Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»




НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Комитет по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 252»

Красносельского района


СОГЛАСОВАНО

Директор НМЦ

_______________ Н.Н. Мошкова

«______» _________________ 200__ г.


ДОПУЩЕНО

Председатель президиума РЭС

_________________ В.Е. Фрадкин




Председатель секции по

химии РЭС
__________________

ФИО
Протокол №____ от «____» ______ 200__ г.





УТВЕРЖДЕНО

на педсовете школы № 252

протокол №__________

от «_______» _______________ 200__г.
Директор _____________ Г.А. Николаева




Программа
элективного курса

для учащихся 10 классов
«решение расчетных задач по химии»

(34 часа)

Автор-составитель

учитель химии Михеева Оксана Сергеевна

_______________________

Санкт-Петербург
^ Пояснительная записка
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного обучения для учащихся класса естественно-научного профиля.

Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

В настоящее время программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом и для решения расчетных задач отведено совсем немного времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Умение решать расчетные задачи некоторых типов входит в минимум обязательного образования. Решение задач повышенного уровня является актуальным и необходимым навыком для учащихся старших классов естественно-научного профиля.

^ Цель элективного курса - развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и повышенного уровня сложности.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения

  • Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками

  • Развить навыки самостоятельной работы

  • Содействовать конкретизации и упрочению знаний


Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

При изучении элективного курса осуществляется практическое применение теоретического материала и приложение научных знаний на практике. При решении задач не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

Решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует политехнической подготовке. В процессе решения задач развивается научно-теоретическое, логическое и творческое мышление.

При подборе расчетных задач учитывается целесообразность использования задач и репродуктивного, и продуктивного типа. 80% предложенных учащимся задач, разбираемых на уроках этого курса, являются задачами повышенного уровня, среди которых есть и олимпиадные задачи.

Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных форм и методов обучения, таких как лекция, беседа, семинар, самостоятельная работа, урок с элементами КСО, групповая работа, зачет.

Результатом реализации данной программы является формирование умения решать расчетные задачи разного типа (в том числе комбинированных и задач повышенного уровня сложности)

Итоги реализации данной программы могут быть в форме:

- конкурса (количественного) числа решенных задач;

- составления дидактических пособий по различным типам задач (с решениями);

- защиты компьютерной презентации по одной из тем курса;

- зачета по решению задач.

^ Учебно-тематический план







Тема занятия



К-во

часов


Виды деятельности

1.

Введение.

Цель и задачи элективного курса.

^ Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины.

Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.


1

Лекция



2.

^ Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа).

Основные формулы для решения указанных задач.

Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», « молярный объем газа».


1

Беседа,

решение задач


3.

^ Определение массовой доли элемента.

Определение относительной плотности газа


1

Беседа,

решение задач

4.

^ Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева-Клайперона.

1

Лекция,

решение задач

5.

Зачётное занятие по теме «Расчеты по химическим формулам»

1

Зачёт

6.

Тема 2.Растворы (8 часов).

Способы выражения концентрации растворов.


1


Лекция,

Опорный конспект.

7.

Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности и нормальности раствора.

1

Алгоритмы,

решение задач

8-9.

^ Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества.

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном после смешивания растворов с различным содержанием этого растворенного вещества.

2

Решение задач,

элементы проблемного обучения, КСО

10.

Кристаллогидраты.

^ Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата.

1

Демонстрация коллекции кристаллогидратов,

решение задач

11-12.

Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор.

^ Решение задач с использованием данных о растворимости веществ.

Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате охлаждения раствора.

2

Семинар, демонстрационный

эксперимент,

решение задач,

работа с таблицей

и графиком.

13.

Зачетное занятие по теме «Растворы»

1

Самостоятельная работа, зачет.


14-15.

Тема 3.Задачи на вывод формулы вещества (7 часов)

Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов.

^ Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов.



2


Решение задач,

групповая работа

16-17.

^ Задачи на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.


2

Решение задач

18.

^ Задачи на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.

1

Решение задач

19.

^ Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.

1

Решение задач

20.

Зачетное занятие по теме «Задачи на вывод формулы вещества»

1

Зачет.



21-22.

Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям

(9 часов).

Вычисление массовых долей растворённых веществ в растворе после реакции, в результате которой происходит изменение массы раствора.



2



Решение задач,

алгоритм, групповая работа

23-24.

^ Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем.

2

Беседа,

решение задач

25-26.

^ Задачи на образование солей различного состава.

2

Лекция,

решение задач

27-28.

Задачи на вывод формулы вещества по уравнению химической реакции.

2

Решение задач

29.

Зачетное занятие по теме «Вычисления по химическим уравнениям»

1

Зачет.



30.

Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (4 часа).

Определение состава смеси, если одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим реагентом.



1



Алгоритм,

решение задач.

31-32.

^ Определение состава смеси, если все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом.

2

Решение задач, использование элемента проблемного обучения.

33.

^ Определение состава газовых смесей

1

Решение задач


34.

Обобщающий урок по курсу «Решение расчетных задач по химии»

1

Подведение итогов конкурса числа решенных задач, защита творческих работ по разработке дидактического материала или компьютерной презентации


^ Содержание программы
Введение (1 час)

Цель и задачи элективного курса. Типы расчетных задач. Основные физические и химические величины. Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.

^ Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа).

Основные формулы для решения указанных задач. Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», «молярный объем газа». Определение массовой доли элемента. Определение относительной плотности газа. Расчеты с использованием газовых законов Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнения Менделеева-Клайперона.
^ Тема 2. Растворы (8 часов).

Способы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента). Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности, нормальности. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества. Задачи на определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном после смешивания растворов различной концентрации. Способы решения задач на растворы («правило смешения» в виде формулы, в виде диагональной схемы «правило креста», с помощью формулы с использованием рисунка «стакана»). Кристаллогидраты. Определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата. Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор. Решение задач с использованием данных о растворимости веществ. Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате охлаждения раствора.
^ Тема 3. Задачи на вывод формулы вещества (7 часов).

Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания. Решение задач на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.
^ Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям (9 часов).

Вычисление массовых долей растворённых веществ в растворе после реакции, в результате которой происходит изменение массы раствора. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем. Задачи на образование солей различного состава. Задачи на вывод формулы вещества по уравнению химической реакции.
^ Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (4 часа)

Решение задач на смеси, если одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим реагентом. Решение задач на смеси, если все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом. Определение состава газовых смесей.

Список литературы


  1. Данейко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. М.: Просвещение,1987.

  2. Воловик В.Б., Крутецкая Е.Д. Органическая химия. Упражнения и задачи. С-Пб: Оракул,1999 г.

  3. Домбровская С.Е., Кириллова М.А. Задачи по химии для выпускников и абитуриентов. СПб.: Интерлайн, Мир и семья,2000.

  4. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. СПб.: Паритет, 2000.

  5. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 1987.

  6. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия 10-11 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа,1999.

  7. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. М.: Издат-школа, РАЙЛ, 1997.

  8. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии 10-11 класс.М.: Издат-школа,РАЙЛ, 1997.

  9. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения: учебное пособие для учащихся 8-11 классов и абитуриентов. Краснодар: Советская Кубань, 1999.

  10. Панкратова О.Ю., Домбровская С.Е., Балова И.А., Якимова С.В., Яковлева С.В. Практические занятия по химии в классах естественнонаучного профиля. С-Пб: НИИХимии, 1998 г.

  11. Романовская В.К. Химия. Решение задач. СПб.: Агентство ИГРЕК, 1995.

  12. Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии . 8-11 классы. СПб.: Паритет, 2000.

  13. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11. М.: Новая волна, 2001.

  14. Хомченко г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы.М.: Новая волна, 2002.

  15. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии 8-11.М.: Просвещение, 1998.


Аннотация для учащихся и родителей
Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 10 класса естественно-научного профиля. Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основными типами расчётных задач по химии, способами их решения.
^ Цель элективного курса - развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и повышенного уровня сложности.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения

  • Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками

  • Развить навыки самостоятельной работы

  • Содействовать конкретизации и упрочению знаний


Подбор задач основывается:

- на уже имеющихся умениях учащихся решать задачи, входящие в обязательный

минимум 8-9 классов;

- на целесообразности использования задач и репродуктивного, и продуктивного типа;

- на развитии новых теоретических знаний учащихся и формировании устойчивых

умений решения задач повышенной сложности. 80% предложенных учащимся задач,

разбираемых на уроках этого курса, являются задачами повышенного уровня, среди

которых есть и олимпиадные задачи.

Элективный курс является логичным и актуальным дополнением к основному курсу химии. Материал курса повысит уровень знаний учащихся по химии, поможет при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconРабочая программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconПрограмма курса по выбору «Решение задач по химии»
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 класса и носит предметно-ориентированный...
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconРабочая программа спецкурса «решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Курс по выбору «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9-х классов и носит предметно ориентированный...
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconПрограмма элективного курса по химии для учащихся 11 класса название...
Программа разработана на основе программы учителя химии и экологии муниципальной гимназии №20 г. Донской Тульской области Гордеева...
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconЗаседание рмо учителей химии протокол №1 от 24. 08. 2011 г. «Решение...
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается...
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconПрограмма элективного курса составлена по авторскому элективному курсу Н. В. Ширшина
Программа элективного курса «Химия в жизни» предназначена для учащихся 9 классов
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconРабочая программа элективного курса по информатике «Приёмы решения...
Программа создана на основе учебной программы курса по выбору «Приёмы решения нестандартных задач по информатике. Для учащихся 9-11...
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconАвторская программа элективного курса по математике «Решение олимпиадных задач по алгебре»
Данная программа рассчитана на 17 часов и предлагается для подготовки к олимпиаде по математике учащихся 10 класса
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconПояснительная записка. Программа данного элективного курса предназначена...
Формирование умения применять законы физики при объяснении физических явлений, решение экспериментальные задачи
Программа элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов гуманитарного...
Цель: cформировать у учащихся представление об эволюции общественного движения в России в XIX – нач. XX в как инструмента реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница