Проективные рисуночные методики




НазваниеПроективные рисуночные методики
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Проективные рисуночные методики
Остается узнать мнение дошкольников о качестве взаимодействия с педагогами. На наш взгляд, определить эмоционально-психологический климат в группе лучше всего помогают проективные рисуночные методики. Они очень информативны. Изоб­ражая тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Проективная рису­ночная методика «Моя любимая группа», разработанная нами, является модифика­цией теста «Рисунок семьи». Ее цель - оп­ределить степень эмоционального ком­форта ребенка во время пребывания в дет­ском саду. Методика ее проведения проста. Экспериментатор обращается к ребенку со словами: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча­ют воспитатели. Пока мама и папа на рабо­те, ты проводишь целый день в детском са­ду и занимаешься самыми разными дела­ми. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рису­нок можно назвать "Моя любимая группа"». Дальнейших разъяснений не требуется. Если ребенок станет задавать вопросы ти­па «А что мне нарисовать?», следует отвечать: «Рисуй то, что вы делаете в детском саду, что больше всего тебе нравится, за что ты любишь свою группу».

Если дошкольник отказывается от ри­сования, следует выяснить причину, осто­рожно побудить его к действию, а в случае сопротивления - предложить нарисовать рисунок на свободную тему.

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, явля­ется важным источником информации, так как определяет область эмоциональ­ной компенсации.

В процессе рисования следует вести протокол для фиксации последова­тельности рисования де­талей, пауз более 15 се­кунд, стирания деталей, спонтанных комментари­ев ребенка. После завер­шения работы необходи­мо обсудить с ребенком рисунок и побеседовать о его содержании. При об­работке данных следует обратить внимание на вы­бор цвета, тщательность прорисовки линий, распо­ложение в общей компо­зиции себя, сверстников, воспитателя, их наличие или отсутствие, соответствие или несоответствие высказываний ребенка содержанию рисунка и т.д.

Рис. 2 Рис.3
Мы проанализировали 308 рисунков де­тей старшего дошкольного возраста, посе­щающих ДОУ Ульяновска. Опираясь на основные принципы и критерии обработ­ки рисуночных проективных тестов, пред­положили, что при наличии благоприят­ной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ре­бенок, другие дети (его друзья) и воспита­тель. Наличие на рисунках каждого из субъектов педагогического процесса явля­ется важным показателем положительного отношения дошкольника к детскому саду. Именно этот показатель был положен в ос­нову классификации детских работ.

К сожалению, рисунков, свидетельствующих об эмоци­ональном благополучии и о хо­рошем взаимодействии с вос­питателями, оказалось мало: себя, других детей и воспитате­ля изобразили только около 18% детей. В этих рисунках полностью отсутствовали симптомокомплексы, по кото­рым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебность. На них была изображена общая деятельность всех членов группы, от­сутствовала штриховка, пре­обладали яркие цвета, линии хорошего качества (рис. 1). 22% дошкольников нарисо­вали как себя, так и своих друзей: «Я играю с девочка­ми на ковре в группе». На во­прос: «Где же в это время на­ходился воспитатель?» - де­ти отвечали: «Ушла зво­нить», «Пишет за столом за­дания». А на вопрос «Почему ты ее не нарисовал(а)?» -Забыла», «Не уместилась», «Долго рисовать» (рис. 2).

Отсутствие на рисунке то­го или иного члена коллекти­ва предполагает конфликт­ность, невключенность в общую деятель­ность, что очень ярко подтвердил один из детских ответов: «Не нарисовала воспита­теля, потому что она не играет с нами в жмурки, а сидит за столом в спальне».

Некоторые дети нарисовали себя и вос­питателя, упустив из виду других детей (9,5%): «Это я и воспитатель. Мы рисуем, нам весело. Мне нравится заниматься и рисовать». На вопрос: «Где другие дети?» - испытуемые отвечали: «Ушли гулять», «В спальне» и т.п. Подобные работы могут свидетельствовать о напряженных отно­шениях со сверстниками, об их недоста­точной значимости для ребенка (рис. 3).




Рис. 4
Немногие дошкольники (12%) нарисо­вали только себя в групповой комнате или на прогулке.

В беседе конфликтное отношение к пе­дагогу часто не проявлялось: «Воспитате­ля нет, потому что он разговаривает в группе с няней». Но иногда дети прямо го­ворили о своих чувствах: «Это я в группе. Детей нет, потому что спят, воспитателя нет, я не знаю, где она... Не нарисовал по­чему? Потому что не хочу, чтобы она здесь была!» (рис. 4).

Следует особо подчеркнуть, что весьма часто в детских рисунках или объяснениях педагог находится за столом. С одной сто­роны, дети воссоздают внешнюю атрибу­тику ситуации, а с другой - стол, за кото­рым взрослый занимается своими делами (пишет или рисует), выступает в качестве барьера. Очень часто стол, судя по детским высказываниям, находится в другой комна­те (спальне).

На некоторых детских ра­ботах (13%) люди вообще от­сутствовали, были представ­лены лишь неживые объекты. Дети рисовали здание детско­го сада или пустую групповую комнату и на вопрос: «Где же ты, другие дети и воспита­тель?» - отвечали, что «дети наказаны и спят, плохо вели себя за обедом, а воспитатель ходит по группе» (рис. 5).

В общей сложности воспи­татель не был изображен в 59% случаев, сверстники - I 41%, а сам автор - на трети (33%) рисунков. Таким обра­зом, даже простой анализ ри­сунков позволяет утверж­дать, что дети часто испыты­вают эмоциональный дис­комфорт, не видят в педагоге партнера по деятельности, испытывают трудности в об­щении со сверстниками. Очевидно, что говорить о полном эмоциональном бла­гополучии дошкольников в детском саду еще рано. Мы считаем, что одной из при­чин сложившейся ситуации является неумение воспитателей постро­ить теплые эмоциональные взаимоотно­шения с детьми, нежелание понять их, стать для каждого воспитанника по-насто­ящему близким человеком. Все вместе это называется неготовностью педагогов к личностно ориентированному взаимодей­ствию с дошкольниками.

Так есть или нет в наших детских садах личностно ориентированное взаимодейст­вие с детьми?

На наш взгляд, всем нам: и воспитате­лям, и руководителям - следует еще раз задуматься над ставшим уже привычным словосочетанием «личностно ориентиро­ванное взаимодействие» и приложить не­малые усилия, чтобы ребенок чувствовал себя в детском саду нужным, любимым и защищенным.

Похожие:

Проективные рисуночные методики iconИнтервью как метод оценки 26 Методики самоотчета 26 Проективные методы...
Социально психологические предпосылки и условия развития личности ребенка дошкольного возраста 14
Проективные рисуночные методики iconИнструкция
Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми...
Проективные рисуночные методики iconИсследование агрессивности у детей и подростков Источник: А. Л. Венгер...
Источник: А. Л. Венгер "Психологические рисуночные тесты". М.: Владос-пресс, 2003 г
Проективные рисуночные методики icon2. Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла) Методика...
«Самосознание», «Саморегуляция», «Эмпатия», «Коммуникабельность», «Самомотивация». Достоверность методики зависит от уровня самооценки...
Проективные рисуночные методики iconЗадача 1 дня
Задача 1 дня заключается в освоении универсальных приемов энергетического самоисцеления. Осваиваются методики включения в организме...
Проективные рисуночные методики iconМетодики

Проективные рисуночные методики iconТема: Работоспособность лицеистов
Методики стр
Проективные рисуночные методики iconОб утверждении методики
Утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам
Проективные рисуночные методики iconПрограмма якутск
Нелунова Е. Д., к п н., доцент кафедры методики преподавания иностранных языков фия ягу
Проективные рисуночные методики iconНачальная школа: проблемы в учебе
Рекомендуем родителям "Развивающие компьютерные методики для младших школьников"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница