Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно




НазваниеЯ предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

муниципального образования

Тимашевский район
Занятие кружка истории казачества по теме:

« Традиционное жилище казаков» (методы использования литературного и историко- краеведческого материала при проведении учебных занятий).

dscn0379.jpg

Из опыта работы учителя кубановедения

Нарышкиной Татьяны Викторовны

г.Тимашевск, май 2012г.

-1-

Приветствие учащихся.

«Микромодуль - погружение»

Сегодня у нас необычный урок. И не только потому, что на нём присутствуют гости, но и потому, что тип выбранного занятия – урок – эссе (размышление, рассуждение).

В старших классах на уроках русского языка , обществознания вы будете писать эссе. Эссе (буквально «опыт») – это разновидность очерка – научного, исторического, критического , публицистического характера. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора.

Мы обратимся к истории Кубани. На основе произведения Ивана Николаевича Бойко и историко – краеведческого материала узнаем много нового о кубанской хате, о судьбах казаков, некогда в них проживавших.

Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное – отвечать, работать активно.

Обратите внимание на папки, которые лежат перед вами. В них – отрывок из произведения, вопросы для анализа текста, словарь диалектных слов.

dscn0387.jpg

«Микромодуль - образ». (Слайд №1)

В моих руках – старый альбом. Такие были почти в каждой казачьей семье. Альбомы с фотографиями хранили историю семьи. В них – Память. В них – Прошлое. Память. Прошлое. Семейные фотографии. Старый альбом – вот символы нашего урока.

Я листаю страницы казачьего альбома. Вот снимок 1920 года.

СЛАЙД №2

А этой фотографии уже 98 лет. Она скоро отметит свой вековой юбилей.

СЛАЙД №3

Вот снимок 1914 года…

Слайд № 4

А эта фотография сделана в далёком 1906 году. Посчитайте, сколько ей лет?

Слайд №5 ( Фото из газеты)

С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас суровые и мужественные лица казаков, всё это прародители учеников нашей школы. Перед нами мелькают человеческие судьбы.

А этот снимок я нашла, листая подшивку районной газеты «Знамя труда».

На этом фото - казаки станицы Роговской Фёдор Сулим и Алексей Шувырь перед отправкой на Кавказский фронт. Снимок сделан в 1916 году. Перед нами бравые казаки, храбрые воины. Не брала их вражеская пуля в бою.

В том далёком 1916 году они не знали ещё слова репрессии, голод, не знали, какая им уготовлена судьба… Они были молоды и полны сил…

Из статьи я узнала интересные, но в тоже время страшные сведения: в 1933 году казак Фёдор Сулим , которого пуля не брала, умер от голода.

А Алексей Шувырь попадёт в брюховецкую тюрьму как враг народа – его саманная хата была крыта железом! /Через время его отпустили, шел он пешком в родную станицу, от голода и холода умер, не дойдя домой./

Было это всё в том же 1933 году, когда царил на Кубани Господин Голод, (Слайд№6) разрушались церкви, (Слайд №7)выжигались целые станицы, грабилось имущество, убивали непокорных казаков. Начались страшные времена репрессий… СЛАЙД №8 («Прости нас, Господи…»)

«Микромодуль - анализ».

Вы обратили внимание на слова: «Стал врагом народа, потому что крыша хаты была крыта железом». Почему?

*^ Потому что по меркам той власти – это признак богатства.

Если железная крыша – это признак богатства, то какие

хаты были у остальных казаков ? Какой материал использовался при

строительстве крыши?

Как выглядела кубанская хата?

Слайд №9 (Хата черноморского казака)

Предполагаемый ответ: Низенький дом с выбеленными в белый цвет стенами . Маленькие окошки; крыша соломенная или камышовая.

*Из какого материала строили хату? Слайд № 10

Предполагаемый ответ: Хаты строили деревянные, турлучные, глинобитные, саманные, а самый распространённый материал для крыши – камыш, солома.

*Каким было внутреннее убранство казачьей хаты? Что было необходимым атрибутом каждой хаты?

*Святой угол. Слайд №11

* Печка в доме и во дворе. Слайд №12

*Лава, сундук, рушники, чугунки, зеркало у богатых казаков.

Какие обряды соблюдали казаки при строительстве хаты?

* Скажите, верно ли утверждение, что судьбы человеческие….. и судьбы

жилища … переплетаются? (сливаются воедино?)

Слайд №13

«Микромодуль – писатель и время».

Ответить на этот и ряд других вопросов , узнать о том, как жилось хате, нам поможет Иван Николаевич Бойко.

/^ Слайд№14 Иван. Николаевич Бойко (8 августа 1934 года.)/

Родился на хуторе Новоурупском Отрадненского района в крестьянской семье.

/Слайд №15 Карта Краснодарского края./

Окончил историко – филологический факультет Краснодарского пединститута. Первая книжка рассказов называлась «Разлад» .Она вышла в свет в 1961 году , когда И.Бойко ещё был студентом.. Многочисленные поездки по краю, встречи с земляками дали большой жизненный материал для создания книг о земляках – тружениках Кубани: «Кубанские новеллы», «Плясовые припевы Кубани», «Хутор Труболет».

Прежде, чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним, что такое гимн?

*Гимн – это хвалебная песнь, торжественная песнь.

Произведение, с которым нам предстоит познакомиться ,называется «Гимн хате».

В папках есть вопросы, на которые мы ответим после знакомства с произведением. Проблемным вопросом станет вопрос №4 «Чем заслужила…»

«Микромодуль - погружение»

Чтение произведения. /На уроке работаем с отрывком из текста/

(Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений /Составитель Ю.Г.Любимцев. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»)

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА (Находятся в отдельных папках)

1.К кому обращён текст?

2.Почему дому, хате посвящены песни, стихи?

3.Каким настроением проникнут?

/То радость, то грусть, переживания, тоска по ушедшему, ностальгия./

Проблемный вопрос:

4.Чем заслужила простая «саманная хата с соломенной крышей, источённой дождями; с плетнём возле дома; уткнувшая в землю печальные окна, в которые глядели вишни, завалинки покособоченные », быть увековеченными в немеркнущем художественном слове?

/Тем, что все мы родом из неё, это наш отчий дом./

5.Почему нам, живущим в добротных кирпичных домах, надо помнить о родоначальнике дома – хате.

/Без прошлого нет настоящего и будущего./

6.О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате : «Тебя скоро не будет?»

/О том, что прошлое безвозвратно уходит./

7.О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?

/О Гражданской войне./

8.Найдите в тексте диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль они выполняют в тексте?

^ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ТЕКСТА.

Во время чтения текста СЛАЙД №16,17, 18

Анализ текста. Слайд №19 «Анализ текста»

*А теперь представим, что хата могла бы заговорить. О чём бы она могла рассказать?

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм и послушать признание казачьей хаты. Фильм снят на подворье семьи Степановых, монолог ведёт хата, в стенах которой выросли 9 сыновей, отдавших жизни в годы Великой Отечественной войны.

/Просмотр фильма «Монолог казачьей хаты» 8 мин./

^ «МИКРОМОДУЛЬ – ПРОПОВЕДЬ»

Какие факты истории Вас поразили? (голод, репрессии).

Да, действительно , многие казаки были репрессированы. Этих страниц не вычеркнешь из нашей истории. Но важно то, что в настоящий момент идёт процесс возрождения казачества, возрождения забытых традиций.

Слайд № 20 . 26 апреля на Кубани – День реабилитации кубанского казачества.

Кубань – единственная территория, где этой скорбной дате уделяется столь пристальное внимание. (В России её отмечают с 1995 года).

Слайд №21

Чтобы страшное прошлое не повторилось, мы должны помнить о нём.

^ Слайд №22. Домашнее задание :

нарисовать кубанскую хату, можно сделать макет или сфотографировать кубанскую хату; для тех, кто не может всё это выполнить, предлагаю рассказать об убранстве хаты на основании фильма, написать монолог хаты.

Материалы для урока

Вопросы для самоконтроля.

  1. Раскройте смысл названия произведения.

  2. Почему автор избирает возвышенно – лирический стиль? Определите его основные особенности, подтвердите примерами, цитатами.

  3. Какие своеобразные традиции, связанные с постройкой дома , описал автор в своём произведении?

  4. О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате: «Тебя скоро не будет?»

  5. О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?

  6. Какие национальные традиции упоминаются в произведении?

^ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.

  1. К кому обращён этот текст?

  2. Каким настроением проникнут?

  3. Почему автор называет своё обращение гимном? Что такое гимн?

  4. С помощью каких языковых средств автор выражает своё отношение к изображаемому?

  5. Выпишите из текста диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль они выполняют в тексте?

  6. Каким общим значением объединены глаголы? В какой морфеме заключается это значение?

  7. Какие согласные звуки произносятся в первом предложении? Выпишите их подряд.

  8. Выделите приставку и суффикс в слове вздрагиваешь. Приведите все варианты приставок и корня, учитывая все возможные чередования. Подтвердите ответ примерами.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

- К кому обращён текст?

- Почему дому, хате посвящены песни, стихи?

- Каким настроением проникнут?

- Чем заслужила простая «саманная хата с соломенной крышей, источённой

дождями; с плетнём возле дома; уткнувшая в землю печальные окна, в

которые глядели вишни, завалинки покособоченные », быть

увековеченными в немеркнущем художественном слове?

- Почему нам, живущим в добротных кирпичных домах, надо помнить о

родоначальнике дома – хате.

- О чём печалится автор, когда пишет, обращаясь к хате : «Тебя скоро не

будет?»

- О каком времени напоминает нам фрагмент о деде Ермиле?

- Найдите в тексте диалектные слова. Объясните их значение. Какую роль

они выполняют в тексте?

СЛОВАРЬ.

^ Гимн – 1. Торжественная песня, принятая как символ государственного и

социального единства. 2. Хвалебная песня.

Похилилась – стала слабой, болезненной.

Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из

прежних поколений.

^ Саман – кирпич из глины, навоза, соломы, конского волоса.

Турлук – строительный материал в виде блоков (кирпичей) из глины, опилок

турлучная хата, плетневая мазанка.

Дрань – тонкие узенькие дощечки: употребляются для покрытия кровель и

обрешетки стен под штукатурку.

Полон – плен.

Зеленя – молодые всходы хлебов.

Ликовать – торжествовать, восторженно радоваться.

Щедрый – широко оказывающий помощь, нескупой.

Репрессия – карательная мера, наказание со стороны государственных органов.

Похожие:

Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconЗадавать вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать...
Развивающее обучение – это одна из современных педагогических технологий, направленная на общее развитие ребенка. Для того чтобы...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconПроективные рисуночные методики
Рису­нок можно назвать "Моя любимая группа"». Дальнейших разъяснений не требуется. Если ребенок станет задавать вопросы ти­па «А...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconРабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению к грамоте
У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconПрограмма развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду»
Например, выдвигая задачу формирования навыков диалогической речи (уметь отвечать на вопросы и задавать их), программа одновременно...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconРекомендации учителя Определить начальный уровень собственных знаний...
Для этой цели вы должны будете изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconСамое главное, что вы можете подарить своему ребенку, это ваше внимание
Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconПроектирования 6азы данных: Независимое разведывательное агенство
Членам коллектива не разрешается интересоваться личностями или задавать вопросы кому-либо, кроме вице-президента по информационным...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно icon"Моя мама (папа) на работе"
Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно iconШкольная газета №36
...
Я предлагаю всем внимательно слушать, задавать вопросы, а самое главное отвечать, работать активно icon«Язык разговора»: Эксмо; Москва; 2006 isbn 5 699 15759 X
Вы сможете оценить искренность намерений партнера и верно интерпретировать его мысли, а умение говорить комплименты и внимательно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница