Тема: «Мое родное село Сарманай»




НазваниеТема: «Мое родное село Сарманай»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
МОУ «Сарманайская СОШ»

Разработка поисково-исследовательского проекта

Тема:

«Мое родное село Сарманай»

Авторы: участники историко-краеведческого кружка МОУ «Сарманайская СОШ»

Руководитель проекта: учитель истории высшей категории МОУ «Сарманайская СОШ» Андрусяк Гульнара Гайнуловна

Разработка поисково-исследовательского проекта

Тема:

«Мое родное село Сарманай»

Проект разработан для учащихся 5-11 классов и использования при подготовке и проведении различного рода внеурочных и внешкольных мероприятий по краеведческой тематике.
Цели:

Познакомить учащихся с историей происхождения с. Сарманай, с героями и интересными людьми села;

развивать познавательный интерес к истории своей малой родины;

воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории родного края, воинским и трудовым подвигам земляков, формировать и развивать активную гражданскую позицию
Задачи:

Обогащение сознания учащихся знаниями об истории своего села; гражданско-патриотическое воспитание детей; развитие творческой самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Систематизация истории села Сарманай.

Оборудование:

карты России, Оренбургской области, Шарлыкского района, интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, презентация к данному мероприятию, презентации «Волшебные узоры», «Родники народного творчества», «Книга Памяти села Сарманай», «Фотоистория школы», «Остановись мгновенье. Сарманай в фотографиях», «Герой Нургали Галиев», материалы краеведческого музея школы.
Внеклассное мероприятие является обобщающим этапом работы над проектом «История села Сарманай», который выполняется учащимися в рамках подготовки к 265-летию с. Сарманай в 2012 году. Проектная деятельность сочетается с серьезной поисково-исследовательской работой и выбрана для устранения формального подхода в гражданско-патриотическом воспитании учащихся, формирования у детей истинного интереса и чувств любви к родине, привязанности к родным местам, заботы об окружающей среде, гордости за свой край, восприятия ее истории, как неотъемлемой и самобытной частички истории Родины.

Ценной и значимой для воспитания будет та работа, которая касается внутреннего «я» ребёнка, дает возможности раскрытия его способностей и талантов. Исследовательская ориентированность проекта в полной мере даёт возможность реализовать эти задачи. Кроме того, работа над проектом позволяет ребятам глубже узнать историю села и современные проблемы, расширяет их кругозор, пополняет знания о возможностях работы на компьютере, показывает внутренний потенциал, которым обладают дети.

^ Работа над проектом включает в себя три этапа:

1). Подготовительный этап (2004-2005 г.г.)

На заседании историко-краеведческого кружка был разработан проект обращения к учащимся школы, их родителям и односельчанам, а также намечен перспективный план работы над проектом, размечены основные направления поисковой работы. В ходе беседы выяснилось, что материалов по истории села очень мало, они носят отрывочный характер и разрознены. В результате ребята сделали вывод о том, что стыдно не знать историю и традиции родных мест. Было предложено начать серьезную и долгосрочную работу по поиску и сбору материалов. Первым серьезным направлением стала поисковая работа по участникам Вов. Было решено создать Книгу Памяти родного села. В 2005 году к юбилею Победы была подготовлена и проведена торжественная презентация Книги у обелиска павшим в годы Вов односельчанам.

2). Основной этап (2006-2009 г.г.)

Этап обработки материалов, промежуточных итогов по направлениям, участие элементов проекта в различных тематических конкурсах. В 2006 и 2008 годах изданы сборники стихов ветерана педагогического труда Айткулова М.М., в 2007 году оформлен материал об учителях-участниках войны (сведения использованы при оформлении и открытии памятного знака учителям-участникам Вов в школьном дворе). В 2006 году краткий очерк об истории села включен в изданную в 2009 г. городе Казани книгу Р. Ш. Искандарова «Оренбургские татары: историко-энциклопедический очерк». Систематизируются и направляются для участия в различных конкурсах работы о народных умельцах, интересных людях и тружениках села, начато исследование по направлению «Репрессии в селе Сарманай». Продолжается корректировка и дополнение направлений поисковой работы.
3). Условно-заключительный этап (2010-2012 г.г.)

Проведение тематического внеклассного мероприятия и активное участие в подготовке и проведении внешкольного мероприятия «Сарманай -265». В максимальной перспективе – издание печатного варианта материалов по истории села Сарманай.

Проект желательно не останавливать, так как жизнь села и его история находятся в постоянном развитии.

Убеждены, что данная работа, проводимая совместно с детьми и их родителями, позволяет рассчитывать на развитие в учащихся личности, которая любит свою страну и заботится о ее процветании.

^ Ход проекта:

(сопровождается показом слайдов презентации проекта).

I. В 2004 году в рамках подготовки праздничных мероприятий к Маю 2005 года на заседании школьного историко-краеведческого кружка была предложена идея сбора материалов по односельчанам-участникам Вов (слайд 2,3). Определенная работа в этом направлении велась всегда, но материал был отрывочным, оформлен в виде рефератов и творческих работ по отдельным людям. Обобщенного и полного материала обо всех участниках Вов не было.

Первым шагом стало уточнение списков ветеранов. Обратились к перечню имен на обелиске павшим на деревенском кладбище. Там было на тот момент около 80 имен. Как потом оказалось, единственный, считавшийся наиболее точным, список погибших в войне хранился в сельской администрации. Имелся там перечень и живых ветеранов. А вот точного списка всех участников ВОв не было вообще. Пришлось обратиться в Шарлыкский военный комиссариат. Была проведена кропотливая работа с архивными материалами, предоставленными работником райвоенкомата Мелиховой . Дальнейшая работа была еще сложнее и интереснее: учащиеся школы занялись сбором и записью воспоминаний, фотоматериалов, фронтовых писем из семейных архивов. На очередных занятиях историко-краеведческого кружка проводился инструктаж по правила общения с респондентами, разработан Кодекс поведения поисковика (слайд2 ), шла промежуточная обработка собранных воспоминаний. Очень помог в сборе воспоминаний диктофон – подарок односельчанина, воина интернационалиста Ялчина Рафика Халитовича. Трудностей было более чем много: неточность сведений; необходимость литературного перевода с разговорного татарского языка на русский и уточнения данных; скудность фотоматериалов (в исламе не приветствовалось изображение человека, да и фотографов в селе тогда не было); письма с фронта были написаны арабскими буквами на татарском языке (пришлось обращаться к пожилым людям, которые знали арабские буквы); в конце концов ВРЕМЯ, безвозвратно уводившее очевидцев и современников.

Параллельно с поисковой работой шла работа по компьютерной обработке материалов. В обработке фотоматериалов (сканирование, редактирование) колоссальную помощь оказали учитель информатики нашей школы Усманов Ринат Фуатович и его воспитанники из кружка информатики.

Литературная обработка материалов и их набор легли на плечи руководителя кружка. Огромное участие в благом деле принял наш односельчанин предприниматель Рашитов Ильмар Батуович – он приобрел и подарил краеведческому кружку современный принтер и бумагу. Несколько раз пришлось заправлять картридж – помог это сделать бесплатно предприниматель Дубов Виктор Павлович.

К началу весны 2005 года основная работа была почти завершена. Оставалось найти средства для издания Книги. Предварительное ознакомление с прейскурантами редакции ввергло нас в отчаяние. Был найден другой выход – решили издать Книгу «самиздатом» в школе, а оформить вместо переплета в файлы и пластиковые папки. С приобретением бумаги, файлов, папок и их доставкой помогла супружеская пара предпринимателей Иблиевых Рината Фарвазовича и Зульфии Магзямовны.

К предстоящему юбилейному митингу к Дню Победы при помощи художественного руководителя Сарманайского сельского дома культуры Иблиевой Альфии Адваровны была подготовлена разработка презентации Книги и начались репетиции. Со всей серьезностью подошли к делу участники мероприятия – будущие выпускники 2005 года. В торжественной и скорбной тишине 9 мая 2005 года четко прозвучали полные имена всех односельчан-участников Великой Отечественной войны. Такой звенящей тишины у обелиска не было давно. Ветеранам войны, вдовам погибших были вручены памятные экземпляры «Книги Памяти села Сарманай». В данный момент любой желающий может прочитать и скачать текст Книги на персональном сайте учителя истории нашей школы Андрусяк Г.Г..

II. На втором этапе данного проекта активизировалась работа по другим направлениям: история образования и культуры в селе Сарманай, народные промыслы, традиции, предметы быта, жизнь интересных людей села, начата работа по сбору и систематизации материала о жертвах репрессий.

В направлении «История образования и культуры» определенная работа была проведена историко-краеведческим кружком, классными руководителями и руководителем школьного музея Ялчиной З.М.. Материал об учителях-участниках ВОв был оформлен в виде книжки-раскладушки и занял на районном конкурсе «Учитель и война» 2 место (слайд 9). Данный материал был использован при подготовке и открытии памятного знака учителям-участникам Вов во дворе школы (слайд 10). Собран и оформлен материал о многих ветеранах педагогического труда (супругах Саляевых К. Г. и Г.А., Мавлютове С.Х., Валитовой М.А., Усмановой Ф.Б.) (слайы11, 12). Очерк «Яблоневый сад» о Мавлютове С. Х. участвует в областном конкурсе «Эхо времен». «Самиздатом» изготовлены два сборника стихов ветерана педагогического труда Айткулова М.М. – «Строка идущая из сердца» и «Для начинающих поэтов» (слайд 15).

Материалы о народных промыслах оформлены в творческих работах «Родники народного творчества», «Истоки», фотовыставках. Работа «Родники народного творчества» в 2009 году в областном конкурсе «Человек в истории. XX век» заняла 3 место и отмечена Грамотой МО Оренбургской области. Продолжается пополнение и исследование музейных экспонатов (слайд 19.).

Составлен и редактируется список жертв сталинских репрессий, начата работа по исследованию и описанию биографического материала репрессированных. Работа «Уроки истории» о репрессированном учителе Валитове З.С. участвовала в районном конкурсе и была отмечена Грамотой.

В процессе находится поиск и систематизация материалов по истории мечетей и священнослужителей села (слайд 16). Это направление – одно из самых сложных в силу того, что долгие годы просто упоминание о Боге всячески пресекалось.

Данный этап проекта – самый продолжительный и насыщенный. Работа ведется по различным направлениям и поэтапно систематизируется. Определенным успехом можно считать включение очерка об истории села Сарманай в книгу Рашита Шарифовича Искандарова «Оренбургские татары: историко-энциклопедический очерк», изданную в городе Казани (слайд 20). В сентябре 2009 года в Областном татарском драматическом театре имени Файзи состоялась презентация книги. На презентацию была приглашена автор очерка Андрусяк Г.Г.(слайд 21)

III. Третий этап не случайно назван «условно-заключительным». Действительно, он предполагает определенный итог. Мы надеемся, что, в лучшем случае, это все-таки будет издание книги об истории села, приуроченный к 265-летию официального основания села Сарманай. Предполагается подготовка и проведение ряда школьных и внешкольных мероприятий, посвященных этому событию. Необходимо работу вести в рамках активного сотрудничества с коллективами Сарманайского СДК, местной администрации, спонсорами, односельчанами. Все это пока – в перспективе.
Литература

  1. Абдулов З. «История татар» Магариф, № 7, 2004

  2. Архив данных краеведческого музея МОУ «Сарманайская СОШ»

  3. Документы и фотоматериалы семейных архивов жителей села Сарманай.

  4. Воспоминания жителей села Сарманай.

  5. Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320

  6. Ахмаров Г. О языке и народности мишарей. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 282-300

  7. Давлетшин Г.М Рассказы по истории Татарстана «Магариф» Казань 268 с

  8. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Оренбургской области (распределение населения по национальностям / Оренбургский обл. ком. стат. — Оренбург, 2004. — С. 5.

  9. Тухватуллин А.Х. «На берегах Сакмара остались наши следы» // ZAMAN №22, 1999

  10. http//www.wikipedia.ru

Похожие:

Тема: «Мое родное село Сарманай» iconВнеклассное мероприятие «Село моё родное»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Уральского»
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconМоу «Ветлянская сош» Альманах «Село мое родное»
И хотя роднит их драматическая судьба темных «медвежьих углов» дореволюционной России и объединяет в общей радости сегодняшняя колхозная...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconУрок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
Разработала: Кочергина Татьяна Александровна – учитель начальных классов моу сош №2 с. Заветного Ростовской области
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconШибертуй родное село
С высоты гор, окружающих наш улус, видны окрестности Шибертуя – это прелестнейшее место на нашей земле, богатое лесами, изобилующее...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconКонкурс сочинений эссе, рисунков, плакатов «Актуальные проблемы формирования...
Конкурс сочинений – эссе, рисунков, плакатов Актуальные проблемы формирования правовых и общественных механизмов противодействия...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconМалый уголок великой России
Цель: вызвать уважительное отношение к истории Ставропольского края, Новоселицкого района, села Чернолесского, чувство гордости за...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconМое село
Как мало мы знаем о тех местах, где живём. Нам предоставляется возможность познать то, о чём мы не знаем, и обратить внимание на...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconТруд, 10. 1984, №6 (6)
Сколько потом ни приезжал Сурен, уже учащийся зооветеринарного техникума, в родное село на каникулы, радовался: жива кормилица и...
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconРадостное и волнительное одновременно. Из многих уголков необъятной...
В разные периоды из стен Репнинской школы вышли учителя, инженеры, врачи, психологи, аграрии. Судьба разбросала их по всей стране....
Тема: «Мое родное село Сарманай» iconСочинение на тему: «Мой район, мое село»
Любовь к родному краю. Как важно, чтобы это чувство жило в сердце каждого из нас, чтобы мы всей душой любили родные места, родную...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница