Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных»




НазваниеУрок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Открытый урок в 9 классе по теме

«Информационные модели баз данных»


  1. Тема урока – «информационные модели баз данных». Цель урока – научиться создавать информационные модели. Ваша задача – быть внимательными, активными, работать слаженно, и у вас все получится. Пусть девизом урока послужат слова – «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и как я могу эти знания применить». Это главный принцип проектного метода обучения. На уроке вам помогут опорные конспекты и электронная доска.

  2. Интеллектуальная разминка (слайд 2 электронной доски)
    Одна из главных функций компьютера – обработка данных об объектах реального мира. Компьютер работает с моделью объекта. Любая модель отражает свойства реального объекта. Давайте проведет краткую интеллектуальную разминку с целью вспомнить, какими могут быть модели. Обратимся к электронной доске. Установите, пожалуйста, связь между объектом, его сущностью и моделью объекта. Кто желает поработать у электронной доски?
    Работа с одним учеником у электронной доски. Спасибо, ты справился успешно.
    Вывод: Как видите, смоделировать можно любой объект, процесс или явление. И модели могут быть компьютерные, в виде чертежа, схемы, рисунка, формулы.
    ^ Информационная модель отражает не столько форму, сколько содержание объекта моделирования.
    Информационная модель описывает структуру и свойства объекта.


  3. «Что такое база данных?»
    Сегодня незаменимым инструментом обработки информации стали базы данных. Любой из вас многократно сталкивался, или даже работал с базами данных. Обратим внимание на наиболее известные и распространенные из них.
    Например, любая информационно-поисковая система в Интернете работает на основе каталогов сайтов – больших баз данных на сервере с информацией о сайтах. Каталоги разделены на категории, которые, в свою очередь, состоят из рубрик.
    В электронном орфографическом и толковом словаре хранится информация о написании, транскрипции, иностранных корнях и значении слов.
    В базах данных геоинформационных систем описываются объекты, отраженные в слоях электронной карты.
    С помощью баз данных организаций можно провести анализ экономической деятельности предприятия или фирмы. Как вы видите, в базе есть служебные и личные данные о сотрудниках, описываются типы товаров, отражена информация о поставщиках и клиентах.
    База данных – это структурированная (упорядоченная по признакам) совокупность данных об объекте реального мира.

  4. Три типа информационных моделей.
    Основой любой базы данных является информационная модель. Она описывает свойства и структуру объекта моделирования, а также операции их обработки. Рассмотрим три типа информационных моделей одного объекта: иерархическую, сетевую и реляционную. Объектом моделирования выберем «школьную библиотеку».
    (Слайд 8 электронной доски). Выделим основные составляющие части библиотеки: «книги», «читатели» и «персонал». Иерархическая модель или древовидная используется тогда, когда элементы объекта моделирования находятся в отношении подчинения или соподчинения. Иерархическая модель имеет уровни. Линии со стрелками связывают элементы уровней, будем называть их - связи. Элементы, имеющие связи с нижестоящим и вышестоящим уровнями, будем называть узлами. Узлами модели Библиотека являются: читатели, книги, персонал на 2 уровне; учебники, ученики, библиотекарь на 3 уровне. На первом уровне находится вершина, она всегда единственная. В приведенной модели 5 уровней и каждый, кроме первого, подчинен вышестоящему. Элемент более высокого уровня состоит из нескольких элементов нижнего уровня. Каждый элемент нижнего уровня входит в состав только одного элемента верхнего уровня. Когда модель представляется в виде схемы, то ее структуру называют графом. Какую же информацию мы можем почерпнуть из этой модели?
    - Что входит в состав книжного фонда?
    - Сколько человек обслуживает библиотеку?
    - Какие ученики являются читателями библиотеки?
    - А какие книги на руках у читателя Шлыкова?
    (Слайд 9 электронной доски). Может следующая модель поможет ответить на этот вопрос? Сетевая модель используется для отражения структуры, в которой есть множественные свободные связи между узлами разных уровней. В этом ее отличие от иерархической модели. Связи между узлами сетевой модели носят двусторонний характер и поэтому изображаются двунаправленными стрелками.
    - Так какие книги на руках у читателя Шлыкова?
    - Как бы вы назвали 4, 3 и 2 уровни сетевой модели?
    - В каких книжных разделах библиотеки представлен Л.Н. Толстой?
    - Можем ли мы определить из модели, в каком классе учится читатель? И кто из одноклассников взял учебник Макаровой?
    (Слайд 10 электронной доски). Чтобы ответить на все поставленные вопросы, рассмотрим реляционную модель объекта «Библиотека». Такая модель строится на основе таблицы – удобной для анализа и обработки, привычной и наглядной формы представления информации. Название «реляционная» произошло от латинского relatio, что означает «отношение», и указывает на то, что такая модель строится на взаимоотношении составляющих ее частей. Элементами таблицы являются строки и столбцы, на пересечении которых находится ячейка. Столбцы называются полями, а строки – записями. Каждое поле имеет имя, и внутри поля данные однотипны, т. е. числовые, текстовые или дата. Современные базы данных строятся на основе реляционных моделей, потому что они исчерпывающе описывают объект. В таблицах удобно выполнять сортировку (упорядочение), выборку, поиск.
    - Назовите поля (столбцы), содержащие текстовые данные? А числовые? А дату?
    - Укажите в каждой таблице поля, которые имеют уникальные, неповторяющиеся значения для каждой записи?
    Обозначим такие поля специальными ключиками, они станут ключевыми, однозначно определяющими записи. А затем свяжем таблицы через ключевые, одноименные и однотипные поля и получим полноценную модель базы данных «Библиотека».
    - ^ Какие книги читала Скворцова Татьяна? А какую вернула?
    - В каком классе учится последний читатель романа «Петр Первый» и сдал ли он книгу?


  5. Задание на обобщение 5: заполни таблицу свойств информационных моделей. Работа с опорным конспектом.

  6. Построение реляционной модели коллекции. Работа за компьютером. «Вы – владелец коллекции. Создайте информационную модель своей коллекции»
    1. Рассмотрите внимательно марки, монеты, открытки.

2. Какую информацию можно почерпнуть из коллекции? Определите, чем отличается одна марка от другой?

3. Запишите существенные свойства объектов в таб. 2 опорного конспекта.

4. Работа за компьютерами: создание реляционной модели коллекции. (см. опорный конспект ученика к уроку)
7. ВЫВОДЫ:

Информационные модели - универсальное средство моделирования объектов.
Выбор модели зависит от характера связей между элементами объекта моделирования.

Реляционная модель наиболее полно отражает свойства и структуру объекта и является основной моделью современных баз данных.
Домашнее задание:
1. Создайте иерархическую модель родословной Вашей семьи.

2. Подумайте, какие узлы существуют в сетевой модели Интернет?

3. Какой тип модели лучше описывает классный журнал? Почему?

Похожие:

Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Базы данных»
Общая характеристика реляционной модели данных. Типы данных, используемые в реляционной модели
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconРабочая программа по элективному курсу «Информационные системы и модели»
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconРабочая программа по информатике в 10-11 классах «Информационные системы и модели»
Учебный курс «Информационные системы и модели» предназначен для изучения в старших классах. Курс является элективным
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconБазы данных Реляционная модель данных. Объекты данных, целостность реляционных данных
Реляционная модель данных была предложена Е. Коддом, в 1970 году. Реляционная модель данных представляет информацию в виде совокупности...
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconУрок по теме «кислоты»
Урок по теме «кислоты» в 8 классе. Учитель химии первой квалификационной категории Савич Т. Н
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconЭлективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,...
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconУрок окружающего мира в 1 классе «Кто такие птицы?»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие птицы?» один из уроков раздела «Что и кто? Урок разработан в соответствии с требованиями...
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок в 9 классе по теме «Информационные модели баз данных» iconУрок-квн в 3 классе Тема «Мой дом»
В качестве примера хочу предложить разработку урока-квна в 3 классе по теме «Мой дом»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница