Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса




НазваниеРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

БИОЛОГИЯ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 8 класс

Пояснительная записка



Цели и задачи курса

Цель программы – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, биологического разнообразия. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека.

Сведения о программе

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с, отражающей содержание Примерной программы с до­полнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Указание отличительных особенностей рабочей программы

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В программе предусмотрены лабораторные и практичес­кие работы. Среди практических ра­бот большое внимание уделяется функциональным пробам, поз­воляющим каждому школьнику оценить свои физические возмо­жности путем сравнения личных результатов с нормативными.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение познавательных задач, формирование у школьников практических умений и навыков. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения. Уделяется внимание обучению, при котором учащиеся сами приходили бы к правильным выводам, что способствует переходу их знаний в убеждения и формированию биологического мышления. Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 5, тестов – 4, лабораторных работ – 8, практических - 4.

^ ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

В соответствии с новой концепцией биологического образования и действующим в настоящее время учебным планом, утверждённым коллегией Министерства образования России, на раздел биологии 8-го класса отводится один учебный год(68ч по 2 часа в неделю).

В соответствии с учебным планом гимназии на курс биологии в 8 классе выделено 2 час в неделю.Годовой учебный график включает 35 рабочих недель. Таким образом всего 70 часов. Так как 2 дня приходится на выходные и праздничные дни, произошло сокращение на 4 часа. Программа скорректирована учебный материал планируется изучить путем объединения тем и обобщения. Тема «Врожденные и приобретённые формы поведения» объединяется с темой «Закономерности работы головного мозга». Тема «Динамика работоспособности. Режим дня» объединяется с темой «Воля и эмоции. Внимание».


Список тем контрольных работ

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательная система».

Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение».

Контрольная работа по теме «Пищеварение».

Контрольная работа по теме «Терморегуляция.Выделение».
Ведущие формы, методы и технологии обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. На основе эффективности организации и управления процессом обучения успешно внедряются в практику работы следующие технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко) направлены на обеспечение активности учебного процесса, в результате чего достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала; технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова направлена на формирование теоретического сознания и мышления, на отработку умений и навыков учащихся при обучении биологии; технология уровневой дифференциации, направленная на индивидуально-ориентированный способ обучения, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и адаптацию обучения к особенностям различных групп учащихся. Особое место в педагогической практике учителя биологии занимают здоровье сберегающие технологии.

Учебно-методический комплект по предмету

Драгомилов А.Г Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.:Вента-Граф.2006.
Содержание рабочей программы
Человек и его здоровье

8 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскры­ваются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией орга­низма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторя­ется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции орга­нов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной pi эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуаль­ное развитие человека, наследственные и приобретенные каче­ства личности: темперамент, характер, способности и др.

Введение (1 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и из­держки. Зависимость человека как от природной, так и от соци­альной среды. Значение знаний о строении и функциях организ­ма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
1. Организм человека. Общий обзор (4 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар­но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность лю­дей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот­ных. Морфофизиологические особенности человека, связан­ные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, со­циальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятель­ность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы орга­нов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и тормо­жения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа. Получение мигательного рефле­кса и его торможения.
2. Опорно-двигательная система (7 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энер­гетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Трениро­вочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

Практические работы. Роль плечевого пояса в движе­нии руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Опреде­ление нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.

Лабораторные работы. Исследование свойств нормаль­ной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микро­препаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.
3. Кровь и кровообращение (8 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный имму­нитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV груп­пы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды — органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы серд­ца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердеч­но-сосудистой системы, и их предупреждение. Первая по­мощь при кровотечениях.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендо­скоп) и способы их использования.

Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кро­вью лягушки.

Практические работы. Изменения в тканях при пере­тяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба. Повышение плот­ности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.
4. Дыхательная система (4 ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевраль­ная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные дви­жения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни ор­ганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клиниче­ской и биологической смерти. Приемы искусственного дыха­ния изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и лег­ких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. Определение состава вдыхае­мого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной моде­ли Дондерса.

Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.
5. Пищеварительная система (6 ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и пита­тельные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в рото­вой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функ­ции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и же­лудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (фер­менты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуля­ция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика.

Питание и здоровье!

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока

на белки.

Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.
6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичес­кий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энер­гетический баланс. Определение норм питания. Качествен­ный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитамино-зы A, B1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витами­ны. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), B1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их пре­дупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональные пробы с мак­симальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
7. Мочевыделительная система (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделе­ния, их значение. Строение и функции почек. Нефрои — фун­кциональная единица почки. Образование первичной и коне­чной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почеч­ной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.
8. Кожа (3 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти — роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и саль­ные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Ока­зание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания, кожи (стригущий лишай, чесотка); их предуп­реждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция орга­низма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.
9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной желе­зы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с ги­перфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудоч­ной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормо­ны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной желе­зой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изобра­жающая железы эндокринной системы.
10. Нервная система (4 ч)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлек­торный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и пара­симпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной сис­тем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функ­ция коры больших полушарий.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлек­сы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.
11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и вос­приятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогатель­ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и поврежде­ние глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в че­репе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-сиптетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цвето­ощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Провер­ка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.
12. Поведение и психика (6 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможе­ния. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условно­го торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминан­ты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сно­видения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Рече­вые центры и значение языковой среды. Роль трудовой дея­тельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запо­минания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работо­способность, утомление. Организация отдыха на разных стади­ях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркально­го письма; иллюзии установки.

Практические работы. Проверка действия закона вза­имной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательно­сти, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влия­ние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пи­рамидой, выясняющий особенности произвольного и непроиз­вольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.
13. Индивидуальное развитие человека (4 ч)

Роль половых хромосом в определении развития орга­низма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская поло­вая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фоллику­ле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образо­вание сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образова­ние зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины от­клонения от него. Развитие организма после рождения. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наслед­ственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации. Модели зародышей человека и живот­ных разных возрастов.
Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся 8-х классов должны знать:

- систематическое положение человека и его проис­хождение;

- особенности строения и функции основных тка­ней, органов, систем органов, их нервную и гумораль­ную регуляцию;

- о значении внутренней среды организма, иммуни­тете, теплорегуляции, обмене веществ;

- особенности индивидуального развития организ­ма человека;

- об отрицательном воздействии на организм вред­ных привычек;

- приемы оказания доврачебной помощи при несча­стных случаях;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся 8-х классов должны уметь:

- распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функ­циями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

- оказывать первую помощь при несчастных слу­чаях;

- соблюдать правила личной и общественной гиги­ены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаб­людения, ставить простейшие опыты;

- работать с учебником: с текстом, рисунками, ап­паратом ориентировки, аппаратом организации усвое­ния материала.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Активные формы и методы обучения биологии: Опорные конспекты по биологии: Книга для учителя/ Составитель Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова. – М.: Просвещение, 1997. – 159 с.: ил.

  2. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И. Н. Беляева/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 157 с.

  3. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: «Учитель-АСТ», 2002. – 144 с.

  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7–8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.

  5. Сонин Н.И. Биология. 8 класс/ Сонин Н.И., Сапин М.Р. – 6-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2004. – 216с.: ил.

  6. Старцев П.Е. Биология. Человек. 8 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»/ П.Е. Старцев, А.А. Наумов. – М.: Дрофа, 2003. – 40 с.




  1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. БИОЛОГИЯ. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с.: ил.

  2. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия/ авт.-сост. А.Ю. Кремень. – Учитель, 2007. – 82 с.

  3. Биология в таблицах, схемах, рисунках. (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Учебно-производственная серия. – М., Лист Нью. 2003. – 96 с.

  4. Биология. Справочник абитуриента. – М.: «Ключ-С», 1997, 639 с.

  5. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 160 с.

  6. Демонстрационные варианты тестов для вступительного экзамена по биологии в КрасГМА. – Красноярск: КГМА, 2002. -185 с.

  7. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 111 с.: ил.

  8. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы/ авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 138 с.

  9. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с.

  10. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 159 с.

  11. Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 119 с.

  12. Олимпиады по биологии. 7-8 классы./Сост. А.С. Малашинков. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. - 96 с.

  13. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

  14. Петров Р.В. Беседы о новой иммунологи. – М.: «Молодая гвардия», 1976. – 224 с.: ил.

  15. Пикеринг В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1999. – 128 с.

  16. Популярный биологический словарь/ Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1990. – 544 с.

  17. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни/ Составители В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: «Учитель», 2001. – 153 с.

  18. Предметная неделя биологии в школе./ Сост. Малашенков А.С. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 128 с.

  19. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Изд. 2-е. – М.: «Молодая гвардия», 1977. – 304 с.: ил.

  20. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

  21. Старцев П.Е. Биология. Человек. 8 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»/ П.Е. Старцев, А.А. Наумов. – М.: Дрофа, 2003. – 40 с.

  22. Студитский А.Н. Повесть о великом физиологе. – М.: Детгиз, 1952. – 433 с.

  23. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6 – 11 классы: Учебно-методическое пособие. – 5-е издание, стереотипное. – м.: Дрофа, 2001. – 80 с.

  24. Энциклопедический справочник школьника. Том 1, Естественные науки. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002. – 928 с.

  25. CD Анатомия 8-9 класс, 2004

  26. CD Библиотека изображений – Насекомые, 2003

  27. CD Библиотека изображений – Анатомия и Природа, 2003

  28. CD Большая электронная детская энциклопедия – Человек, 2002

  29. CD Открытая биология, 2003

  30. CD Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия, 1999 – 2002

  31. CD Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс, 2002

  32. CD Шпаргалки по биологии, 2002

  33. CD Электронный анатомический атлас – Анатомия, 2002

  34. CD Электронный атлас для школьника – Зоология 7 – 8 классы, 2004

  35. CD 1С: Репетитор. Биология, 1998 – 2002

  36. CD 1С: Репетитор. Биология. Варианты ЕГЭ, 2005


Перечень демонстрационных таблиц по биологии
Таблицы для демонстрации изучаемого материала


  1. Скелет

  2. Мышцы (вид спереди)

  3. Мышцы (вид сзади)

  4. Кровеносная и лимфатическая системы

  5. Дыхательная система

  6. Пищеварительная система

  7. Выделительная система

  8. Нервная система

  9. Женская половая система

  10. Мужская половая система


Таблицы для проверки и оценки знаний по анатомии

  1. Скелет – 4. Кровеносная и лимфатическая системы

  2. Мышцы (вид спереди) – 6. Пищеварительная система

  3. Мышцы (вид сзади) – 7. Выделительная система

5. Дыхательная система – 8. Нервная система
Перечень учебного и лабораторного оборудования
1. Бюст австралопитека

2. Бюст кроманьонца

3. Бюст неандертальца

4. Бюст питекантропа

5. Бюст шимпанзе

6. Микропрепарат «Нервная система и органы чувств»

7. Микропрепарат «Соединительная ткань»

8. Муляж скелета человека

9. Модель торса человека

10. Модель уха человека

11. Модель гортани человека

12. Модель печени человека

13. Модель легкого человека

14. Модель пищеварительной железы человека

15. Модель кишечника человека

16. Модель черепа павиана

17. Модель черепа человека

18. Модель крестца и таза орангутанга

19. Модель глаза человека

20. Модель сердца человека

21. Модель нижней челюсти гейдельбергского человека

22. Модель кисти шимпанзе

23. Модель стопы шимпанзе

24. Набор позвонков человека

25. Набор слуховых косточек

26. Представителей человеческих рас

27. Световой микроскоп

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно–тематическое планирование

по биологии 8 класс

на 2012-2013 учебный год




Тема урока

Сроки проведения

Основные понятия

Практические/

лабораторные работы

Форма контроля

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Биологическая и соци­альная природа чело­века. Науки об организ­ме человека.








Биологическая природа и социальная сущность чело­века. Природная среда, со­циальная среда, биосоци­альная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медици­на, психология. Методы изу­чения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, модели­рование и др.; их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.







ТЕМА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

2.

Общий обзор организма человека. Место чело­века в живой природе.







Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животны­ми и отличие от них.







3.

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность.








Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельно­сти организма (обмен ве­ществ, биосинтез, биологи­ческое окисление), их зна­чение. Рост и развитие, воз­будимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.







4.

Ткани животных и че­ловека.








Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно­полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

^ Лабо­раторная работа №1 «Изучение мик­роскопического строения тканей»




5.

Органы, системы орга­нов, организм. Нервная и гуморальная.








Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.







6.

Общий обзор организма человека.








Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.




Тест

ТЕМА 2.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (8 часов)

7.

Скелет. Строение, со­став и соединение кос­тей.








Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостни­ца, костные клетки, костные пластинки, костные каналь­цы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, сус­тавная впадина, связки, сус­тавной хрящ, суставная сум­ка, суставная жидкость.







8.

Скелет головы и скелет туловища.








Строение и функции опор­ной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозго­вой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, те­менная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позво­ночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.








9.

Скелет конечностей.








Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

^ Лабораторная работа №2 «Изучение внеш­него вида отдельных костей».




10.

Первая помощь при растяжении связок, вы­вихах суставов и пере­ломах костей.








Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.







11.

Мышцы человека. Работа мышц.








Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы ту­ловища и конечностей. Ды­хательные мышцы (межре­берные, диафрагма). Сухо­жилия. Функции двигатель­ной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.







12.

Нарушение осанки и плоскостопие.








Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреж­дение плоскостопия и ис­кривления позвоночника.

^ Лабораторная работа №3 «Нарушение осанки и плоскостопия»




13.

Развитие опорно-двигательной системы.








Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной систе­мы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.







14.

«Опорно-двигательная система».














Контрольная работа № 1

ТЕМА 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 часов)

15.

Внутренняя среда. Значение крови и её со­став.








Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жид­кость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

^ Лабораторная работа

4 «Изучение микроскопического строения крови».





16.

Иммунитет.








Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Класси­фикация иммунитета (активный и пассивный, естест­венный и искусственный).







17.

Тканевая совмести­мость и переливание крови.








Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая со­вместимость тканей. Резус-фактор.







18.

Строение и работа сердца.








Кровеносная система. Серд­це и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полу­лунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).







19.

Круги кровообращения.








Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.







20.

Движение лимфы.








Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.







21.

Движение крови по со­судам. Регуляция рабо­ты сердца и кровенос­ных сосудов.








Кровеносная система. Причины движения крови по со­судам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокра­щений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуля­ция работы сердца и сосу­дов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

^ Прак­тическая работа № 1 «Измерение кровя­ного давления».

Прак­тическая работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагруз­ке».


.

22.

Предупреждение заболеваний сердца и сосу­дов. Первая помощь при кровотечениях.








Сердечно-сосудистые заболевания, причины и преду­преждение (гипертония, ги­потония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отно­шения к собственному здо­ровью и здоровью окру­жающих. Соблюдение сани­тарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска -гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка







23.

«Кровь и кровообращение»














Контрольная работа №2

ТЕМА 4. ДЫХАНИЕ (5 часов)

24.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.








Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань - ор­ган голосообразования, тра­хея, главные бронхи, брон­хиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и ле­гочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.







25.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движе­ния. Регуляция дыха­ния.








Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и вы­доха. Дыхательные движе­ния. Нейрогуморальная ре­гуляция дыхания (дыхатель­ный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полу­шарий головного мозга).

^ Лабораторная работа № 5 «Определение час­тоты дыхания».




26.

Гигиена дыхания.








Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распро­странения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного орга­низма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмо­сферного воздуха как фак­тор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.






  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 6...
Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет русский язык основное общее образование, 7 класс Пояснительная записка
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе следующие
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка
Цель курса: Получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет физика основное общее образование, 7 класс...
Программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В. А. Коровин, В....
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа предмет русский язык основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет литература основное общее образование, 6 класс Пояснительная записка
...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет обществознание (включая экономику и право)...
Важный элемент содержания учебного предмета опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет литература основное общее образование,...
Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет ЛиТЕрАТура основное общее образование,...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Рабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка Цели и задачи курса iconРабочая программа Предмет английский язык основное общее образование,...
Развитие умений коммуникативно-речевого общения в англоязычной среде (в рам­ках изучаемых тем, ситуаций в бытовой и административной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница