Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами»




НазваниеКонспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3

Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами»

Составила: учитель начальных классов Зарова М.И.
Цель: познакомить с написанием и особенностями римских цифр.

Задачи 1. Сформировать представление о римских числах и

и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.

2. Развивать умение наблюдать, выделять главное,

анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую

речь, развивать познавательную активность.

^ 3. Воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Тип урока: ОНЗ (освоение новых знаний)

Оборудование урока: плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; мультимедийный проектор; экран; презентация, деревянные счётные палочки, магнитные палочки, часы, инд. карточки.

^ 1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке

Продолжительность: 1-2 минуты.

-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

- На вас надеюсь я друзья!

- Садитесь девочки, Егор.

Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:

“Мир построен на силе чисел!” (СЛАЙД 1) и нам предстоит в этом убедиться.

^ 2. Устный счёт.

Проверка знания таблицы умножения

Работа по карточкам

3. Актуализация знаний и мотивация.

Постановка учебной задачи.

- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- Как они называются? (Арабские цифры)

- Почему эти числа называются арабскими?

-– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)

- Посмотрите на циферблат и определите время: 6ч.00 мин.

-Какими цифрами здесь ведётся запись

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (4ч. 00 мин.).

- Который сейчас час?

- Почему же возникло затруднение?

(Не знаем, какими цифрами записаны числа).

- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)

- Верно, ребята. Здесь ведётся запись неизвестными для вас римскими цифрами. Мы используем и римские и арабские цифры, например, на циферблатах часов. Посмотрите (СЛАЙД 2)

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока. СЛАЙД 3)

^ 4. “Открытие” детьми нового знания.

а) Работа с моделями.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Сейчас мы с вами увидим, что представлял собой Древний Рим. (СЛАЙДЫ 4-8)

1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.

2. Вид древнего города.

3. Помещение, где принимали гостей.

4. Жизнь города.

5. Трирема – военное судно римлян.

6. Так выглядели древние римляне.

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? (на доске магнитными палочками)

- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?

- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. (показ на карточках)

- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

Запись учениками римских чисел.

Вывешивается опора.

^ 5. Релаксация. Упражнения для глаз (см презентация)

6. Первичное закрепление

Работа в тетради.

-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами

№2 с.46 (три примера у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой)

№3 с. 46 (три примера у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой)

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти) показ

Конструирование двузначных чисел 28, 36, 15. (на месте и на доске)

Физкультминутка

Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

№ 6 с. 47 СЛАЙД 10

в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- А вы знаете ,как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

Вывешивается опора.

50 - L

100 - C

500 - D

- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)

^ 6. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .

34

ХXXIV

58

LVIII

65

LXV

70

LXX

300

CCC

^ 7. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы узнали?

- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?

Прав ли был Пифагор в своём высказывании (СЛАЙД 12)

^ ОЦЕНКИ ЗА УРОК

8. Домашнее задание

Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

Благодарю вас за урок!

описание: http://festival.1september.ru/articles/517374/img1.jpg

описание: http://festival.1september.ru/articles/517374/img2.jpg

резерв

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Играют 10 чел. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Тот, у кого он окажется, сделает шаг вперед. Остальные ребята с помощью сигналов покажут, верно ли найден ответ?

– Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

– Чему равно произведение 5 и 2? (10)

– Сколько ног у двух петухов? (4)

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)

6) – Сколько дней в неделе?(7)

7) – 3 умножить на 4. (12)

8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)

9) – Какое число на один больше 10? (11)

10) – Частное 25 и 5. (5)

11) – 60 разделить 10. (6)

- Молодцы!

Страничка ученика

Тема урока: “Римские цифры”

^ 1. Запиши римские числа в таблице

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10































^ 2. Сравни “ > ”, “ < ”, “ = ”:

III * V

IX * VIII

XII * VII

VI * IV

XI * IX

IV * IX

^ 3. Выполни вычисления:

III + I =

VI – II =

XII – III =

IX + II =

IV + III =

III + III =

4. В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.

VI +I = V

X + III = XI

IX – I = X

VI – IV = IX

Домашнее задание

  1. Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

  2. Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

  3. * Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?


Тема: Запись многозначных чисел римскими цифрами.

Цели: 1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и

и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.

2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное,

анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую

речь, развивать познавательную активность.

3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаи-

мопомощь.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование урока:

Плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; карточки – сигналы; мультимедийный проектор; экран; презентация.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке

Продолжительность: 1-2 минуты.

-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.

Этот урок у нас науке посвящается,

Что математикой в школе называется.

Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!

-Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить? (С помощью чисел)

-Наш урок начнём с высказывания знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число», и нам предстоит в этом убедиться.

(Слайд 1).

-Как вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите свои примеры. ( В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами).

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О числах)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;

2) зафиксировать повторяемые правила в речи и в виде эталонов;

3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия

Методы: создание проблемной ситуации, самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами; диалог.

Продолжительность: 5-6 минут.

- С помощью чего можно записать числа? (С помощью цифр)

- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

- Как они называются? (Арабские цифры)

- Почему эти числа называются арабскими? (Их придумали древние арабы)

Учитель демонстрирует слайды 2-8.

-Знаете ли вы какие-нибудь другие цифры? (Римские цифры)

-Какие римские цифры вы знаете? ( I, V, X)

Учитель демонстрирует слайд 9.

-Запишите в тетради числа от 1 до10, используя римскую нумерацию.

Учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется по таблицам. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

-Какие правила нужно соблюдать при записи чисел римскими цифрами?

( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней.

Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается)

Учитель показывает слайд 10.

-Итак, мы вспомнили римские цифры и правила их записи. А сейчас попробуем выполнить задание №1 на с.24. Найдите это задание. Выполните это задание в парах.

Одна пара учащихся работает у доски, остальные учащиеся в тетради.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения.

Продолжительность: 3-4 минуты.

Методы: подводящий к теме диалог.

-Проверим, как вы справились с этим заданием

-У кого возникло затруднение?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) уточнить цели будущих действий;

2) обдумывание плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий.

Продолжительность: 6-7 минут.

Формы работы: работа в парах.

Методы: подводящий к открытию знания диалог.

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами)

- Назовите тему урока. (Запись многозначных чисел римскими цифрами)

-Определимся, с чего же нам надо начать? (Познакомиться с новыми римскими цифрами и с их помощью научиться записывать многозначные числа)

-Какие известные правила помогут вам? ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается.

В записи числа цифра не должна повторяться более трёх раз).

«Открытие детьми нового знания»

-Работаем в парах. Каждая группа получает карточки с числами: 1, 5, 10,50,100,500,1000. Пользуясь учебником, под каждым числом запишите эти же числа римскими цифрами. Помните о взаимопомощи.

5. Реализация построенного проекта.

Продолжительность: 7-8 минут.

Дети работают в парах. Один ученик работает у доски.

- Итак, что же у вас получилось?

-Посмотрите на эталон и сравните его со своими записями. Скажите, сколько всего римских цифр? (7)

Учитель демонстрирует слайды 11-12.

- Как же записать с помощью римских цифр число 35? (35=10+10+10+5, XXXV)

Дети дают подробное объяснение.

- Как запишите числа из задания №1? (52= 50+2, LII ит.д.)

Дети дают подробное объяснение.

- Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый способ записи чисел - с помощью римских цифр.

- Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при записи чисел римскими цифрами?

- Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)

Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: самоконтроль, самооценка.

Средства: комментирование.

Задание № 2, стр. 24.

- Найдите в учебнике № 2 на стр. 24.

- Прочитайте задание про себя. Выполните задание в парах.

Фронтальная проверка.

- Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий.

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельное выполнение задания №3;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Продолжительность: 5-6минут.

Учащиеся выполняют задание № 3, самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.

- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

- Кто не допустил ошибки в задании №3?

- Кто допустил ошибки в задании № 3?

- В чём их причина?

- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1)выявить границы применимости нового знания;

2)тренировать умение составлять верные равенства, используя римские цифры

Продолжительность: 5-6 минут.

- Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

Разделить класс на группы.

- Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)

1) Задание №4, стр. 24.

- Найдите задание №4 на стр. 24. Прочитайте его про себя и обсудите в группе все возможные варианты решения.

2) Задание №5, стр. 24.

- Найдите задание №5 на стр. 25. Обсудите его в своей группе.

Ученики работают в группах. Ответственный комментирует работу всей группы.

- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1)осознание учащимися своей учебной деятельности,

2)самооценка результатов деятельности на уроке;

3) согласовать домашнее задание.

Продолжительность: 2-3 минуты.

-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

-Я знаю, что такое римские цифры.

-Я знаю, правила, по которым записываются римские числа.

-Я знаю, где используются римские числа.

-В самостоятельной работе у меня всё получилось.

-Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была) и исправил свою ошибку.

-Я доволен своей работой на уроке.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке.

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его (слайд 13).

-Запишите домашнее задание:

1) Стр.25, №8;

2) Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.


  1   2   3

Похожие:

Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconУрок математики во 2 классе по теме: «Прямой угол»
...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconУрок математики во 2 классе
...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха»
Цели урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать навыки...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconУрока математики по теме «сложение однозначных чисел с переходом через десяток»
Проект урока математики по теме «сложение однозначных чисел с переходом через десяток». (2 класса)
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconУроках математики: нетрадиционные уроки
Приложение 1: Конспект нетрадиционного урока по геометрии в 7 классе в форме зачета по теме «треугольники. Параллельные прямые»…...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconКонспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры"
Учитель начальных классов: мбоу «Ликино-Дулевская оош №3» Онищенко Надежда Алексеевна
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconПлан-конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе....
Знакомство с изделиями народного промысла Гжели и Хохломы, освоение традиционных элементов росписи: «розан», «купавка», «ягодка»,...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconКонспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры» (Литературный салон)
Цель. Обобщить и привести в стройную систему полученные знания по данной теме; познакомиться с произведениями художников, поэтов,...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconКонспект открытого урока математики «Число и цифра 8»
Цель: познакомить с числом и цифрой 8, составом числа 8; развивать математическую речь учащихся, внимание, логические операции: анализ...
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» iconКонспект открытого урока литературы в 5 классе для методического...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница