«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся»




Название«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Выступление на ГМО по теме


«ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»


Подготовила учитель английского языка

МБОУ СОШ №8 округа Муром

Матвеева Ольга Васильевна

2012-2013 учебный год
Теоретической основой моего выступления по данной теме являются две статьи.

  1. http://festival.1september.ru/articles/410370/


Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством педагогики сотрудничества и проектной методики

^ Непомнящая Марина Геннадьевнаметодист

Автор статьи заостряет внимание на некоторых теоретических положениях педагогики сотрудничества.

По информации некоторых источников основателями ее являются американские педагоги. Но в данном случае речь пойдет о педагогике сотрудничества как одном из важнейших направлений отечественной педагогики 2-й половины XX века.

Она представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Название было дано группой педагогов новаторов: это Н.К.Крупская, С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко. Сюда включены достижения русской психолого-педагогической науки и практики: К.Д.Ушинского, Н.П.Пирогова, С. Л.Соловейчика, а также зарубежных ученых, таких как К. Роджерс, Ж.Ж.Руссо, Э.Берн и др.

Ниже приводятся основные положения педагогики сотрудничества и примеры их применения на практике известными педагогами:

  • отношение к учению, как творческому взаимодействия учителя и ученика;

  • обучение без принуждения;

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Мы должны обойтись без принуждения по соображениям гуманности. И мы вынуждены исключить средства принуждения, потому что их просто-напросто не осталось в нашем распоряжении, разве что у тех педагогов, которые могут взять ребенка криком, на испуг.

Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов — от младших до старших, — что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной — приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить.

Ш.Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок, С.Н.Лысенкова не ставит двоек, потому что у нее все дети успевают, В.Ф.Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учета знаний. Формы разные, а суть одна — учение без принуждения.

  • идея уверенности в своих силах и в способность достижения цели;

  • использование опор (опорные сигналы, схемы, детали)

Опорный сигнал у В.Ф.Шаталова, схемы у С.Н.Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П.Иванова, опорная деталь у Е.Н.Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е.Огородного. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки.

  • самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся)

  • свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях лучшего усвоения учебного материала)

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей — какую задачу решать. В.Ф.Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н.Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П.Волкова детям дают лишь тему: “делаем рыцарей”, “делаем копии памятников архитектуры”, но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

  • интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких, по сравнению с учебной программой, знаний)

Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые, ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным.

  • коллективная творческая воспитательная деятельность;

  • творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Рассмотрим, как реализуются данные положения на практике и какие возможности предоставляет педагогика сотрудничества для создания ситуации успеха для учащихся.

Прежде всего, как мы заметили выше, педагогика сотрудничества проявляет свое основное свойство для всех участников учебного процесса, а именно для родителей, учащихся и учителей.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. С. Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных. Поэтому логично предположить, что на уроке возможно создание ситуации, когда в роли учителя выступает ученик. Причем эта ситуация оказывается ситуацией успеха для всех ее участников.


  1. Журнал «Английский язык. Все для учителя!», № 7, июль, 2012


Зайцева Р.И., МОУ СОШ №2, г.Новый Оскол, Белгородская обл.
^ ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В процессе обучения в последние годы утверждается личностно-ориентированный подход, одним из основных положений которого является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

В методике разрабатываются новые подходы и технологии обучения, которые могли бы предоставить возможность каждому ученику говорить на английском языке на уроке не менее 15-20 мин, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей, уровня подготовки и интереса учащихся к предмету.

В мировой практике известны различные пути решении личностно-ориентированного обучения. Для средней школы наиболее интересной и приемлемой, как я полагаю, является личностно-ориентированная технология — обучение в сотрудничестве, которую достаточно легко адаптировать к классно-урочной системе занятий. Используя эту
технологию, можно раскрыть потенциальные возможности каждого ученика.

^ Основная идея обучения в сотрудничестве заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся
в различных учебных ситуациях.


Важно рационально организовать учебный процесс, управлять деятельностью учеников, стимулировать их активность исходя на интересов учеников и уровня их подготовки, знаний и умений.

Технология обучения в сотрудничестве требует прочного владения большим количеством учебных действий: навыков работы с учебником, планирования ответа, навыков контроля и взаимоконтроля, умении быстро читать и писать, управлять своей речью, умения выделять главное, существенное в изучаемом, сравнивать и обобщать факты, правильно излагать мысли.

Практика показала, что необходимо следовать основным правилам обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем до урока: в каждой группе должен быть ученик с высоким, средним и низким уровнем подготовки, девочки и мальчики;

  • каждой группе дается одно задание, но перед его выполнением учитель распределяет роли между членами группы

  • после выполнения задания результаты работы обязательно оцениваются;

  • учитель выбирает ученика, который должен отчитаться о результатах работы группы.


^ Пример использования групповой работы
Приведем пример работы в 8 классе (учебник В. П. Кузовлева) при обучении чтению по теме «Что вы знаете о британских традициях?
Данная структура группового взаимодействия называется «Мозаика». Учащиеся класса объединены в группы по четыре человека, каждая из которых выполняет одно и то же задание: читает текст. Каждый член группы работает над одним из текстов.

Ученик с более высоким уровнем подготовки выбирает текст посложнее. Учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в экспертные» группы, в которых совместно они выполняют совместно следующие задания:

1. Прочитайте текст и найдите в нем ответы на вопросы.

2. Составьте рассказ по схеме.

3. Воспроизведите рассказ по цепочке.

Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и обмениваются информацией. Группа должна отчитаться о выполнении задания:

1. Какие праздники популярны в Великобритании?

2. Какие символы связаны с этими праздниками?

3. В какие виды деятельности вовлечены люди во время праздников?

Стимулом для учебно - познавательной деятельности учащихся должны служить дифференцированные задания. При работе над текстом упражнения на дифференциацию могут быть следующими:

1. Учащиеся, у которых слабо сформированы речевые навыки, восстанавливают рассказ, дополняя предложения.

2. Ученики со средними способностями пересказывают текст, используя ключевые слова и выражения.

3. Ученики, склонные к творчеству, пересказывают содержание рассказа, используя план, выражают свое мнение по поводу описываемых событии, придумывают свой конец этого рассказа.

На начальном этапе для снятия трудностей при обучении устной речи мы используем различного рода опоры-символы (рисунки, знаки, схемы). Зная, что в начальной школе память ученика носит непроизвольный характер, мы попробовали под каждую ключевую структуру давать не только опору-символ, но и стихотворную рифмовку, содержащую нужную структуру на английской языке. Дети хорошо запоминают простые веселые рифмовки на русском языке и фразы на английском языке, а также загадки н стихотворения. Более того, они постепенно научились наполнять структуру новым лексическим содержанием. Например, возьмём такую структуру / cannot swim

Плавать не умею — I cannot swim.
Не могу без круга - только с ним.

Такие опоры символы мы используем при отработке употребления вспомогательного глагола to be, to have.

После тщательной работы над несколькими ключевыми структурами с помощью опор-символов учащиеся составляется рассказ, который
сопровождается рисунками. Несколько уроков работаем над рассказом, затем организовываем урок-конкурс, yа котором несколько учеников выступают со своими рассказами, а слушатели получают различные задания, например:

• Оцените:

а) у кого получился самый длинный рассказ;

б) чей рассказ было интересно слушать;

в) кто лучший «почемучка» в классе.

Таким образом, изучаются темы «Я и моё окружение», «Мои домашние животные», «Моя семья».
Благодаря этой форме работы учащиеся легко усваивают грамматические структуры и используют их в речи, у них появляется заинтересованность в изучении иностранного языка, что способствует повышению качества знаний.
С возрастом усложняются задачи, стоящие перед учениками. Меняется и функция опор. От опор - символов, открывающих ученикам путь к творчеству, мы переходим к денотатной опорной схеме, которая позволяет поддерживать интерес к чтению в старших классах.

Изучив метод денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе, мы пришли к выводу, что его можно успешно применять для решения сложных задач, связанных с пониманием содержания текста страноведческого характера. («Денотатная структура текста» — графическая форма представления поданной в тексте информации.)

^ Конечная цель денотативного анализа — это составление денотантной карты текста, т. е. необходимо представить содержание текста в виде схемы.

Эту работу следует проводить в следующем порядке:

1. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

Нужно изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами из текста, передающими самую главную информацию. Прочи -
тать текст и завершить составление денотатной карты.

2. Упражнения ни прогнозирование содержания текста:

• прочитать заглавие, просмотреть текст и установить как развивается тема;

• прочитать текст, сверить свои предложения с денотатной картой, данной после текста.

Практика показала: важно, чтобы в упражнениях на установление смысловой связи между единичными фактами текста ученик, прочитывая
текст, смог запомнить его денотативную карту до конца (привожу пустые графы, заполнен только один блок). После этого учащиеся ещё раз прочи -
тывают текст, изучают его денотатную карту, выясняют какие сведения из текста не нашли в ней отражения.

И в конце, выполняя упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста, ученик должен пояснить, т. е. пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.

Предлагаю рассмотреть, образец составления денотатной карты текста (New York):
^ ДЕНОТАТНАЯ КАРТА ТЕКСТА


New York, one of the largest cities in the world, was founded three hundred уеагs ago in the mouth of the Hudson River. It is situated on Manhattan Island. In 1626 New York was bought from the Indians for a handful of trinkets that cost twenty-four dollars. Today Manhattan is the center of business and commercial life of the country with a lot of banks and offices of American businessmen. Broadway begins here, the Stock Exchange Is located here.Very few people live in Manhattan, although the majority work here.

New York is inhabited by people of almost all nationalities. It is even called "Modern Babylon". At the beginning of the 20th century a lot of people came to the USA from different countries of the world. New York is one of the leading manufacturing cities in the world. The most important branches of industry
are those, producing paper products, vehicles, glass, chemicals, and machinery. The city traffic is very busy.

* Прочитайте текст с целью полного извлечения информации. (Дети внимательно читают текст "New York".)

* Найдите объекты (денотаты), о которых идёт речь в тексте, выделив сначала главные (the largest city; is situated an Manhattan Island; is the
center of business and commercial life; inhabited by people of almost all nationalities; the leading manufacturing cities
), а затем дополняющие
(Broadway).

* Определите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты. ("New York")

* Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами и используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие
предметные взаимосвязи между денотантами
(was founded: was bought; is called; where; who; with)

* Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.

* Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию в прямоугольники.

Научив учащихся работать с текстом по алгоритму, мы убедились, что ученик сможет справиться с любым текстом и выполнить любое поставленное перед ним задание.

А самое главное — он усвоил навыки, необходимые дли самостоятельной работы с научно-популярными и страноведческими текстами.

Мы считаем, что такие карты-схемы облегчают восприятие текста. Они могут быть использованы для воспроизведения смыслового содержания текста с помощью систем-опор или смысловых вех, благодаря которым значительно облегчается говорение.

Особенно важно владеть методом денотативного анализа текста, работая самостоятельно. Учащиеся приобретают навыки критической оценки своих знаний и действий, проявляющиеся по их собственной инициативе, расширяют кругозор, позволяют выйти на творческий уровень мышления.
Итак, использование педагогики сотрудничества в обучении иностранному языку позволяет каждому ученику в любой момент урока
максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав задание, подходящее лично ему. Все это оказывает
положительное влияние на творческую активность учащихся, качество их знаний и в целом на повышение интереса к изучению иностранного языка.




  1. ^ Из опыта работы

В своей работе я, как и все мои коллеги, использую принципы педагогики сотрудничества. На уроке я организую парные и групповые формы работы. Детям очень нравится работа в группах с помощью консультантов. Консультанты помогают им выполнить то или иное задание, в процессе которого осуществляется взаимоконтроль учащихся. Одной из форм групповой работы является ролевая игра. Например, в 8 классе я провожу ролевую игру-дискуссию по теме «Почему английский так популярен?», в ходе которой дети высказывают свое мнение, выступая в роли американского бизнесмена, английского историка или русского переводчика. Следует отметить, что такие формы работы имеют успех не во всех классах, а там, где есть мотивированные, хорошо обученные дети. Метод проектов также является формой педагогики сотрудничества. По желанию дети составляют проекты в форме презентаций. В этой четверти учащиеся 9-х классов защитили проект «Нью-Йорк Сити», а учащиеся 10 класса готовят проект «В международном аэропорте». Такие групповые творческие задания помогают слабым учащимся активизироваться и внести свой вклад в общее дело, что рождает у них чувство успеха, уверенности в своих силах и способствует усилению мотивации к изучению языка.

В своей работе я также реализую принцип свободного выбора учащимися заданий на уроке и дома. Я уже второй год работаю по теме самообразования «Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в свете технологии личностно-ориентированного обучения школьников». На уроке я даю учащимся задания разного уровня, а также дифференцирую домашнее задание. Для слабых учащихся это, как правило, чтение и перевод текста и выполнение подстановочных упражнений, или составление короткого высказывания по образцу. Для более сильных учащихся это может быть задание ответить на вопросы (обсудить текст), пересказать текст или составить диалог на его основе. В своей работе приходится постоянно пользоваться опорами: грамматическими таблицами и схемами, карточками с ключевыми словами и т.п.

Ну и, конечно же, в старших классах я привлекаю большое количество дополнительного материала на уроках. Я использую сюжетные тексты из сборника «Экзамен на 5», задания из пособия “Grammar in Use”под ред. Мерфи, учебника New Headway британских авторов Джона и Лиз Соарс, а также задания формата ЕГЭ.

И я уверена, что любой хорошо подготовленный урок – это всегда процесс творческого взаимодействия учителя и ученика, а также процесс сотрудничества учащихся в ходе обучения. Поэтому педагогика сотрудничества всегда была и останется актуальной.

Похожие:

«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconСетевые экологические проекты как средство развития творческой активности подростков
Быстро меняющаяся ситуация общественного развития требует от человека проявления творческой активности. Это качество обеспечивает...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconТема «Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности»
Использование театрализованной деятельности в развитии творческой активности ребенка стало плодотворным в нашем мдоу, так как в нем...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconСамостоятельная работа учащихся как средство формирования профессиональных навыков
Ий, познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Сам учебный процесс должен вызывать у учащегося...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconТворчество поэтов-черемховцев как средство развития ценностных ориентаций...
Характер проекта: междисциплинарный (литература, психология, педагогика, обществознание)
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconПрограмма экспериментальной работы «Информатизация учебно-воспитательного...
«Информатизация учебно-воспитательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения как средство повышения качества знаний...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconУрок алгебры в 7-м классе по теме: "Умножение многочлена на многочлен"
Развитие творческой и познавательной активности учащихся, логического мышления, памяти
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» icon«Физкультпауза как средство повышения работоспособности учащихся во время учебного процесса»

«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconСамообразования
...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconСекция «Физическая культура»
...
«педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся» iconУрок-путешествие. Оборудование урока: Электронная доска Smart Board,...
Развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой активности учащихся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница