«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах»




Название«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЗадача
Деятельностная игра для педагогов

«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах»

Одним из основных показателей уровня математического развития детей, глубины усвоения ими учебного материала является умение решать задачи.

При решении текстовых математических задач у обучающихся:

  • Воспитываются личностные качества – терпение, настойчивость, воля;

  • Развиваются логическое мышление; совершенствуются логические умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выявлять основную и второстепенную информацию в тексте;

  • Формируются математические понятия;

  • Формируется понимание значения математики в повседневной жизни;

  • Повышается вычислительная культура;

  • Пробуждается интерес к самому процессу поиска решения; достигая цель, дети получают моральное удовлетворение (при правильной организации работы над задачей);

  • Формируется понятие функциональной зависимости (более глубокое закрепление ее идеи происходит в старших классах);

  • Формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.

Научить учителей начальных классов использовать текстовые задачи как важный образовательный инструмент можно в процессе деятельностной игры «Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах».

^ ЭТАП 1

Задание: к каждому умению подобрать операционный состав

УМЕНИЯ

^ ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ

Анализировать задачу

Проводить первичный анализ текста (представление задачной ситуации, выделение условия и требования, опорных слов).







Выделять известные, неизвестные, искомые величины.




Устанавливать связи между данными и искомыми величинами.




Конструировать модели задачной ситуации (предметные,




схематические, графические) и соотносить элементы задачи с




элементами модели.




Устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность).







Узнавать типы задач

Проводить поиск плана

Раскладывать основную задачу на простые.

Решения задачи

Переводить зависимость данных и искомых величин на математикена математический язык.







Выбирать рациональные способы решения задач.




Проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом.




Активизировать необходимые для решения задачи теоретические




знания.

Реализовать найденный план

Определить адекватность построенной математической модели

решения задачи

исходной задаче.




Рационально выбирать математические связи между величинами.




Устанавливать




соответствие промежуточных и конечного результатов.




Оформлять решение.

Осуществлять контроль

Определить соответствие полученных результатов исходной задаче.

И коррекцию решения

Выполнять проверку решения разными способами.

Задачи

Находить другие способы решения задачи.




Оценивать полученные при решении результаты.




Обобщать результаты решения.

^ ЭТАП 2

Общее задание: решить задачи, выявить особенности структуры текстовых матем. задач – закончить предложение: «Задача состоит из …»

Задание для 1-ой группы: Выберите из предложенных заданий текстовые задачи. Обоснуйте свой выбор.

1. Два конца, два кольца, посередине- гвоздик. Что это?

2.Решить уравнение: Х – 5 =50.

3.Мама пошла в магазин и купила 1 кг картофеля, 2 кг моркови, 1 кг репчатого лука. Все овощи она отнесла домой.

4.За 5 л молока заплатили 55 руб. Сколько стоят 8 л молока 7

5.Сколько ткани потребуется, чтобы сшить 3 одинаковых детских платья, если на каждое расходуют 1.5 м ткани?

6.Рассмотри чертеж. Сколько на нем квадратов? Напиши. Сколько других фигур? Напиши, сколько всего фигур?

























^ Общее задание: решить задачи, выявить особенности структуры текстовых матем. задач – закончить предложение: «Задача состоит из …»

Задание для 2-ой группы: Какие из перечисленных задач являются конкретными, а какие отвлеченными? Почему?

1.На сколько единиц нужно увеличить число 2, чтобы получить число 6?

2.Миша принес с огорода 7 морковок, а потом еще 4 морковки. Сколько всего морковок принес Миша?

3.По чертежу измерь стороны прямоугольника. Найди сумму длин его сторон.

^ Общее задание: решить задачи, выявить особенности структуры текстовых матем. задач – закончить предложение: «Задача состоит из …»

Задание для 3-ей группы: охарактеризуйте задачи, исходя из их структуры.

1.Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Они встретились через 2 ч, причем, скорость одного из них больше скорости другого на 3 км/ч. Какова скорость каждого из велосипедистов?

2.Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг друга из двухпоселков, расстояние между которыми76 км. Они встретились через 2 ч, причем, скорость одного из них меньше скорости другого на 3 км/ч. Найдите скорость каждого из велосипедистов.

3.Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 ч они встретились. Какова скорость каждого из них, если известно, что скорость одного на 3 км/ч меньше скорости другого?

^ Этап 3

Общее задание: определить последовательность этапов решения задачи, расставив в таблице соответствующие порядковые номера.

Алгоритм решения текстовых математических задач

Этап решения задачи

Номер этапа (отметка педагога)

Выполнение плана решения задачи




Ознакомление с содержанием задачи, анализ содержания задачи




Составление краткой записи, схемы задачи




Проверка полученного решения




Формулировка ответа к задаче




Последующая работа над задачей




Исследование задачи




Поиск способа решения задачи, составление плана




^ Этап 4

Содержание карточки для 1-ой группы:

Задание: составить краткий план решения задач на основе содержания карточек. Затем на основе полученных планов доработать алгоритм решения текстовых задач, составленных на этапе 3.

За 5м ткани заплатили 30р. Сколько стоит 1м этой ткани? (Какова цена ткани?)

^ Решение задачи:

а) Прочитайте задачу. Повторите условие задачи. (За 5м ткани заплатили 30р). Повторите вопрос задачи. (Сколько стоит 1м этой ткани?)

б) Если за 5м ткани заплатили 30 руб., то за 1м нужно заплатить больше или меньше? (Меньше). Во сколько раз? (Нужно заплатить в 5 раз меньше).

в) Чтобы найти величину в 5 раз меньшую, чем 30руб., какое действие нужно выполнить? (Нужно 30руб. уменьшить в 5 раз, значит разделить на 5). Следовательно, задача решается действием деления.

г) Решение:

д) Цена ткани 6руб.

^ Содержание карточки для 2-ой группы:

Задание: составить краткий план решения задачи на основе содержания карточек. Затем на основе полученных планов доработать алгоритм решения текстовых задач, составленных на этапе 3.

На столе 5 карандашей, а в коробке на 2 больше. Сколько карандашей в коробке?

^ Решение задачи:

В процессе работы на доске и в тетрадях детей появляются записи.

а) Известно. На столе 5 карандашей, а в коробке на 2 больше. (На доске появляется запись: 5 2).

б) Сколько карандашей в коробке? (Между цифрами ставится точка, т.к. эту запись в дальнейшем трансформируем в запись решения задачи: )

в) Так как в коробке карандашей больше на 2, чем на столе, то буду выполнять сложение. (В записи появляется знак «+»: 5+2).

г) К 5 карандашам прибавить 2 карандаша будет 7 карандашей. (В записи появляется результат вычисления и наименование: 5+2+7 (карандашей)).

д) 7 карандашей в коробке.

^ Примерные варианты составления планов решения задач:

Промежуточный результат 1-й группы

Промежуточный результат 2-й группы

  1. Прочитайте условие.

  2. Прочитайте вопрос.

  3. Что известно?

  4. Что следует найти?

  5. Выберите нужное математическое действие.

  6. Запишите решение.

  7. Запишите ответ.

  1. Известно…

  2. Спрашивается…

  3. Объясняю…

  4. Решаю…

  5. Ответ…

Доработанный алгоритм решения текстовых математических задач:

  1. Прочитай задачу, представь то, о чем говориться в задаче.

  2. Запиши задачу кратко, если необходимо, сделай чертеж или схему.

  3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

  4. Подумай, какое число должно получиться в результате (например, больше или меньше, чем данные числа и т.д.).

  5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? Составь план решения задачи.

  6. Выполни решение.

  7. Проверь ответ и ответь на вопрос задачи.

  8. Подумай: можно ли решить задачу другим способом?

  9. Подумай: при каких условиях число в ответе задачи получилось бы больше? Меньше?

Похожие:

«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconМастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В....
Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи мощное средство обучения и развития учащихся...
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconМетодика констатирующего эксперимента. 18 Система работы над изложением...
Система работы над изложением в старших классах специальной коррекционной школы. 23
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconКурсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах
Методика формирования полноценного навыка чтения у младших школьников в период обучения грамоте и на уроках классного чтения
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» icon«Формы и методы работы классного руководителя с учащимися»
«Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области информатики
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
В 2011-2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Формирование оуун учащихся на основе использования инновационных...
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconАнализ работы за 2012-2013 учебный год
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив школы работал над следующими задачами
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconДоклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных...
Указания к ведению классного журнала в 1-4 (1-3) классах общеобразовательных учреждений
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconДоклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных...
Указания к ведению классного журнала в 1-4 (1-3) классах общеобразовательных учреждений
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconАнализ работы зам директора по производственной практике С. И. Чеховой 2011 2012 уч год
«Преподавание в начальных классах» дополнительная подготовка информатика и иностранный язык
«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах» iconБольшое место в обучении русскому языку в начальных классах занимает...
Дой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, природоведению и др дисциплинам всё больше возрастает, достигая к...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница