Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить»




НазваниеМодифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4

г.Чапаевска Самарской области.

Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса.


«Речевой этикет . Как научиться красиво и убедительно говорить».

Составлена на основе программы А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс » Москва, «Просвещение», 2001г.,


программно-методических материалов «Основы русской словесности. Программа для 10-11 классов», «Основы риторики», «Основы редактирования». Составитель Л.М. Рыбченкова. 2-е издание. Москва, «Дрофа», 1999г.,


Составитель: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ №4 г.Чапаевска Самарской области БлиноваТатьяна Алексеевна.

Директор МОУ-СОШ №4 Филатова Ирина Михайловна.

Г. Чапаевск Самарской области.


^

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4

г.Чапаевска Самарской области.


«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО И УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ.»

Пояснительная записка.

Наше время – время активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.

Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в  мире и в нашей стране  книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь у известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

Можно обновить причёску, изменить гардероб, сменить жилище, а индивидуальные особенности речи остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

^ Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н.И. Формановская) К речевому этикету, в частности, относятся сова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Цель данного спецкурса – способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента, а также научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения. 

В курсе представлены все разделы современной риторики: «Культура и этика общения», «Основы ораторского искусства», «Структура речи», «Техника подготовки», «Звучащая речь и ее особенности», «Основы полемического мастерства», а также включено занятие «Умение быть остроумным».

В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, тексты для анализа, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

Изучив курс, вы сможете убедительно отстаивать свое мнение, выступать с подготовленными докладами, импровизировать на любую более или менее известную вам тему, активно включаться в деловую беседу, а также усовершенствуете свою речь, расширите кругозор, приобретёте уверенность в себе и станете раскованнее и общительнее.

^ Программа курса

Предлагаемый элективный курс «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. КАК НАУЧИТЬСЯ КРАСИВО И УБЕДИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ»  предназначен для учащихся Х - ХI классов, а также для классов гуманитарного направления и рассчитан на 17 часов.

В новый период развития нашего общества устное слово стало особенно весомым, его роль расширилась: оно сделалось орудием поиска истины и средством выражения позиции человека.

Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствии с поставленной им задачей – убелить слушателей, обращаясь к разуму и эмоциям, и добиться нужной реакции.

Предполагается изучение ораторской речи на двух уровнях: на уровне замысла и содержания, т.е. определения темы, цели речи, отбора фактического материала; на уровне композиции, т.е. расположения и порядка следования частей. Все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Программа включает в себя темы, которые необходимо изучить с целью овладения искусством публичного выступления.

После каждой темы дается перечень умений, которые должны быть сформированы при усвоении данной темы. Выработка этих умений базируется на умениях, которые сформировались в предыдущие годы на уроках литературы, русского языка и других предметов.

В курсе представлены все разделы современной риторики: «Культура и этика общения», «Основы ораторского искусства», «Структура речи», «Техника подготовки», «Звучащая речь и ее особенности», «Основы полемического мастерства», а также включено занятие «Умение быть остроумным».

В каждой части излагается теоретический материал, задания для самостоятельной работы, тренинги и ролевые и деловые игры.

^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

1.     Способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента;

2.     Формирование и развитие языковой личности, которая способна словесно воплотить мысль.

3.     Научить готовить и произносить убедительные речи на доступные учащимся темы с учетом интересов аудитории, участвовать в дискуссиях, отстаивая свою точку зрения.

ЗАДАЧИ:

1)       Дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики; познакомить с этикой и культурой делового общения; показать учащимся возможности слова-действия.

2)       Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3)       Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.)

4)       Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5)       Сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики.

6)       Сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.

7)       Воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).

 

^ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: обучение через действие и игру, понимание через познавание.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ предполагает знакомство школьников с основами ораторского искусства, обучение их умению говорить по существу, аргументированного и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников на различные темы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ содержит сведения о различных формах делового общения, о композиции публичной речи, ее логическом построении, технике речи, межличностных отношениях в процессе коммуникации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ теоретических сведений по данному курсу предполагает формирование у учащихся следующих умений и навыков:

  • Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

  • Понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

  • Овладение техникой построения речи;

  • Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;

  • Овладение основными ресурсами аргументации;

  • Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

  • Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);

  • произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

  • Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;

  • Умение корректно вести спор, дискуссию, полемику;

  • Умение распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;

  • Выработка собственного стиля, определенной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в речи.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ могут быть различными: зачеты по технике речи; составление речи (части речи) на конкретную тему (с определенной целью) или составление устных высказываний в различных жанрах на предложенные темы (составление ответов на различных уроках); произнесение «чужой» речи ( деловые и ролевые игры, тренинги и т.п.); импровизация и аргументация в процессе создания речи , анализ речей с учетом этических норм, эмоционального состояния человека, приемов и методов принесения речи и т.п.; письменный анализ структуры произнесенной (услышанной) речи; произнесение собственной речи; устное планирование замысла;  подражание предложенному образцу (стилизация)  и т.п.

^ Содержание программы

1. Культура  и этика общения

Общение и его слагаемые. Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)

Условия эффективного общения. Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.

Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.

Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.

Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.

Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.

^ Выработка практических умений и навыков.  Формирование тактичного, делового, доброжелательного индивидуального и коллективного стиля общения, навыки и умения рационального речевого поведения, коммуникативной  компетентности личности, развитие морально-волевых качеств личности (внимания, памяти, уверенности в себе, настойчивости, общительности, толерантности). умение вести содержательный разговор.

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа «Общение и его слагаемые». Сообщение учителя по теме. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Ролевая игра «Былой конфликт» (разыгрывание ситуации, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из  такой ситуации). Сообщение учащегося «Типы собеседников». Практикум. Составление учебного пособия «Чтение жестов». Тест «Культура телефонного общения». Деловая игра «Бестолковый словарь». Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений». Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

^ 2. Основы ораторского искусства

Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России. 

Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

Индивидуальные особенности оратора.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

^ Выработка практических умений и навыков. Подготовка школьников к психологическому контакту с аудиторией – преодоление страха, неуверенности, выработка умения свободно, раскованно держаться перед аудиторией, безошибочно реагировать на ее поведение; совершенствование речевого аппарата, дыхания, голоса, интонации; овладение техникой речи.

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.

Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг «Гекзаметр». Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

^ 3. Композиция речи

Композиция речи.  План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.

Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Недостатки композиции и пути их преодоления.

Анализ и оценка выступления.

^ Выработка практических умений и навыков. Овладение учащимися навыками построения устной речи; произнесение речи по подготовленному заранее плану-конспекту, сочетание естественности и живости  спонтанной речи; развитие умения оценивать, анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности; умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов); выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах; овладение техникой построения речи;

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Беседа по теме занятия. Тренинг «Одной строкой».Ролевая игра «Собеседник». Вопросы и задания для самостоятельной работы.

^ 4. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным

Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.

Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.

Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

Логические ошибки: потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.

Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.

Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).

Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

^ Выработка практических умений и навыков. Умение пользоваться логическими приемами, законами, умозаключениями; умение применять различные виды и способы доказательств, соблюдая требования, предъявляемые к фактическому материалу и средствам наглядности; умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей; овладение основными ресурсами аргументации.

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.  Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры «Посредник», «Корпорация». Тренинг «Креативность». Практикум. Составление памятки «Правила цитирования». Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

5. ^ Владение  аудиторией и способы влияния на нее

Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи. Педагогические приемы, используемые при выступлении: прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.

Учет особенностей аудитории и психологии слушателей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

Форма преподнесения материала.

Поведение оратора (жесты, мимика).Типы ораторов.

^ Выработка практических умений и навыков. Умения и навыки ораторского мастерства (владение способами установления контакта с аудиторией, влияния на  слушателей, и т.п.); освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию; умение произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории; умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.  Беседы и выступления учащихся. Сообщения учащихся по книге А.Пиза «Язык телодвижений» по книгам Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Ролевая игра («Убеждение», «Аэропорт», «Всеобщее внимание».) Тренинг «Спор», «А вот и Я» Вопросы, упражнения и задания по теме.

^ 6. Основы полемического мастерства

Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.

Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.

Доводы в споре и полемические приемы. Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).

Вопросы и ответы. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые). Виды ответов(краткие и  развернутые).

^ Выработка практических умений и навыков. Сформировать знания, умения и навыки культуры спора, дискуссии и полемики, формирование культуры несогласия в процессе проведения споров, диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; умение пользоваться в речи элементами адресации, авторизации и этикетными речевыми формулами; умение корректно вести спор, дискуссию, полемику.

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.  Беседы и выступления учащихся. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики. Практикум. Составление «Памятки полемиста». Ролевые игры. («Колобок», «Ипподром», «Витиевато»). Тренинг («Спор при свидетеле»). Вопросы, задания для самостоятельной работы  и упражнения по теме.

^ 7. Двойственные приемы в споре

Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.

Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»). Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).

Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).

Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»;  «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».

^ Выработка практических умений и навыков. Выработать умения и навыки распознавать и нейтрализовать некорректные и двойственные приемы в споре, дискуссии и полемике.

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.  Тренинг («Дар убеждения», «Комплименты»). Ролевая игра «Агрессивный контакт». Вопросы, упражнения и задания по теме.

^ 8. Умение быть остроумным

Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку; повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; двойное истолкование; парадокс и парадоксальная ситуация;  эпиграмма, каламбур и др.

^ Выработка практических умений и навыков.  Формирование знаний, навыков и умений коммуникативной  компетентности личности, формирование и развитие языковой личность, которая способна словесно воплотить мысль, умения быть остроумным; понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;

^ Примерные виды деятельности учителя и учащихся.  Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?». Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлое или настоящее?». Тренинг «Остроумие в речи». «Конкуренция». Ролевая игра «Просьба». Упражнения и задания по теме.

^ Учебно-тематическое планирование курса



п/п

Тема

Основные вопросы.

Виды учебной деятельности

1.

Культура

и этика общения

(2 часа)

1. Общение и его слагаемые.

  • Субъект, объект, язык, предмет.

  • Виды общения (контактное, деловое, неофициальное и т.п.)

2. Условия эффективного общения

  • Обоюдное желание,

  • Удачный выбор темы интересной для собеседников,

  • Умение найти общий язык, понятный собеседнику.

3. Деловое общение.

    1) регламентированность, деловой этикет, речевой этикет;

    2) виды и условия эффективного слушания

    3) Структура деловой беседы.

  • Начало беседы,

  • Изложение позиции и ее обоснование,

  • Выяснение позиции собеседника,

  • Совместный анализ проблемы

  • Принятие решений.

    4) Типичные ошибки

  • Авторитарность,

  • Не учитывают мотивы поведения собеседника,

  • Не проявляют интереса к проблеме,

  • Не слушают собеседника,

  • Перебивают говорящих,

  • Говорят, не будучи уверенными, что их слушают

  • Говорят долго,

  • Не используют всего банка идей.

4. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

5. Невербальные средства общения.

  • Мимика,

  • Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты)

  • Поза.

 

1.1. Беседа «Общение и его слагаемые».

1.2. Сообщение учащегося по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

1.3. Ролевая игра «Былой конфликт» (разыгрывание ситуации, где отсутствует один из компонентов общения, умение найти выход из  такой ситуации)

1.4. Сообщение учителя по теме.

1.5. Сообщение учащегося «Типы собеседников».

1.6. Практикум. Составление учебного пособия «Чтение жестов».

1.7. Тест «Культура телефонного общения».

1.8. Деловая игра «Бестолковый словарь».

1.9.Сообщение учащегося по книге А.Пиза «Язык телодвижений».

1.10. Вопросы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

2.

Основы ораторского искусства.

(2 часа)

1. Из истории риторики.

2. Риторические навыки и умения.

  • Речевой аппарат,

  • Дыхание и его тренировка,

  • Голос, дикция и процесс их воспитания,

  • Интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).

3. Индивидуальные особенности оратора.

4. Чувство неуверенности и страха перед выступлением.

 

2.1. Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима.

2.2. Доклады, сообщения учащихся из истории русской школы риторики и ее мастерах.

2.3. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.

2.4.Тренинг «Гекзаметр».

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме.

3.

Как

построить свою речь?

(2 часа)

1.   Что такое композиция речи?

2.   План – основа композиции:

  • Предварительный план,

  • Рабочий план,

  • Основной план,

  • Простой и сложный план.

3. Составные части композиции

  • Вступление,

  • Основная часть и методы изложения материала,

  • Заключение.

4. Недостатки композиции и пути их преодоления.

5. Анализ и оценка выступления.

3.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

3.2. Тренинг «Одна строка».

3.3.Ролевая игра «Собеседование».

3.4. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

4.

Искусство быть убедительным

(2 часа)

 

1.Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению:

  • всесторонне знание предмета,

  • рассмотрение его в развитии,

  • проверка утверждений практикой,

  • конкретность истины.

2. Основные формально-логические законы

  • закон тождества,

  • закон противоречия/непротиворечия

  • закон исключения третьего,

  • закон достаточного основания.

3. Логические ошибки.

  • Потеря тезиса,

  • Подмена тезиса,

  • Антиномия

4. Доказательства (демонстрации): их структура и виды.

  • Структура доказательств,

  • Виды доказательств,

  • Доказывание и убеждение.

5. Фактический материал и средства наглядности:

  • Правила цитирования;

Средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)

4.1. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия.

 

4.2. Ролевые игры. «Посредник», «Корпорация».

 

4.3. Тренинг «Креативность».

 

4.4. Практикум. Составление памятки «Правила цитирования».

 

4.5. Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы.

4.6.Создание миниатюрного

учебного пособия.

 

5.

Как владеть аудиторией и влиять на нее?

(3 часа)

1.     Контакт с аудиторией. Что это такое?

2.     Способы установления контакта со слушателями.

  • Начальная пауза,

  • «Ораторская лихорадка»,

  • Жесты и мимика,

  • Техника речи.

3.     Учет особенностей аудитории и психологии слушате­лей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)

4.     Форма преподнесения материала.

5.     Поведение оратора (жесты, мимика)

 

5.1. Беседа и выступления учащихся.

5.2. Сообщения учащихся по книгам А.Пиза «Язык телодвижений», Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

5.3.        Ролевые игры «Убеждение», «Аэропорт», «Всеобщее внимание».

5.4.Тренинг. «Спор», «А вот и Я».

5.5. Вопросы, упражнения и задания по теме.

6.

Основы полемического мастерства.

(2 часа)

 

1.     Спор

  • Классификация (Цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры),

  • Предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора),

  • Культура спора (определенность позиций, употребление понятий)

  • Из истории искусства спора.

2.     Полемика:

  • Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников),

  • Уважительное отношение к оппонентам,

  • Выдержка и самообладание.

3.     Доводы в споре и полемические приемы.

  • Доводы  и  их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей)

  • Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам;  критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»)

4.     Вопросы и ответы (Искусство отвечать на вопросы, виды ответов).

  • Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые).

Виды ответов (краткие и  развернутые).

 

6.1. Беседа и выступления «Как читать жесты».

 

6.2. Доклады и сообщения учащихся из истории искусства спора и полемики.

 

 

 

6.3. Практикум. Составление «Памятки полемиста».

 

6.4. Ролевые игры. «Колобок», «Ипподром».

 

6.5. Тренинг «Спор при свидетелях», «Витиевато».

 

6.6. Вопросы, задания для самостоятельной работы  и упражнения по теме.

7.

Двойственные приемы в споре.

(2 часа)

1.     Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре:

  • Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»)

  • Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»);

  • Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»);

  • Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).

2.     Умение нейтрализовать двойственные приемы:

  • опровержение ложного тезиса фактами;

  • «бить врага его оружием»;

  • «сведение к абсурду»;  «довод к человеку»;

  • «возвратный удар»;

  • «подхват реплики»;

            «апелляция к публике или чувству юмора»).

7.1. Тренинг. «Дар убеждения», «Комплименты».

 

7.2. Вопросы, упражнения и задания по теме.

 

7.3. Ролевая игра «Агрессивный контакт».

8.

Как быть остроумным?

(1 часа)

1.  Остроумие, юмор, ирония, сарказм.

2.  Способы создания юмористических ситуаций:

  • ложное противопоставление,

  • ложное усиление,

  • доведение до абсурда,

  • остроумие нелепости,

  • смешение стилей,

  • намек,

  • блатной стиль,

  • ирония,

  • сравнение по неявному признаку,

  • повторение как прием остроумия,

  • перечисление разнородных предметов,

  • двойное истолкование,

  • парадокс и парадоксальная ситуация,

  • эпиграмма.

 

8.1. Сообщения учащихся «Что такое юмор, ирония, сатира, сарказм?»

 

8.2. Беседа «Что вызывает улыбку и смех: взгляд в прошлого и настоящее?»

 

8.3. Тренинг « Остроумие в речи». «Конкуренция».

 

8.4. Ролевая игра «Просьба».

 

8.5. Упражнения и задания по теме.

9.

Итоговое

занятие.

(1 час)

Деловая игра. («Интервью», «Представление», «Знакомство».)

 

Деловая игра «Интервью», «Представление», «Знакомство ».


 

Литература

  1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  2. Игры – Обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 1994.

  3. Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994.

  4. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1996.

  5. Павлова Л. Г. Психология спора. — Владивосток, 1988.

  6. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ. М:Дрофа, 2000.

  8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.

  9. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002г.

  10. С.И.Львова «Позвольте пригласить вас…», или РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ».М.Дрофа, 2007г.

  11. e-etiket.ru

  12. s-b-s.su

  13. fabox.ru

  14. ido.rudn.ru

  15. err.agava.ru

  16. www.textfighter.org

  17. www.petaref.com

  18. www.dekanblog.ru

Похожие:

Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconРечевой этикет: история, основы, факторы, определяющие его формирование
В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет. Речевой этикет – это словесные формы выражения вежливых отношений,...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса для 9 класса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
Цель: способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconОбращение и речевой этикет
Цель: Закрепить понятие «обращение», вырабатывать умение правильно пользоваться обращениями, соблюдая речевой этикет. Способность...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса «Трудовое право твое право»
Программа элективного курса «Трудовое право – твое право» предназначена для изучения учащимися 9 класса, рассчитана на 34 часа, ориентирована...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса составлена по авторскому элективному курсу Н. В. Ширшина
Программа элективного курса «Химия в жизни» предназначена для учащихся 9 классов
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconРабочая программа Адаптированный элективный курс «В мире закономерных случайностей»
Рабочая программа адаптированного элективного курса «В мире закономерных случайностей» для 10 класса разработана на основе: авторской...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса «Мой персональный компьютер»
Элективный курс предназначен для тех, кто хочет научиться пользоваться основными программами и осуществлять поиск и обмен информацией...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 11 класса название...
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма составлена на основе элективного курса «Энергетика и окружающая...
Программа составлена на основе элективного курса «Энергетика и окружающая среда» (физика, экология) 11 класса составитель М. И. Аркуша....
Модифицированная программа элективного курса для 10 -11 класса. «Речевой этикет. Как научиться красиво и убедительно говорить» iconПрограмма элективного курса по математике для 7 класса
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 7д класса. Необходимость данного курса обусловлена тем, что в данном классе наметилась...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница