Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые»




НазваниеУрок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Название методической разработки: урок.

Автор методической разработки: Тудвасева Валентина Алексеевна.

Тип учебного заведения: основная общеобразовательная школа.

Номер учебного заведения, населенный пункт: МОУ «ООШ №14», п. Ивакинский карьер.

Класс: 7

Количество учащихся в классе: 5

Количество учащихся на уроке: 5

Количество компьютеров на уроке: 1

Дата апробации______________________________________________
Раздел № II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ. (50 часов).

Урок № 14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» (1 час).
Цели урока:

Обучающая: дать знания о своеобразии рельефа Африки, выявить причины этого своеобразия; вы­явить закономерность размещения форм рельефа и тектоники.
Развивающая: совершенствование навыков работы с тематическими картами.
Воспитывающая: создать условия для воспитания интереса к предмету и желания познавать новое.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока: 1) сформировать общие представления о рельефе Африки;

2) учить учащихся заниматься исследовательской работой. Установить связь между строением земной коры и рельефом;

3) учить сравнивать горы по высоте, используя шкалу высот;

4) проследить особенности размещения полезных ископаемых и установить их связь с формами рельефа.
По завершении урока учащийся должен:

Знать: 1.Какие формы рельефа преобладают на материке и почему?        

2.Почему в Африке преобладают полезные ископаемые магматического происхождения.

Уметь: 1. Описывать рельеф по плану.

2. Объяснять связь расположения форм рельефа и полезных ископаемых с геологическим строением.

3. Работать с картами атласа и контурной картой.
Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

информационный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

фронтальная, индивидуально – самостоятельная, парная

Оборудование:

Учебники, литература: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География ма­териков и океанов, 7 класс. Москва, издательский дом «Дрофа», 1999 г.

^ Атлас. География материков и океанов, 7 класс.

Т. Н. Воробцова. География, 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». Волгоград, 2004 г.
^ Дидактические материалы: раздаточный материал.

Средства ТСО: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: презентация «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые»;

мультимедийный диск «География 6 – 10 классы»,

Библиотека наглядных пособий. Республиканский муль- тимедиа центр, 2003 г.
^ Этапы урока: I. Организационный.

II. Проверка домашнего задания.

III. Повторение ранее пройденного материала.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление нового материала.

VI. Домашнее задание.

VII. Итоги урока.
^ Ход урока:


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

^ I. Организационный момент (1 мин.).


- Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока – «Особенности рельефа Африки. По­лезные ископаемые» (слайд 1).

- Цель урока:

 узнать о своеобразии рельефа Африки;

 выявить причины этого своеобразия;

 выявить закономерность размещения

 форм рельефа и тектоники (слайд 2).

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Сегодня на уроке:

 Тест (проверка домашнего задания).

 Повторение ранее пройденного материа- ла.

 Практическая работа.

 Особенности рельефа Африки.

 Полезные ископаемые.

 Домашнее задание. (Слайд 3).




Тему урока учащиеся записывают в тетрадь.

^ II. Проверка домашнего задания (5 мин).


- А сейчас, чтобы выяснить насколько хо­рошо или плохо вы знаете материал про­шлого урока, я проведу небольшую тестовую работу.

При выполнении задания 1 вам необходимо соединить стрелками соответствующие пря­моугольники (слайд 4).

В задании 2 выберите только один пра­вильный ответ и подчеркните его одной чертой (слайд 5).
- Время закончилось, теперь проверьте свои работы: за каждую правильную стрелку в первом задании поставьте себе 1 балл, за каждый правильный ответ во втором зада­нии – 1 балл (демонстрация слайдов 4 и 5 с ответами).
- Подсчитайте баллы и оцените свою работу следующим образом:

11-12 баллов – «5»

9-10 баллов – «4»

6-8 баллов – «3»

менее 6 баллов – «2».



Учащиеся выполняют тестовую работу само­стоятельно.

Учащиеся проверяют тестовую работу и оценивают ее.

^ III. Повторение ранее пройденного материала (3 мин.).


- Поскольку на сегодняшнем уроке мы будем говорить о рельефе Африки, давайте вспом­ним, что мы понимаем под словом «рельеф»?
- Как изображается рельеф на карте?

(демонстрация слайда 6 после ответа)
- Какие основные формы рельефа вы знаете?

(заголовок слайда 7)
- Какая форма рельефа изображена на фото­графии?

(на слайде 7 фотография 1)

(на слайде 7 фотография 2)

(на слайде 7 фотография 3)

(на слайде 7 фотография 4)

^ Примечание: фотографии на слайде появля­ются по щелчку мыши.



Ответ: Рельеф – это все неровности земной поверхности.


Ответ: На карте рельеф изображается с по­мощью окраски зеленого или коричневого цвета.

Ответ: Равнины, горы, возвышенности, плос­когорья и т. д.


Ответ: Равнина.

Ответ: Плоскогорье.

Ответ: Горы.

Ответ: Возвышенность.

^ IV. Изучение нового материала (25 мин).


1. Практическая работа (10 мин)
- А сейчас вам предстоит выполнить практи­ческую работу, цель которой: сформировать общие представления о рельефе Африки; уста­новить связь между строением земной коры и рельефом.

(план выполнения работы на слайде 8)
2. ^ Фронтальная беседа по итогам практической работы (10 мин)
- Какие формы рельефа Африки вы нанесли на контурную карту?
- Сравните свою карту с картой Африки на слайде (слайд 12) и исправьте ошибки, если они есть.
- Проверьте, правильно или нет, вы заполнили таблицу 1 и построили диаграмму (слайды 9, 10).
- Используя таблицу 1 и диаграмму, ответьте на вопросы:

а) какие горы самые высокие?

б) а какие − самые низкие?

г) какие средние высоты преобладают в Африке?
- Скажите, как вы ответили на вопрос: в какое время образовалась Африкано-Аравийская плат­форма?
- Чтобы установить связь между строением зем­ной коры и рельефом Африки, проверьте, пра­вильно ли вы заполнили таблицу, если нет, исправьте ошибки (слайд 11).
- Итак, какие формы рельефа преобладают в Африке?
- Как вы думаете, почему?


- Еще раз посмотрите на карту Африки (слайд 12), подумайте и ответьте, на какие две части можно разделить материк, если в основу деле­ния положить его рельеф? (слайд 12 постепенно демонстрируется полностью и сменяется слайдом 13)
-.Почему складчатые горы в Африке находятся только на севере материка и на крайнем юге?


- Как вы думаете, почему Восточно-Африкан­ское плоскогорье является зоной повышенной сейсмической активности?
- Действительно, вдоль Восточной Африки про­ходит самый протяженный на суше пояс раз­ломов (демонстрация слайдов 14,15 с чте­нием текста). В зоне разломов находятся крупнейшие озера Африки и ее высочайшие точки. Назовите вулканы, находящиеся в зоне разломов материка?
- А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по Африке и познакомимся по­ближе с некоторыми горами и пустынями Аф­рики.

(Демонстрация слайдов 16,17,18 с чтением тек­ста).

3. ^ Полезные ископаемые (5 мин)
- Мы рассмотрели основные формы рельефа Африки, а теперь выясним, какими полезными ископаемыми богат материк. Для начала вспом­ним, на какие две основные группы по проис­хождению делят полезные ископаемые?
- Посмотрите на карту и назовите полезные ис­копаемые, отмеченные на ней (слайд 19, карта)

(ни полезных ископаемыхони находятся?а, относящиеся к магматическим породам. олезными ископаемыми богат материк.ики.


- Назовите полезные ископаемые материка, от­носящиеся к магматическим породам. В какой части материка они находятся?

- Какие из этих полезных ископаемых отно­сятся к осадочным породам, и в какой части Африки они находятся?

- Как вы думаете, чем можно объяснить такое расположение полезных ископаемых на мате­рике?


- Итак, в Африке … (текст слайда 19)



Учащиеся выполняют практическую работу в парах; заполняют таблицы 1 и 2., строят диаграмму.

Предполагаемый ответ: горы Атлас, пустыня Сахара и т. д.
Учащиеся проверяют свою работу.


Учащиеся проверяют таблицу 1 и диаграмму.

Ответ: Восточно-Африканское плоскогорье.

Ответ: Капские горы.

Ответ: В Африке преобладают высоты от 200 до 1000 м
Ответ: Африкано-Аравийская платформа образо­валась более 1600 млн лет назад.

Учащиеся проверяют таблицу.

Предполагаемый ответ: В рельефе Африки преобладают равнины и плоскогорья.
Предполагаемый ответ: Равнины и плоского­рья в Африке преобладают, потому что в основании материка лежит древняя плат­форма.

Предполагаемый ответ: Африку можно разде­лить на две части – низкую и высокую.
Предполагаемый ответ: На севере находится граница двух плит, а на юге – область древ­ней складчатости.
Предполагаемый ответ: Восточно-Африкан­ское плоскогорье является зоной повышенной сейсмической активности, потому что здесь на­ходится зона разломов земной коры.

Ответ: В зоне разломов находятся: вулкан Килиманджаро, вулкан Кения, вулкан Карисимби.

Ответ: Полезные ископаемые делят на осадочные, магматические и метаморфические породы.


Ответ: Марганцевые руды, фосфориты, природный газ, нефть, железные руды, золото, урановые руды, алмазы, медные руды, каменный уголь.
Предполагаемый ответ: К магматическим породам относятся рудные полезные ископаемые, алмазы, золото. Находятся в Восточной и Южной Африке.
Предполагаемый ответ: К осадочным породам

относятся каменный уголь, марганцевые руды, нефть, природный газ. Находятся в Северной и Западной Африке.
Предполагаемый ответ: На материке происхо­дит очень много землетрясений и извержений вулканов. Это является причиной образования магматических полезных ископаемых. Осадочные породы преобладают в более низких местах.

^ V. Закрепление нового материала (7 мин).


- А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо или плохо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого вам нужно разгадать небольшой кроссворд.
- Время вышло, проверьте, насколько правильно вы разгадали кроссворд (слайд 20).



Учащиеся разгадывают кроссворд.

^ VI. Домашнее задание (2 мин).


- Запишите домашнее задание:

  • § 25, §24 (повторить).




  • На контурную карту нанести условные знаки полезных ископаемых Африки.




  • Составьте описание рельефа острова Мадагаскар по плану (стр. 311).

(Слайд 21)


Учащиеся записывают задание в дневник.

VII. Итоги урока (2 мин).


- Настало время подведения итогов урока. Все, что я запланировала для себя, я выполнила. А теперь вы сами попробуйте оценить, насколько хорошо или плохо вы усвоили материал сегодняшнего урока (слайд 22).

- Урок закончен. До свидания!



Учащиеся рисуют в тетради соответствующую картинку.


 



Похожие:

Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconРельеф и полезные ископаемые Африки. Цели урока
В ходе изучения новой темы учитель проблемно излагает вопрос о формировании рельефа материка
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» icon1. Понятия и термины (полезные ископаемые, руда, месторождение, рудопроявление)....
По физическому состоянию П. и делятся на твёрдые (угли ископаемые, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные...
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconТема «Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.»

Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconУрок повторяющего обобщения Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Закрепить знания учащихся по теме Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconТема: Особенности природы Африки
Цель: Познакомить с особенностями географического положения Африки, рельефа, климата, внутренними водами, природными зонами
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconУрок с элементами дифференцированного обучения. Тема: «внутренние воды африки»
Африки; показать зависимость их от рельефа и климата; рассмотреть значение рек в хозяйственной жизни человека; учить последовательному...
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconГеографические модели: глобус, географическая карта, план
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые,...
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconУрока: комбинированный урок. Цели урока
Урок географии в 7 классе по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» с использованием ик ресурсов
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconУрок на тему: "Полезные ископаемые Башкортостана"
Воспитатъ чувство патриотизма, любовь к родному краю, бережное отношение к окружающей природе
Урок №14. «Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые» iconПрактическая работа Тема. Особенности рельефа янао. Цель работы: при
Цель работы: при выполнении заданий Вам предстоит выяснить особенности строения, размещения крупных форм рельефа и причины, их обусловившие;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница