Урок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс




НазваниеУрок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок

Урок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс

Учитель Грицай Светлана Владимировна


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по теме, повторение номенклатуры.

ОБОРУДОВАНИЕ: Физическая карта России, атласы, контурные карты, тесты, кроссворды, картины, иллюстрации.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

1. Зачет по теме в устной и письменной форме.
2. Контроль знаний с применением дидактических игр.


ХОД УРОКА

А. ОРГМОМЕНТ.
Б. ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.

Задания.

I. “Логическая цепочка” – исключить лишнее и объяснить почему? (Записывается на доске)

1. Паводок, межень, уклон реки.

2. Волга, Амур, Нева.

3. Многолетняя мерзлота, река, канал.

4. Наводнение, паводок, речной сток.

^ II. Фронтальный опрос.

Что такое половодье, межень, паводок, речной сток, наводнение, снеговая граница, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, внутренние воды?

III. Определить уклон и падение рек.

1. вариант – Волги,

2. вариант – Амура.

^ IV. Ответить на следующие вопросы (устно)

1. Путешествуя вверх по Волге, можно ли на лодке добраться до пункта с координатами с.ш. и в.д.?

(Волга берет начало у подножья Валдайской возвышенности, из крохотного озерка, вытекает из него маленьким ручейком, петляющим по заболоченной лесной низине. Очевидно, что добраться туда на лодке невозможно).

2. В старинной казачьей песне поется: “Ой ты, наш батюшка, Тихий Дон…”

У Пушкина мы встречаем такие строки: “Как прославленного брата реки знают Тихий Дон…” Почему называют “тихим”?

(У Дона очень медленное течение. Это объясняется тем, что Дон достиг так называемой кривой предельного кулона, т.е. линии, ниже которой дальнейшее углубление русла не происходит. Почти на всем течении Дона много мелей, образованных рыхлым материалом, который река уже не в состоянии вынести в море).

3. Объясните поговорку: “Река Ока – Волги правая рука”. Что можно назвать “левой рукой” Волги? (Ока крупнейший правый приток Волги. Крупнейшим левым притоком Волги является Кама).

4. Учитель задал учащимся следующее задание: “Опишите, что вы увидите, путешествуя по реке Белой”. Учащиеся не смогли выполнить этого задания. Объясните почему?

(На карте нашей Родины более десятка рек носят название Белой. Они расположены в бассейнах рек Амура, Анадыря, Енесея, Камы, Камчатки, Лены, Оби).

5. О каком озере местные жители сложили поговорку “Сколько ему не приносят богатств его сыновья, – разоряет дочка старика”. Как объяснить эту поговорку?

(Байкал, в него впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река с очень быстрым течением – Ангара).

V. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1. Размыв или смыв горных пород текущей водой. (Речная эрозия).

2. Образовавшаяся из речных наносов перед устьем реки равнина, на которой река делится на рукава. (Дельта).

3. Петлеобразная излучина реки. (Меандра).

4. Форма рельефа, имеющая вид ступени или уступов с горизонтальной или слегка наклонной поверхностью. (Терраса).

5. Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах. (Падение реки).

6. Речные отложения, состоящие из гальки, гравия, песка и глины, накапливающиеся в речных долинах. (Аллювий).

7. Граница между бассейнами двух или нескольких рек. (Водораздел).

8. Величина падения рек, разделенная на длину реки, выраженная в СИ на 1км. (Уклон реки).

VI. ВЫПОЛНИТЬ ТЕСТ

I В.

II В.

1. Период устойчивого, низкого уровня воды в реке…

а) половодье;
б) паводок;
в) межень
г) режим реки.

1. Летнее половодье наблюдается на реках…

а) Кольского полуострова;
б) п–ва Камчатка;
в) п–ва Таймыр;
г) Чукотского п–ва.

2. Наиболее заболоченная территория – это…

а) северо–запад Русской равнины;
б) Приамурья;
в) Западно–Сибирская равнина;
г) Среднесирское плоскогорье.

2. Образование болот способствует…

а) небольшое количество осадков;
б) большое испарение;
в) замедленный сток;
г) преобладание возвышенных форм рельефа.

3. На территории России многолетняя мерзлота образовалась благодаря…

а) тектоническим процессам;
б) особенностями географического положения;
в) суровому климату;
г) особым свойствам грунтовых вод.

3. Слой многолетней мерзлоты мощностью 600–800 метров наблюдается в (на)…

а) Карелии;
б) п–ва Ямал;
в) Низовье Вилюя;
г) Камчатке.

4. Водными ресурсами наиболее обеспечены районы…

а) Южного Урала;
б) Забайкалья;
в) Средней полосы России;
г) Дальнего Востока.

4. Наиболее стабильными источниками питания рек являются…

а) дождевое;
б) грунтовое;
в) ледниковое;
г) снеговое.

VII. ИСПОЛЬЗУЯ АТЛАС, ВЫПОЛНИТЬ КРОССВОРД НА ПОВТОРЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ.



ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

4. Река в Ленинградское области.
6. Река, одним из притоков которой является Ангара.
8. Река на северо–западе Кольского полуострова, русский аванпост на Крайнем Севере при Иване Грозном.
9. Одна из крупнейших рек России, одним из притоков которой является Иртыш.
10. Река, среднее течение которой является границей России и Китая.
12. Река на севере Западно–Сибирской равнины.
13. Северная ……..
16. Река в Сибири, за Полярным кругом.
18.Левый приток Оби.
19. Река, впадающая в озеро Байкал.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Река с женским именем.
2. Крупная река Европейской части России.
3. Река, впадающая в Баренцево море ( “река пещер” ).
5. Река с истоком в озере Байкал.
7. Левый приток Амура.
11. Река с истоком в Азии, а с устьем в Европе.
14. Правый приток Камы.
15. Река с истоком в Верхоянском хребте.
17. Самый крупный приток Волги.
20. Правый приток реки Белой.

ОТВЕТЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

4. Нева. 6.Енисей. 8. Печенга. 9. Обь. 10. Амур. 12. Таз. 13. Двина. 16. Оленек. 18. Иртыш. 19. Баргузин.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.Лена. 2. Днепр. 3. Печора. 5. Ангара. 7. Зея. 11. Урал. 14. Вятка. 15. Яна. 17. Кама. 20. Уфа.

VIII. На контурную карту по вариантам нанести реки из отгаданного кроссворда: / не используя атлас/.

I в – 1,2,3,4,5,6,7. II в – 10,11,13,15,17,18.

В. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УСТНЫЕ ОТВЕТЫ.

Похожие:

Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок рассматривается в разделе «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Технологии, методы и средства обучения и воспитания. Используются икт, здоровьесберегающие технологии. Работа в группах кооперативного...
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок в 8 классе на тему: «Человек и вода»
Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconВодные ресурсы. Охрана вод
Оборудование: карта «Водные ресурсы России», атласы, комплект икт, вопросы викторины «Реки России»
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»
Урок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»; учитель биологии Кобзева Наталия Алексеевна
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок 38. Итоговый урок по теме «Русская равнина»
Тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок обобщения знаний по теме «Южная Америка»
Целью урока является закрепление знаний и их применение по теме «Южная Америка». Откройте тетради, запишите число, тему урока
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок-игра как форма обобщения знаний по теме: «Первоначальные химические понятия»
В 8-ом классе после изучения каждого раздела проводим обобщение и повторе­ние знаний в игровой форме. Это уроки-соревнования, квн,...
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок по теме «Путешествие в прошлое России»
Цель: создание условий для обобщения основных исторических событий с 862 года по 1862 год
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок тема: столетие государственной думы
Актуализация опорных знаний из курса истории России по теме «История развития парламентаризма в России»
Урок обобщения и контроля знаний по теме: \"Внутренние воды и водные ресурсы России\", 8-й класс iconУрок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»
Цели: расширить знания о разнообразии одноклеточных, развивать познавательный интерес к знаниям и потребность в самообразовании,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница