Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области.




НазваниеМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области.
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4



СОГЛАСОВАНО

Главный врач

Пензенской областной клинической

больницы им. Н.Н. Бурденко

_________________ С.В. Евстигнеев

«___»____________2013 год


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

здравоохранения

Пензенской области

_________________ О.В. Чижова

«___»____________2013 год



Организация и проведение занятий в

Школе по борьбе с табакокурением
Методические рекомендации


2013г.

Методические рекомендации подготовили:
Е.В. Илларионова – начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области.
Е.В. Татаринцева – заведующая поликлиническим отделением «Доверие» ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», врач-дерматовенеролог.
Д.А. Трошин – медицинский психолог ГБУЗ «Областная наркологическая больница».
Одним из основных приоритетов социальной политики Российской Федерации является направление на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, роста демографического показателя и повышение активной творческой жизни населения. Одним из факторов риска различных групп заболеваний является – курение. На всей территории РФ отмечается интерес всех групп населения к курению, к сожалению даже школьники младших классов. Поэтому разъяснительная работа среди населения, направленная на формирование здорового образа жизни очень важна, особенно в группе подросткового, юношеского и молодого возраста.

Одной из перспективных организационных технологий профилактической помощи является Школа по борьбе с табакокурением.
Основные цели обучения в Школе:

Профилактика:

  • обеспечение реализации программы здорового образа жизни;

  • повышение уровня информированности населения о вреде табакокурения;

  • уменьшение риска неблагоприятных последствий курения на здоровье населения;

  • повышение ответственности населения за сохранение своего здоровья;

  • формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;

  • воспитание у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.



Профилактическая работа может выполняться любыми специалистами, имеющими медицинское образование (врачи, фельдшера, медицинские сестры).

Программа обучения состоит из 4 занятий, продолжительностью по 1-1,5 учебного часа каждое. Численность человек в группе зависит от вида занятий (лекции, семинары, тренинги, самостоятельная работа).
Рекомендуемое оснащение Школы:

  • методические материалы;

  • методические и обучающие материалы, брошюры, памятки, буклеты и др.;

  • оборудование для демонстрации методического материала;

  • видеоматериалы;

  • журнал учета;

  • доска, канцелярские принадлежности;

  • тестовый контроль для оценки обучения (анкета).


Школа по борьбе с табакокурением является продуктивной формой профилактической работы. Обучение в Школе способствует повышению уровня информированности населения о вреде табакокурения, уменьшению риска неблагоприятных последствий курения на здоровье населения, повышению ответственности населения за сохранение своего здоровья, воспитанию у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни. При наличии специалистов-наркологов, психотерапевтов «Школа по борьбе с табакокурение» позволит обеспечить психологическую готовность пациента к успешному отказу от курения и помощь в подборе ему способа избавления от курения, помощь в период отказа и поддержки в дальнейшем.

В данных методических материалах представлены тренинговые занятия, которые проводятся совместно врачом и психологом, а также большой блок информационного материала, который можно использовать при проведении занятий.

В своей работе нужно использовать мультимедийные видеодемонстрации по теме, слайды, яркие отрывки из литературных произведений.

При проведении семинаров-тренингов, в первую очередь необходимо обозначить тему, цель и задачи.
Представляемый семинар-тренинг «Школы борьбы с табакокурением», как и любая другая групповая работа, состоит из последовательности взаимосвязанных шагов:

1. Предварительная подготовка:

  • Отбор участников целевой группы в центре здоровья после проведения комплексного обследования.

2. Проведение групповых занятий в «Школе борьбы с табакокурением»:

  • Знакомство. Введение в проблематику табакокурения. Курение как социально-экономическая проблема.

  • Курение это болезнь. Медико-психологические аспекты проблемы табакокурения

  • «Пассивное курение». Влияние никотина на репродуктивное здоровье. Алкоголь и сигареты - прочная связь.

  • Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться!

3. Проведение заключительного анкетирования и итоговая оценка результатов.

Описание программы.

Предлагаемая программа семинара-тренинга по профилактике табакокурения рассчитана на школьников и учащихся средних учебных заведений 12-18 лет. У всех участников должны быть бейджи с их именами.

^ Тема тренинга: «Проблемы, связанные с табачной зависимостью, профилактика табакокурения».
Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с табачной зависимостью, выработать и развить навыки предотвращения или отказа от вредной привычки и сохранения здоровья у подростков.

Задачи:

  • Выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

  • Дать достоверную информацию о вредных веществах, входящих в состав табака, влияние никотина на все органы и системы организма, последствиях употребления никотина и табачного конденсата, вреде пассивного курения, методах лечения табачной зависимости, о возможности отказа от курения;

  • Сформировать у подростков: а) навыки предотвращения начала употребления табака б) убеждение в преимуществе здорового образа жизни, в) убеждение в необходимости отказа от табакокурения;

  • Проверить уровень усвоения информации по теме тренинга.


Вести группу будут: врачи любой специальности и психолог.

В ходе тренинга будут использованы следующие приемы и техники:

  • Групповая работа

  • Мозговые штурмы

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Лекции

  • Ролевые игры


При оценке эффективности работы необходимо выяснить:

  • Эмоциональное состояние участников (комфортность);

  • Оценку форм тренинга участниками;

  • «Сильные» и «слабые» блоки (информационные и игровые).

Для этого будут использованы:

    • обсуждение с персональными высказываниями;

    • анкетирование;

    • субъективную оценку участников.

Занятие № 1

Знакомство. Введение в проблематику табакокурения

Курение как социально-экономическая проблема
Цель: Установление контакта между участниками. Повышение уровня информированности по теме «Курение как социально-экономическая проблема».




Время

мин.

Этап работы

Содержание

Тренеры

1

5-10

Начало работы

Представление ведущих. Игры для подготовки к совместной работе, знакомство участников группы: «Меня зовут…», «Снежный ком», «Интервью», «Мяч»

психолог, врач

2

5-7

Работа по теме

Анкетирование.

Психолог

3

5-10

разминка

Сплочение группы, навыки прислушиваться к мнению окружающих. Игра «Берлинская стена».

Психолог

4

5-10

Работа по теме

Выработка и принятие правил работы группы. «Правила группы». Игра «Мозговой штурм»

психолог

5

15-20

Работа по теме

«Социально-экономические, психологические аспекты табакокурения» (актуализация, уровень знаний). Химический состав табачного дыма.

врач

6

5-10

разминка

Разрядка, сплочение группы. Игра «Дракон»

психолог

7

5-10

завершение

Обмен впечатлениями от занятия.

Психолог, врач



Занятие № 2

Курение это болезнь

^ Медико-психологические аспекты проблемы табакокурения
Цель: Повышение уровня информированности участников о причинах и последствиях употребления никотина и табачного конденсата.




Время

мин.

Этап работы

Содержание

Тренеры

1

5-10

Начало работы

Приветствие. Обмен чувствами. Повторение правил. «Правила группы».

психолог

2

5-10

Работа по теме

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностями другого. Игра «Мои особенности и преимущества».

психолог

3

20-30

Работа по теме

Информационный блок – Мультимедийная демонстрация: «Влияние курения на организм человека»

врач

4

5-10

разминка

Разрядка. Игра «Белые медведи»

психолог

5

5-10

Работа по теме

Безопасное поведение. Ролевая игра «Скажи «НЕТ», дискуссия, обсудить существующие провоцирующие ситуации.

Психолог, врач

6

3-5

завершение

Обмен впечатлениями от занятия.

Психолог, врач


Занятие № 3.

«Пассивное курение». Влияние никотина на репродуктивное здоровье.

Алкоголь и сигареты - прочная связь.

Методы лечения табачной зависимости.
Цель: Повышение уровня информированности по теме «Пассивное курение», «Бросающие курить», «Влияние никотина на потомство», «Методы лечения от табачной зависимости».




Время

мин.

Этап работы

Содержание

Тренеры

1

5-10

Начало работы

Приветствие. Обмен чувствами. Повторение правил.

психолог, врач

2

5-10

Разминка

Разрядка. Игра «Стул сгорел»

Психолог

3

10-15

Работа по теме

Границы, осознание собственных физических и психологических границ. Игра «Скажи СТОП»

психолог

4

20-25

Работа по теме

«Пассивное курение», «Бросающие курить», «Влияние никотина на потомство», «Методы борьбы с курением» (актуализация, уровень знаний)

врач

5

5-10

разминка

Разрядка, создание доброжелательной атмосферы. Игра «Броуновское движение».

психолог

6

3-5

завершение

Обмен впечатлениями от занятия.

Психолог, врач


Занятие № 4

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться!
Цель: Выработать и развить навыки предотвращения начала употребления табака. Отказ от вредной привычки.




Время

мин.

Этап работы

Содержание

Тренеры

1

2-3

Начало работы

Приветствие. Обмен чувствами. Повторение правил.

Психолог

2

5-10

разминка

Возможность выражения положительных эмоций. Игра «Групповая поэма»

психолог

3

20-30

Работа по теме

Информационный блок «Здоровый образ жизни».

врач

4

15-20

Работа по теме

Побуждение к размышлению о том, что приносит радость в жизни. Игра «Радости жизни». Дискуссия.

Психолог, врач

5

5-10

разминка

Разрядка, ощущение цельности группы. Игра «Колпак».

Психолог

6

5-10

завершение

Обмен впечатлениями от тренинга. Пожелания. Обратная связь. Анкетирование.

Психолог, врач

Материал, используемый для проведения тренингов
^ 1.ПРАВИЛА ГРУППЫ

Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.
Возможные правила работы группы:

  • Право говорящего (Любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. Только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии).

  • Конфиденциальность (Вся личная информация, сообщённая о себе или о другом человеке в группе, является закрытой).

  • Право сказать «пас».

  • Не давать оценок (Здесь мы не оцениваем других людей, а принимаем их такими, какие они есть).

  • Право ведущего (Ведущий может прервать деятельность группы, если это мешает групповому процессу).

  • Пунктуальность.


Возможно, принятие любых других правил на усмотрение группы.

Необходимо помнить, что правила должны помогать, а не мешать проводить тренинг. Не стоит придумывать слишком много правил. Все принятые правила должны быть легко выполнимыми. Это гарант того, что они будут работать.
2. АНКЕТА
Прочтите вопросы и обведите вариант ответа, отражающий ваше мнение.

1. Ваш пол:

а) женский

б) мужской

2. Ваш возраст:

а) менее 15

б) 15-18

в) более 18

3. Причины, по которым начали курить:

а) пример родителей;

б) равняюсь на друзей;

в) влияние кинофильмов и телепередач;

г) внешняя привлекательность процесса курения;

д) стремление казаться взрослым, самостоятельным;

е) любопытство, интерес.

4. С вашей точки зрения, курение - это:

а) безобидная привычка;

б) вредная привычка;

в) зависимость (пристрастие);

г) неизлечимая болезнь.

5. Ваше самочувствие при курении:

а) бодрое настроение, высокая работоспособность;

б) болит голова, тошнит;

в) сильная жажда;

г) слабость;

д) никаких последствий не бывает.

6. Как вы относитесь к курению родителей и тех, кто вам особенно дорог?

а) отрицательно;

б) не вижу в этом ничего плохого;

в) переживаю, что они вредят своему здоровью;

г) равнодушно.

7. Отношение к курящей девушке (Д), к курящему молодому человеку (М):

а) уважительное;

б) сочувственное;

в) безразличное;

г) презрительное.

8. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?

а) да

б) нет

9. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?

а) да

б) нет
^ 3. ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ В ГРУППАХ




Название игры

Описание

Задача

Примечание

1

«Меня зовут…»

Первый из участников пишет на ватмане своё имя и ещё что-нибудь, связанное с именем. ( Напр.: «Меня зовут Максим, но друзья зовут меня Максом»). Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет своё имя, ватман вывешивается на стену и остаётся там, на протяжении всего тренинга.

Подготовка к предстоящей совместной работе, создание соответствующей обстановки, настрой.

Необходим ватман и разноцветные маркеры.

2

«Снежный ком»

По кругу каждый называет своё имя и имена всех уже названных перед ним.

Знакомство и сплочение группы.




3

«Интервью»

Необходимо разбить группу на пары. В течение 5 мин каждый участник рассказывает своему соседу о себе. После того каждый из партнёров «потренируется» в терпеливом выслушивании, группа собирается вместе. Каждый участник представляет своего напарника. Обсуждение.

Знакомство, опыт общения, научиться слушать другого.

Упражнение может вызвать сильные переживания, надо это учитывать.

4

«Мяч»

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет своё имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается, пока участники не перестают переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.

Запомнить имена участников тренинга, снятие напряжения.

Необходим мяч.

5

«Дракон»

Все участники встают в цепочку. Первый- «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост.

Разрядка, сплочение.

Безопасное помещение.

6

«Берлинская стена»

Комната перегораживается посередине стульями или верёвкой (0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остаётся по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Верёвку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

Сплочение, навык прислушиваться к мнению окружающих.

Необходима верёвка или достаточное количество стульев(5-7). Обязательно обсуждение.

7

«Броуновское движение»

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала – «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру».

Разрядка, создание доброжелательной атмосферы.

Музыка,

8

«Мои особенности и преимущества»

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.

Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.

9

«Границы», «Скажи СТОП»

Участники по очереди подходят друг к другу. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнёр подойдёт слишком близко.

Осознание собственных физических и психологических границ.




10

«Белые медведи»

2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи». Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем».

Разрядка.

Безопасное помещение.

11

«Колпак»

«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

Разрядка, смех, ощущение цельности группы.

Хорошо проводить во время заключительных занятий.

12

Мозговой штурм

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.

Возможность демократического и ненавязчивого обсуждения любых вопросов и проблем.

Техническое обеспечение – ватман, маркеры разных цветов.

13

«Стул сгорел»

Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Разрядка.

Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.

14

«Радости жизни»

Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки. Участники групп пишут историю по своей картинке. Затем каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке. Истории зачитываются и обсуждаются.

Побуждение к размышлению о том, что приносит радость в жизни. Обучение вместе радоваться в группе, чувствовать друг друга, достигать результатов в совместной деятельности.

Материал: картинки, бумага, ручки.
Желательно разделение на малые группы по 2-3 человека.

15

«Скажи «НЕТ».

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации. Возможные ситуации: «Не волнуйся, если ты забеременеешь, я женюсь на тебе», «Садись, я тебя довезу», «Поехали, я же могу вести – всего-то несколько глотков выпил» и т. д.

Обсудить провоцирующие ситуации. Формирование навыков ответственного поведения.

Необходимо обсуждение в круге.

16

«Групповая поэма»

Попросить участников написать свои инициалы в правом верхнем углу листка. Каждый участник пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма, передаёт свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму.

После того, как каждый напишет по одной строчке на всех листах, законченная поэма возвращается автору первой строки. При желании можно вслух прочитать свою поэму.

Возможность выражения положительных эмоций.

Материал – ватман, фломастеры.

Ведущий тоже принимает участие.


^ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Информационный блок к занятию № 1

Введение в проблематику табакокурения.

Курение как социально-экономическая проблема
Мнение о том, что курение - это фактор риска для здоровья курильщика, сегодня нуждается в переосмыслении: курение - это болезнь, которая требует определенного лечения как отдельная нозологическая группа. Многолетние эпидемиологические исследования влияния курения на состояние здоровья населения в целом и каждого индивидуума отдельно показывают наличие положительной корреляции между длительностью экспозиции к табачному дыму и развитием многих заболеваний.

К таким заболеваниям можно отнести рак легкого, рак поджелудочной железы, рак мочевого пузыря, рак губы, ишемическую болезнь сердца, правожелудочковую недостаточность, аневризму аорты, заболевания периферических сосудов, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, сахарный диабет, инсульт, потерю остроты зрения, снижение иммунитета и хронические обструктивные заболевания легких (ХОЗЛ).

Несмотря на важность обсуждаемой проблемы, изучена она далеко не достаточно. Слабо разработанными остаются многие вопросы клиники и лечения табачной зависимости. Отчасти это может быть связано с отношением общества к курению как к социально приемлемой привычке. Вместе с тем большинство специалистов считают, что никотинизм является вариантом токсикомании, причем одним из наиболее упорных и трудно поддающихся лечению. Так же как и большинство других токсикоманий, никотинизм проходит через фазы психологической и физической зависимости с формированием на заключительной стадии абстинентного синдрома, характеризующегося появлением ряда соматических и психических неприятных ощущений при прекращении курения.

Однако табачной зависимости присущ и ряд специфических черт, отличающих ее от других токсикоманий. Так, при ней не развивается выраженных психических нарушений и изменений личности, что, очевидно, и делает этот вид патологического пристрастия социально терпимым. Кроме того, при никотинизме роль психологических факторов в становлении пристрастия, по-видимому, выше, чем при любой другой токсикомании. До сих пор неясно, каким образом никотин может оказывать эйфоризирующее действие. В некоторых работах доказывается, что, хотя никотин и играет определенную роль в формировании табачной зависимости, она весьма мала по сравнению со значением психологических факторов
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили:...
Ю. А. Уткин – главный врач гбуз «Областная наркологическая больница», главный внештатный специалист по наркологии Министерства здравоохранения...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации по проведению профилактических мероприятий,...
Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, врачебно-сестринского персонала, осуществляющего медицинское...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили:...
Т. В. Белобородова – врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко»
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМинистерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
Учреждение, осуществляющим медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодика расчета платы за оказание услуг (работ), используемая фгуз...
Московской области от 22. 06. 2006 г. №261. Данные «Методические рекомендации …» разработаны с учетом «Инструкции по расчету стоимости...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации Белгород
Методические рекомендации предназначены для работников образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Е. В. Илларионова начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области. iconМетодические рекомендации по проведению независимой системы оценки...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница