труд. Теперь каждый из вас сможет начать писать книгу “Семейная летопись”, где

будет собран богатейший материал о возникновении вашей семьи, о ваших дедах и прадедах, о тайне имени, семейных реликвиях и традициях.

И тогда уже вашим детям достанется богатейшая ценность. Кладезь жизненного опыта семьи и историческая память всех ее членов. Но и не забывайте, о том, что история каждой семьи с ее устоями и традициями – часть истории великой России.

Похожие:

Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconТема: С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев" Цели
Готовясь к уроку внеклассного чтения, я думаю, что вы уже подружились с поэтом, переводчиком, сказочником С. Я. Маршаком. Что вы...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconДень, полный приключений
Мы едем на экскурсию! Весть разнеслась мгновенно. Ребята, которые всю последнюю неделю жили среди сосен, вдруг почувствовали, что...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconПояснительная записка Лейтмотивом данной образовательной программы...
Лейтмотивом данной образовательной программы может быть следующая фраза: «На самом деле нам повезло, что мир не совершенен; хотя...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели icon«Сделай правильный выбор»
У нас возник вопрос: «Зачем же пришли байкеры»? Оказывается, для того, что бы рассказать нам не только о вредных привычках, занятии...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconМетод проектов в школе Проектная деятельность или Цели имеют право на существование!
Надеемся, что наших читателей при этом хотя бы раз посещал вопрос, каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса?...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconИсследовательская работа Тема: «Топонимы в романе М. Ю. Лермонтова \ Герой нашего времени»
Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconТема: «Учитель с большой буквы»
И занятие это не из лёгких. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход, сделать все школьные предметы интересными. Только...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели icon«Фантазия для скрипки и оркестра» 1
И, конечно, если бы я там не прожил эти два месяца, то я бы ни за что не написал для Кре­ме­ра (эта вся предыстория может быть и...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconИглубоко ошибаются! Такое может произойти с каждым, как и с героями...
Многие из ребят, возможно, подумали: «А зачем он нам нужен?» И глубоко ошибаются! Такое может произойти с каждым, как и с героями...
Тема: «старая фотография. Что может нам рассказать?» Цели iconКуда уедет лес?
Сми. Очень жаль: изложенная в нем грустная история вполне может повториться и в районе, герб которого пока что обрамлен дубовыми...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница