Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология»




НазваниеМетодические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


Учебно-исследовательская деятельность учащихся (трудовое обучение)
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология», подготовке и оформлению конкурсных исследовательских работ.
введение
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта качественно меняет отношение ученика к предмету. Привычка думать, сомневаться и искать, помноженная на навыки систематической исследовательской деятельности становятся основой и магистральной линией современного образования.

На боль­шинстве уроков происходит репродуктивное обучение – последо­вательное изложение разделов программы учебного предмета с воспроизведением материала учениками, поэтапное усвоение технологических операций.

Если учитель-предметник совместно с учеником занимается исследовательской работой, либо проектированием, то качественно меняется сам характер обучения:

- во-первых, ученик выбирает инте­ресующую лично его проблему – это главный залог эффективности и успешности этой работы;

- во-вторых, он движется в индивиду­альном темпе, а объём работы соответствует его склонностям и воз­можностям.

Среди учителей технологии достаточно активно работающих творческих профессионалов, которые нуждаются в понятийно-нормативной базе и методических рекомендациях по проблеме учебно-исследовательской работы школьников.

Данное издание подготовлено на основе опыта школ-семинаров и тренингов по проблемам исследовательской работы школьников в различных областях, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, специализированных изданий, публикаций в периодической печати и Интернет-ресурсов.

Цель рекомендаций – обеспечение педагогов общей методологией организации и проведения учебно-исследовательских работ школьников. Творчески работающий учитель найдет ответы на следующие вопросы:

- формулировка темы, цели и задач исследовательской работы;

- корректный выбор методики исследования;

- этапы выполнения исследовательской работы;

- правильное представление результатов учебного исследования;

- оформление и презентация конкурсных работ;

- грамотная защита и ведение дискуссии;

- критерии оценки исследовательской работ школьников.

Уровень представляемых на конкурс или ученическую конференцию исследовательских работ школьников становится одним из показателей качества преподавания учебных дисциплин.


^ I. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская работа школьников – интенсивно развивающееся в нашей стране и во всем мире движение. Уровень представляемых на конкурс или конференцию исследовательских работ школьников становится одним из критериев оценки качества преподавания учебных дисциплин.

Определение, общие положения, основные термины и понятия учебно-исследовательской деятельности учащихся едины для всех направлений. Изучение и обобщение имеющихся сведений в научной литературе, специализированных изданиях, публикациях в периодической печати и Интернет-ресурсах, опыта Всероссийского конкурса «Лучшая исследовательская работа школьников» им. В. И. Вернадского, позволило представить ряд необходимых определений.

^ Исследовательская деятельность учащихся образователь­ная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний. Исследовательская деятельность предпо­лагает выполнение учащимися учебных исследовательских за­дач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника и т.п.

В ученических исследованиях различают два вида открытий:

- субъективные – открытие истины известной обществу, но неизвестной самому школьнику;

- объективный – открытие нового в науке, имеющее научно-практическое значение.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. В учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

^ Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимся функционального навы­ка ведения научной работы (Леонтович А. В.). В процессе конкретной работы формируются основные исследовательские умения, критика источников, умение раскрывать причинно-следственные связи.

^ Целью учебно-исследовательской работы в воспитании и развитии учащихся является создание условий для проявления творческой инициативы и самостоятельности, самоопределения и самореализации школьников.

^ Учебное исследование образовательный процесс, реа­лизуемый на основе технологии исследовательской деятельно­сти, его основные характеристики:

- выделение в учебном ма­териале проблемных точек, предполагающих вариативность;

- специальное конструирование учебного процесса «от этих то­чек» или проблемная подача материала;

- развитие навыка формулирования гипотез;

- обучение работе с разными верси­ями на основе анализа свидетельств или первоисточников (ме­тодики сбора материала, сравнения и др.);

- знакомство с пер­воисточниками;

- развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

^ Функции учебного исследования в образователь­ном процессе:

- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;

- способ профориентации и начальной профессиональной под­готовки;

- средство обретения молодым поколением культурных ценнос­тей и традиции научного сообщества.

Задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:

- создание познавательной базы исследовательской компетентно­сти – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;

- формирование у учащихся интереса к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества;

- развитие у школьников умений и навыков, необходимых для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному твор­ческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике; способствовать мотивированному выбору профессии.

- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности «строить» себя как человека, субъекта собствен­ной деятельности;

- введение ученика в мир культуры с помощью культуры научно­го сообщества – освоению принятых здесь способов и норм дея­тельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества;

- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.

^ Исследовательское поведение одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направ­ленная на его познание, сущностная характеристику деятельнос­ти человека (Поддьяков А. Н.).

^ Исследовательские способности индивидуальные осо­бенности личности, являющиеся субъективными условиями ус­пешного осуществления исследовательской деятельности (Савенков А. И.).

^ Исследовательская позиция значимое личностное осно­вание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность ис­кать и находить ранее ему неизвестное. Исследовательская пози­ция проявляется и развивается в ходе реализации исследователь­ской деятельности (Обухов А. С.).

^ Исследовательский проект учащегося специфическая форма научной работы учащегося. Главной целью исследователь­ского проекта является получение представлений о том или ином объекте или явлении.

^ Педагогический проект руководителя исследовательской работы – организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создаёт усло­вия для проявления познавательной инициативы детей.

^ Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Главной целью исследовательской работы школьников является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти це­ли достигаются наилучшим образом, если ребёнку создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования. Очевидным становится то, что на каждом этапе нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, – иначе исследование может постепенно превратиться в последовательность стан­дартных учебных этапов.

^ Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности от задумки до получения итогов. Метод проектов – форма организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирова­ния и выполнения практических заданий-проектов. В нашем случае данный метод позволяет спланировать исследование, конструкторскую разработку, выполнение изделия, реконструкцию объекта и т.д. При этом проект реализации исследования не только является проектом, а остаётся исследованием, которое организовано проектным методом.

^ Организация учебно-исследовательской работы учащихся по всем направлениям имеет единый алгоритм. Руководителями учебно-исследовательской деятельности учащихся являются учителя, преподаватели вузов, техникумов, педагоги дополнительного образования. Направление, тема и содержание учебно-исследовательской работы определяются учащимся совместно с руководителем.

Формами отчетности по учебно-исследовательской работе учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, компьютерные программы, видеоматериалы, приборы, макеты, проекты, презентации и др.

Лучшие работы учащихся по решению научного общества учащихся школы, методического совета школы могут быть поощрены дипломами, ценными подарками и рекомендованы к представлению на конференции территориального и регионального уровней, могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.

^ Последовательность исследовательской работы школьников имеет общую форму и включает следующие основ­ные этапы:

- актуализация проблемы (выявление проблемы и опреде­ление направления будущего исследования);

- определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые хотели бы найти);

- выбор темы исследования (попытка как можно строже обозна­чить границы исследования);

- выработка гипотезы (разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи);

- выявление и систематизация подходов к решению (выбор мето­дов исследования);

- определение последовательности проведения исследования;

- сбор и обработка информации (фиксация полученных зна­ний);

- анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);

- подготовка отчета (определение основных понятий, подго­товка сообщения по результатам исследования);

- доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).

Все исследовательские работы и проекты учащихся выполняются по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов может доминировать, какой-то несколько сворачиваться.

^ Виды учебно-исследовательской деятельности отражают характер научных интересов учащихся и форму подачи материала, классифицируются на следующие группы:

- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процес­сов и явлений;

- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

^ Критерии учебно-исследовательской деятельности учащихся адаптируются к возрасту. Но показатели в целом используются те же, что и в «большой» науке:

- актуальность темы исследования;

- качественный анализ состояния проблемы, отражающий знание автором современного уровня разработанности проблемы;

- умение использовать известные научные результаты и объективные факты, знания сверх школьной программы;

- владение автором специальной терминологией и научным аппаратом;

- практическая значимость исследования;

- собственные выводы автора и их обоснованность;

- четкость выводов, обобщающих исследование;

- грамотность оформления результатов исследования;

- ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.

^ Определение темы и исследовательского аппарат – основополагающая часть организационной работы руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.

Тема учебно-исследовательской работы определяется учеником с помощью руководителя. Название темы должно содержать проблему и границы ее решения, как правило, начинается со слов: анализ, изучение, влияние, определение, выявление, реконструкция и т.д. Тема должна точно отражать содержание работы, нередко название сужает или расширяет предмет исследования.

При выборе темы необходимо учитывать следующие критерии:

- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

  • соответствие интересам и склонностям учащегося-исследователя;

  • реальную выполнимость сложности и объема;

  • возможность более глубокого осмысления общих закономерностей и процессов, изучаемых избранной наукой;

- обеспеченность необходимым количеством различных источников;

- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

Дополнительно приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно назовем их правилами выбора темы:

- тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, активизирует склонности ученика. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.

- тема должна быть выполнима, а решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Необходимо подвести ученика под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь в данный мо­мент своего развития, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто нео­бычное, но и как способность нестандартно смотреть на традицион­ные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристи­ки творческого человека – умение видеть проблемы.

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Долгая целенаправ­ленная работа в одном направлении, продолжительная концентрация внимания на одном объекте обычно затруднительна для ученика. Исследовательская работа привлекает не процессом, а выполняется, в первую очередь, ради результата. Выполнить исследование «на одном дыха­нии» практически очень сложно.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы учащихся можно условно объединить в три основные группы:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предпола­гающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, полученных из разных информационных источников, при опросе и анкетировании.

В учебно-исследовательских работах по технологии применимы последние два типа, разберем подробнее каждый из них.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconМетодические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской...
Методические рекомендации адресованы педагогам образовательных учреждений различных видов и типов, выступающих в качестве научных...
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной...
О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconМетодические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в...
Методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области составлены на основе...
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconОтдел образования Дятловского райисполкома Районный учебно-методический...
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся
Можно с уверенностью сказать, что это – наиболее эффективный метод работы в области экологического образования. Он помогает преодолеть...
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconО проведении районного
Брянской области, Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина и планом работы отдела образования...
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconУчебно-методическое обеспечение образовательного процесса (программы,...
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconПроект «Школа селу» как основа организации научно-исследовательской...
Проект «Школа селу» как основа организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология» iconМетодические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства
Щ 70 Методические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства классных руководителей / А. И. Щетинская, Т....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница