«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение»




Название«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение»
страница1/10
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Кафедра акмеологии и психологии

профессиональной деятельности


«Зоопсихология

и сравнительная

психология»
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ И материалы
для самостоятельной подготовки
к итоговому тестированию



Москва 2012

Зоопсихология и сравнительная психология:
конспекты лекций и материалы для самостоятельной


подготовки к итоговому тестированию


содержание:
Конспекты лекций и материалы для подготовки к занятиям по темам:

Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение

Методы зоопсихологических исследований

История и теории зоопсихологии

Проблемы происхождения психики

Особенности образа жизни животных и общее представление о стадиях развития психики

^ Проверочный тест

Уточнение терминов и определений

При составлении конспектов и материалов использована и рекомендуемая

слушателям заочной формы обучения (второе высшее образование) следующая литература:
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

Савельев С.В. История и теории зоопсихологии // http://www.ethology.ru/library/?id=115

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Любое издание.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Любое издание.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 – «Психология». – М.: Российское психологическое общество, 1997

© Материалы подготовлены к печати кафедрой
акмеологии и психологии профессиональной деятельности


© Составитель: д.п.н., проф. Гагарин А.В.

Лекция и материалы по теме

«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет,

задачи и прикладное значение»
ВОПРОСЫ:

1. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии.

3. Понятие и предмет сравнительной психологии.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

5. Взаимосвязь с другими науками и прикладное значение зоопсихологии.
1. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Понятие о психике, поведении, психической деятельности
Среди великих загадок природы, к познанию которых с древнейших времен стремился человеческий ум, психика животных занимает одно из первых мест. «Душевная жизнь», психические качества и поведение животных входили как существенные составные части в фольклор, религиозные представления и мировоззрение на всех этапах развития человечества. Много внимания этим вопросам, особенно отношению психики животных к психике человека, уделяли античные мыслители при построении своих философских концепций.

В наше время изучением психики животных занимается специальная наука — зоопсихология – одна из базовых отраслей общей психологии. Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное у животных. С зоопсихологией теснейшим образом связана сравнительная психология, которая рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка.

Прежде чем приступить к рассмотрению предмета и задач зоопсихологии, необходимо уточнить, что мы понимаем под психикой, поведением и психической деятельностью у животных.

Психика по своему содержанию - высшая форма отражения объективной реальности (ленинская теория отражения).

Появившись лишь на определенном этапе- развития органического мира, психика присуща только высокоорганизованным живым существам. Она выражается в их способности отражать своим состоянием окружающий мир. Началом этого этапа в эволюции органического мира следует считать появление животной формы жизни, ибо именно специфические условия жизнедеятельности животных породили необходимость качественно нового, активного отражения объективной действительности, способного регулировать усложнившиеся отношения организма со средой.

Таким образом, психика - форма отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Служа активному отражению объективной реальности, материи, психика сама есть свойство высокоразвитой органической материи. Этой материей является нервная ткань животных (или ее аналоги). У подавляющего большинства животных имеется головной мозг — центральный орган нервно-психической деятельности.

Психика животных неотделима от их поведения. Поведение – вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой.

Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. При этом отражаются не только сами компоненты окружающей среды, но и собственное поведение животного, а также произведенные им в результате этих воздействий изменения в среде. Притом у высших животных (у высших позвоночных), которым свойственны подлинные познавательные способности, наиболее полноценное и глубокое отражение предметов окружающего мира совершается именно в ходе их изменения под воздействием животного.

Отсюда: психика - функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т.е. поведения.

Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М.Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением.

Итак, первопричина психического отражения — поведение, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, без поведения нет психики. Но справедливо и обратное, ибо, являясь производной поведения, психика вторично сама корректирует и направляет внешнюю активность организма. В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нем и в результате адекватно строить свои отношения с биологически значимыми компонентами среды.

Диалектическое единство поведения и психики выражает понятие психическая деятельность - весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного.

Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных, открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Поэтому, учитывая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении отдельных аспектов психической деятельности животных исходить прежде всего из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни.

Т.о. объект зоопсихологии и сравнительной психологии — поведение субъектов психики (животных и человека).

^ Предмет зоопсихологии - проявления, закономерности и эволюция психического отражения на уровне животного, происхождение и развитие в онто- и филогенезе психических процессов у животных, предпосылки и предыстория человеческого сознания.

Существует и другой подход (традиционный) к определению объекта и предмета зоопсихологии.

Объект зоопсихологии — поведение, практическая деятельность животных.

Предмет зоопсихологии — их психическое отражение, т. е. психика.
^ 2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии
Зоопсихолог изучает эволюцию психики начиная с ее зачаточных форм до высших ее проявлений, составлявших основу зарождения человеческой психики. Компетенция зоопсихолога находится в пределах двух границ, отражающих одновременно главные вехи эволюции психики в целом.

^ Нижняя граница - начало психического отражения, исходную ступень его развития, означает проблему качественного различия отражения у растений и животных. В данном случае зоопсихологу приходится решать вопросы происхождения психики из более элементарной формы отражения.

^ Верхняя граница - смена животной психики человеческой, означает проблему качественного различия отражения у животных и людей. В данном случае зоопсихологу приходится решать вопросы — зарождения человеческой психики из элементарной по отношению к ней психики животных.

Научная психология предполагает материалистическое решение проблемы зарождения психики. Это возможно лишь на основе признания возникновения психики из раздражимости, свойственной всей живой материи, в которой, по словам Л.С. Выготского «заложены зачатки того, из чего впоследствии путем длительной эволюции должна развиваться человеческая психика», «все формы психических явлений произошли из раздражимости» (Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 405).

Основательную разработку проблема зарождения и развития психики получила в исследованиях известного советского психолога А.Н.Леонтьева, который исходит из того, что живая материя на допсихическом уровне своего развития характеризуется в функциональном отношении «простой раздражимостью», т.е. способностью отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Биологическая эволюция сопряжена с усложнением обмена веществ. Соответственно взаимоотношения организма со средой развиваются в сторону все большего разнообразия видов раздражимости, так как организмы ассимилируют из внешней среды все большее число веществ и форм энергии.

Однако, как указывает Леонтьев, развитие раздражимости не сводится лишь к такому количественному усложнению. В результате того, что в ходе эволюции меняется также общий тип взаимодействия организмов со средой, возникает качественно новая форма раздражимости — чувствительность. Чувствительность же — это способность к ощущению, т.е. элементарное психическое явление. Другими словами, психика начинается там, где появляется качественно своеобразная высшая форма раздражимости — собственно чувствительность.

Важно подчеркнуть, что появление чувствительности знаменуется, как пишет Леонтьев, тем, что «организмы становятся раздражимыми и по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе не в состоянии определить ни положительно, ни отрицательно их ассимилятивную деятельность, обмен веществ с внешней средой» (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. С. 43).

Леонтьев поясняет это положение следующим примером. Лягушка раздражима по отношению к такому воздействию, как шорох, поскольку он вызывает у нее определенную (ориентировочную) реакцию. Но при этом «энергия звука шороха, воздействующая на организм лягушки, ни на одной из ступеней своего преобразования в организме не ассимилируется им и вообще прямо не участвует в его ассимилятивной деятельности. Иначе говоря, само по себе данное воздействие не может служить поддержанию жизни организма и, наоборот, оно вызывает лишь диссимиляцию вещества организма» (Там же. С. 44). Биологическая же роль подобных воздействий и их отражения в виде ощущений заключается в том, что эти сами по себе непосредственно жизненно незначимые воздействия становятся для животного сигналами о возможности появления и поглощения необходимого для поддержания жизни вещества или энергии (в данном примере — насекомого и т.п.).

Таким образом, заключает Леонтьев, новая форма раздражимости, отражающая подобные воздействия, «опосредствует деятельность организма, направленную на поддержание жизни». Наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма с внешней средой: «С одной стороны, выделяются процессы, с которыми непосредственно связаны поддержание и сохранение жизни. Эти процессы составляют первую, исходную форму жизнедеятельности организмов. В ее основе лежат явления первичной раздражимости организмов.

С другой стороны, выделяются процессы, прямо не несущие функции поддержания жизни и лишь опосредствующие связи организма с теми свойствами среды, от которых зависит его существование. Они составляют особую форму жизнедеятельности, которая и лежит в основе чувствительности организмов, психического отражения ими свойств внешней среды» (Там же. С. 49—50).

В концепции генезиса и сущности чувствительности как первичной формы психического отражения, разработанной Леонтьевым, особенно существенным является то, что психическое качество выводится непосредственно из жизнедеятельности организма. Речь идет о раздвоении деятельности организма, его активности, причем психика появляется здесь как новое свойство внешней активности. При этом, естественно, сама внешняя активность претерпевает глубокие качественные преобразования и превращается в поведение.

Можно, очевидно, считать, что появление вместе с животной формой жизни поведения знаменуется переходом от неопосредованной (допсихической) внешней активности к активности, опосредованной отражением предметной действительности (т.е. психическим отражением).
Таким образом, поле деятельности зоопсихолога начинается у стыка допсихического и психического отражения, на уровне первых проявлений чувствительности, способности к ощущению у низших представителей животного мира. Отсюда берет свое начало эволюция психики. Поднимаясь как бы террасами, образуемыми качественными эволюционными преобразованиями животной психики, поле деятельности зоопсихолога простирается отсюда до рубежа человеческого сознания.
^ 3. Понятие и предмет сравнительной психологии
Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. В то же время, Владимир Александрович Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной психологии, в которую в качестве второй составной части он включал и психологию человека.

Тем не менее, сравнительная психология сегодня – это наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

^ Предмет сравнительной психологии, выходя за пределы зоопсихологических исследований, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.

Поэтому сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических компонентов, свидетельствующих об общности происхождения психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики.
^ 4. Задачи и проблемы зоопсихологии

и сравнительной психологии
Традиционно бытует недоверие к зоопсихологии как науке в связи с доводом о мнимой непознаваемости психики животных, о невозможности проникновения в их субъективный мир. Этот довод воплощает и неверное представление о задачах зоопсихологии. Научная зоопсихология отнюдь не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски переживаний животных. Но она может и должна дать ответы, например, на такие вопросы:

- в чем заключается сущность и характерные особенности восприятий, представлений и других психических категорий у животных;

- каковы отличительные признаки их элементарного мышления и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconУрока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке
Ооо (объект – объект один) и ООН (объект-объект-несколько) с использованием знаков «-» и «+»
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconВопросы Введение. Цель, содержание, задачи бжд. Объект изучения,...
Роль инженерно-технических работников в обеспечении бжд. Обязанности инженера-руководителя и инженера разработчика тех средств
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» icon1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд...
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconИмеет большое прикладное значение. В школьном курсе математики вводится...
Учитель математики и информатики сш №3 Гудовщикова Джамиля Салимовна
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» icon1 Лесной комплекс в системе национальной экономики Республики Беларусь
Предмет и объект дисциплины. Цели и задачи экономики отрасли (предприятия) и изучения дисциплины. История возникновения и развития...
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconОбъект и предмет науки "социология"

«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconУрок №1. Введение. Необходимость появления теории. Цель урока
Цель урока: выяснить предмет изучения органической химии, познавательное народнохозяйственное значение, особенности органических...
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconОбщий надзор прокуратуры § Понятие общего надзора, его предмет, объект, пределы и задачи
Точное исполнение законов, соблюдение государственной дисциплины всеми учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами...
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconКонкурсная документация стр
Предмет, объект, область применения, цели и принципы регулирования стр
«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение» iconРешение задачи одним из математических методов
Предмет и задачи курса. Экономико-математическая модель задачи линейного программирования. Пример
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница