Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока




НазваниеТема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России.
Цели урока:

– раскрыть причины реформ 60–70-х годов XIX века в России; сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II.

– способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников, делать анализ, сравнивать и обобщать, составлять таблицы;.

– организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности

– учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
^ Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.
^ Основные понятия: реформа, капитализм, крепостное право, модернизация, буржуазия, капитализм; консерватизм, либерализм (Приложение 6).
Основные даты:

19 февраля 1861 г.– «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

1 января 1864 г.– «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

Июнь 1864 г. – «Положение о начальных народных училищах», введение нового устава для университетов

Ноябрь 1864 г. – судебная реформа.

1863–1864 г. – реформа военно-учебных заведений.

1870 г. – городская реформа.

1 января 1874 г. – введение всесословной воинской повинности.
Учебно-методический комплект и оборудование:

1. Исторические настенные карты «Россия в XIX веке», «Россия после реформы 1861 г».

2. Листы с таблицей «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России», схема «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века»; инструкции по организации работы в группах; оценочные листы.

3. Рабочие тетради учащихся.

4. Оформленная классная доска с планом урока, основными понятиями, основными датами и домашним заданием.
Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)
2) Класс разбивается на 4 рабочие группы. Каждая группа получает задание по исследованию реформ Александра II.


^ ХОД УРОКА
1. Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам; каждой группе выдаётся табличка с названием реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа).

Вступительное слово учителя: Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития капитализма.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)
Учащиеся записывают в тетрадь схему №1(Приложение 1).
Учитель: Ребята! В конце урока вам необходимо будет в этой схеме вместо знаков вопроса напротив каждой характеристики реформы проставить знак плюс или минус. Знак «+» – это показатель наличия данной характеристики, а знак «–» – показатель её отсутствия. Эта работа поможет нам ответить на вопрос: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?
2. Информационно-деятельностный этап
Блок №1. Исторические предпосылки реформ Александра II.

Рассмотрение процессов, характеризующих все сферы жизни российского общества к 1855 году (проведение анализа исторической ситуации в России к началу правления Александра II)
А) Учащиеся записывают в рабочую тетрадь тему и план занятия.

Б) Трое учащихся выступают с сообщениями по теме «Итоги развития России к 1855 г.» по направлениям: социально-экономическое, внутриполитическое, внешнеполитическое развитие России.

В) Учащиеся класса прослушивают сообщения выступающих одноклассников и записывают себе в тетрадь выводы.

Г) Заключительным этапом работы по этому блоку станет организация и проведения беседы.
^ Учитель формулирует проблемный вопрос: Ребята, вы прослушали сообщения своих одноклассников о той ситуации, которая сложилась в России к началу правления Александра II. Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России? Свою точку зрения аргументируйте.

^ Учащиеся (представители групп) отвечают на вопрос.
Блок №2. Реформы Александра II.

Формирование представления учащихся о целях, основных направлениях, мероприятиях и итогах либеральных реформ 60–70-х годов XIX века в России.
Учитель: Ребята! Изучив ситуацию в России к началу правления Александра II, мы с вами увидели, что реформы 60–70-х годов XIX века явились закономерным результатом исторического развития нашего государства в предыдущий исторический период. Об этом свидетельствуют те процессы, которые происходили в экономической, социальной, политико-правовой и духовной сферах жизни российского общества.
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Для этого мы с вами разделились на 6 групп. Каждая группа должна была подготовить информацию про одну из реформ Александра II (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа, военная реформа, городская реформа, реформа в области просвещения). Сейчас на уроке вам необходимо подобранную вами информацию структурировать, т.е. рассмотреть реформы по тем пунктам, которые записаны в таблице. Каждому из вас предложен лист с сеткой таблицы, вы должны её переписать в свою рабочую тетрадь.
А) Участники групп записывают таблицу себе в тетрадь (Приложение 2).
Учитель: Результатом вашей работы станет презентация. Презентация будет состоять из выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Участники групп знакомятся с инструкцией по организации работы в группе, с оценочным листом.
Б) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.
В) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.
Д) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.
Е) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».

Блок №3. Итоги и значение реформ Александра II

^ Анализ итогов реформ 60–70-х годов XIX века и определение их значения в истории России

Участникам групп раздаются листы со схемами «Итоги реформ 60–70-х годов XIX века» (Приложение 5).

Учитель предлагает ребятам внимательно ознакомиться со схемой №2.

Участники групп внимательно изучают схему, обсуждают её содержание внутри групп.

Учитель: Ребята! Вы познакомились со схемой. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы составить по этой схеме проблемные вопросы. Запишите свой вопрос на листке и передайте участникам своей группы для ответа на вопрос. Вам нужно оценить ответы участников своей группы на вопрос.
Участники групп записывают свои проблемные вопросы на листок, передают участникам своей группы. Участники групп по очереди отвечают на вопросы. Оценивают ответы участников своей группы.
3. Заключительный этап (закрепление)

^ Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Реформы Александра II», схему №2 и организует беседу:

Список примерных вопросов:

  1. В чём, на ваш взгляд, проявилась непоследовательность и незавершённость реформ 60–70-х годов XIX века? Свой ответ аргументируйте.

  2. Определите причины отсутствия широкой социальной поддержки реформ 60–70-х годов XIX века.

  3. Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.

^ Учащиеся отвечают на вопросы

Учитель: Ребята! А теперь вернитесь к первой схеме №1 (Приложение 1) и выполните работу в ней. Проставьте плюс или минус напротив характеристик реформ 60–70-х годов XIX века- показатели их наличия или отсутствия.

^ Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос, заданный в начале урока: Решили ли реформы 60–70-х годов XIX века в России свою главную задачу – создания условий для развития капитализма?

Подведение итогов урока, сбор таблиц, листов с проблемными вопросами и ответами на них; оценочных листов, выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия

Информация о домашнем задании:

Учитель информирует о домашнем задании, предлагает выбрать один из вариантов:

1. Составить тестовые вопросы или кроссворд по теме «Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России».

2. Сделать компьютерную презентацию про одну из реформ Александра II.
Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока.

Похожие:

Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconЛиберальные реформы в России 60-70 гг
Либеральные реформы/преобразования, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни. За отменой крепостного права...
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconУрок истории в 8 классе тема: Экономическое развитие России при Николае I
Цели урока: знакомство с особенностями социально-экономического развития России во второй четверти XIX века
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе
Цели урока: представить учащимся историческую обстановку в России 30-х годов XXI века
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconТема урока: Реформы Столыпина: «тихая революция»
Сегодня нам предстоит узнать, какой была политическая ситуация в России накануне реформ Столыпина; познакомиться с биографией этого...
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconТема урока: «Внешняя политика России во второй половине 18 века» Цель урока
Цель урока: провести анализ внешней политики России в конце 18 века её целей и результатов
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconТема урока «Иван Грозный. Реформы Избранной рады». 10 класс Цели урока
Образовательная: уяснить основные направления внутренней политике Ивана Грозного
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconРабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconКультура России начала XIX века
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,...
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconПояснительная записка Курс истории в 8 классе состоит из двух курсов:...
Курс истории в 8 классе состоит из двух курсов: «Новая история. XIX начало XX века» и «История России XIX век». Данная программа...
Тема: Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века в России. Цели урока iconТематическое планирование по истории россии 8 класс
России. Россия между Востоком и Западом. Российская империя в начале XIX века (территория, управление). Основные проблемы истории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница