Практикум 7-9 классы Цели




НазваниеПрактикум 7-9 классы Цели
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИзложение

Занятие №2

ПРАКТИКУМ 7-9 классы


Цели

Отработка навыков работы с первоисточниками, развитие умения проводить сравнительный анализ, закрепление полученных знаний, уточнение и детализация сведений о процессах образования государств у восточных славян и их христианизации.

План

1. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим путь «из варяг в греки».

2. Роль дорог в образовании государств в Западной Европе и Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

3. Значение призвания варягов в процессе образования государства в Западной Европе и в Древней Руси. Сравнительный анализ исторических документов.

4. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим сбор дани.

5. Работа с фрагментом текста Повести временных лет, описывающим религиозную реформу 980 г. князя Владимира.

6. Для развития логических способностей учащихся проводится сравнительный анализ двух версий процесса принятия христианства:
по С.М. Соловьёву и Н.М. Карамзину.

1. Изложение истории Древнерусского государства летописец начинает с описания пути «из варяг в греки»:

«... был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг, а Двина из того же леса течёт, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течёт Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары (волжские) и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море, это море слывёт Русским...»

^ Волок — место, где суда перетаскивали, переволакивали посуху.

Понт море — Чёрное море.

Море Варяжское — Балтийское море.

Море Хвалисское — Каспийское море.

Удел Сима — Азия.

До племени Хама — т.е. до Африки.

Внимательно прочитайте текст Повести временных лет, описывающий путь «из варяг в греки».

ВОПРОСЫ

Почему этот путь так называется?

Какие страны и народы он связывал?

2. Давайте вспомним, какую роль сыграли римские дороги в формировании средневековых государств в Западной Европе.

^ Зачитывает фрагмент книги С.Лебека «Новая история средневековой Франции: Происхождение. V—IX века»:

«Дорожная сеть, которой Рим снабдил Галлию, в немалой степени содействовала целостности этой территории. Но римляне... во времена императора Августа проложили повсюду прямые дороги, отвечавшие стратегическим интересам и сменившие старые извилистые пути. Им римляне предпочитали трассы мощёные, а не грунтовые. Римляне принесли продуманную дорожную политику. Перекинутые через реки мосты были большей частью деревянными. Даже самые широкие реки не останавливали римских дорожников: они устраивали плавучие мосты...»

^ Прочитанный текст сравнивается с рассказом из Повести временных лет о распре между киевским князем Владимиром Святославичем и его сыном, Ярославом Мудрым.

«В лето 6522 (1014 г.). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все посадники новгородские, а Ярослав не дал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: “Расчищайте пути и мостите мосты”, — ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся».

ВОПРОСЫ

Как вы думаете, почему подготовку к походу на Новгород Владимир начал
с приказания расчищать пути и мостить «мосты» (гати)?


^ Чем отличались пути передвижения в Западной Европе и в Древней Руси?

Как это, на ваш взгляд, могло отразиться на формировании территорий ранних средневековых государств Западной Европы и Руси?

3. Прочитайте предание в Начальном летописном своде о Рюрике: «Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».

А вот как описывает ^ Видукинд Корвейский призвание саксов бриттами:

«...когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, (жители Британии) послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы (из Британии), прибывшие к саксам, заявили: “Благородные саксы, несчастные бритты, изнурённые постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стеснённые, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить (бриттов) без помощи”... отцы ответили на это кратко: “Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут (с ними) в равной мере и в их беде, и в их удачах”. (...) Затем в Британию было послано обещанное войско (саксов) и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество».

ВОПРОСЫ

Сравните рассказы Повести временных лет и Видукинда Корвейского. Что в них общего?

^ Как вы считаете, чем может объясняться близость рассказов о призвании варягов на Русь и о призвании саксов бриттами?

4. (зачитывает отрывок из Повести временных лет):

«В лето 6393 (885 г.). Послал Олег к радимичам, спрашивая: “Кому даёте дань?”. Они же ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам, но платите мне”. И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».

Щеляг — серебряная монета.

ВОПРОСЫ

Как вы уже успели заметить, установление власти князя над землёй того или иного племени проявлялось в том, что это племя начинало платить ему дань. Что такое дань?

Как вы можете прокомментировать высказывание одного историка: «Дань — это плата за несостоявшийся набег?»

5. Прочитайте предание Повести временных лет о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича.

«В лето 6488 (980 г.)... И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. (...) Владимир же посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

ВОПРОСЫ

Зачем понадобилось князю Владимиру создавать единый пантеон языческих божеств в Киеве?

^ Как это было связано с задачами укрепления государственного единства Киевской Руси?

6. Сравните две версии процесса принятия христианства в изложении — С.М.Соловьёва и Н.М.Карамзина.

^ Версия С.М.Соловьёва

«Когда царевна приехала в Корсунь, Владимир крестился, а после крещенья обвенчался на Анне и пошёл с нею в Киев. Пришед туда, он велел повестить народу: “Кто не приедет к реке креститься, богатый или бедный, тот будет мне противень”. Услышав это, люди шли с радостью, говоря: “Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её”. На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все шли в воду и стояли в ней — одни по шею, другие по грудь, малолетные у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы». (Соловьёв С.М. Русская летопись для первоначального чтения // Соловьёва С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 45.)

^ Версия Н.М.Карамзина

«Наставленный Херсонским Митрополитом в тайнах и нравственном учении Христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег... Изумлённый народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последнею данию суеверия; ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься — и народ, уже лишённый предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли её старой вере отцев своих». (Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1990. С. 39.)

ВОПРОСЫ

Почему С.М.Соловьёв описывает только восторг народа, а Н.М.Карамзин — прежде всего горечь и боль по поводу свержения старых богов?


Похожие:

Практикум 7-9 классы Цели iconЛабораторный практикум, 10 11 хб классы
Л\р 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» (ПП)
Практикум 7-9 классы Цели icon2010 22. 1 Математика
Математика. 5 – 11 классы. Практикум: учебное электронное пособие. – М.: Ооо «Дрофа», Ооо «дос», 2003
Практикум 7-9 классы Цели iconПрактикум для родителей «Пальчиковый игротренинг» Цели
Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации...
Практикум 7-9 классы Цели iconРоссийская Федерация Управление образования администрации Старооскольского...
...
Практикум 7-9 классы Цели iconА. В. Шобанов, Е. В. Струкова организация внешнеторговых перевозок практикум По дисциплине
Шобанов А. В., Струкова Е. В. Организация внешнеторговых перевозок. Практикум по дисциплине «Транспортное обеспечение внешнеэкономической...
Практикум 7-9 классы Цели iconПояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного...
В муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №2 г. Нелидово обучение проводится на 3-х ступенях: начальной (1 – 4 классы),...
Практикум 7-9 классы Цели iconРабочая программа педагога
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Практикум 7-9 классы Цели iconРабочая программа педагога
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Практикум 7-9 классы Цели iconРабочая программа основного общего образования по курсу «искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Практикум 7-9 классы Цели iconРабочая программа по искусству для 9 класса
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница