Тема урока: «Религия древних египтян»




НазваниеТема урока: «Религия древних египтян»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
МБОУ «Умайская основная общеобразовательная школа»

Тема урока: «Религия древних египтян»

(открытый урок по Истории Древнего мира, 5 класс)

Подготовила: Баранова Л.Н.,

учитель истории

Проверила: Курылёва Е.С.,

зам. директора по УВР


2012 год.
Цель урока: познакомить обучающихся с религиозными верованиями древних египтян.
Задачи:

  • Знать основные термины, имена богов, особенности религиозных верований

  • Продолжить формирование умений ориентироваться по карте, правильно пользоваться атласом и контурной картой, использовать исторические документы, как источник знания, работать с текстом учебника, формировать выводы, давать устный отзыв на ответы других учащихся

  • Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур.


^ Основные понятия: Религия, жертвоприношение, Бог
Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас «История Древнего мира», контурные карты, иллюстрации, учебник, тетрадь, презентация.
-

Ход урока

этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І Организа-ционный момент

Здравствуйте, присаживайтесь!

Дежурные доложите о готовности к уроку (смотрит готовность организации внимания)

Встают, присаживаются.

На уроке присутствуют все, к уроку готовы.


ІІ. Про-

верка домашнего задания

ІІІ Изуче-ние

нового материала

ІV Закреп-ление материала



Ребята! К нам сегодня пришли на урок гости, которые хотели бы с нами путешествовать во времени. Давайте всех пригласим на борт самолёта. Мы уже с вами знаем, что государство образовалось приблизительно …….тыс. лет назад и самое древнее государство – Египет. Вот в это время мы с вами и окажемся в Египте.(слайд 2, самолёт)
Под звуки самолёта представили, что мы летим назад в прошлое.
Наши гости очень бы хотели узнать о данной стране. Кто мне покажет и расскажет о Египте по карте.

А кто же является жителями древнего Египта? (слайд 3, Пирамида)

Давайте с вами вспомним последовательность.

Ребята, которые называли жителей выходят и рассказывают о их жизни. (проверка домашнего задания)

После рассказа обучающиеся задают каждому по 3 вопроса.
Выставление оценок в журнал и дневник. (с объяснением)
Физкультминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Для глаз упражнения.
Открываем тетради, записываем число 22.10.2012 г.

Неожиданно учитель забывает тему урока и просит помощи у обучающихся в отгадывании ребуса. (слайд 4)
Тема нашего урока: «Религия древних египтян». (на доске).(слайд 5)

Цель: познакомиться с религиозными верованиями древних египтян.(слайд 6-7)

План урока

  1. Боги и жрецы

  2. Боги древнего Египта.

  3. Миф об Осирисе и Исиде

  4. «царство мёртвых»

  5. Религия и власть фараона


Постановка проблемы

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.

А что такое религия?

(слайд 8) Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…».

Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?

доп. инф. (зачитывается)

*Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.( Тотемизм (от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений…)

^ Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

1.

Древние египтяне верили, что боги управляют людьми и природой. И чтобы бог не гневался на людей, они молились и приносили подарки.

Для этого люди строили храмы. Записываем определение.(слайд 9-10)

Так же они вытесывали из камня большие статуи богов.

При храмах находились жрецы.
Прочитайте на стр. 49. П.2 сверху и ответьте на вопрос. Что жрец делал в храме?

Какой можно сделать вывод.

Жрецы были богатыми и могущественными, т.к. египтяне верили, что они говорят от имени богов.

2.

Сейчас мы познакомимся с богами древнего Египта.
Совместная работа с текстом

Заполнение таблицы

1. Амон-Ра

Бог солнца. (слайд 11)

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли (слайд 13)

4. Нут

Богиня неба

5.Тот

Бог мудрости (слайд 14)

6.Бастет

Покровительница женщин и её красоты(слайд 15)


Доп. инф.

1.Жена Амон-Ра, Мут — древнеегипетская богиня, царица неба; богиня-мать и покровительница материнства.

Сын – Хонсу – Бог луны(слайд 12)

2. Геб и Нут. Нут и Геб решили поженить вопреки воле Ра. Разгневавшись, Ра приказал Шу разделить супругов.Нут он поднял вверх- так образовалось небо, а Геба — оставил внизу — так появилась Земля. Ра был так разгневан, что повелел, чтобы Нут не могла иметь дитя ни в один из месяцев года. Но бог Тот пожалел Нут, он пригласил Луну сыграть сним в игру, а когда одержал победу, то взял лунный свет, чтобы создать пять новых дней. Детьми Геба и Нут были Осирис, Сет, Исида, Нефтида и Гор.
^ 3. Миф об Осирисе и Исиде

(рассказывает)

Что такое миф?

Миф об Осирисе и Исиде (слайд 15-23)

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.
Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

^ Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

^ В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

4.«царство мёртвых»

Работа с иллюстрацией учебника, стр.52

«Суд Осириса»
5.Работа с историческими документами.

Решение задачи:

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом».Его прославляли:»Он солнце,видящий лучами своими»Большой частьюю считалось, что если фараон позволил целовать свою сандалию.

^ О чем свидетельствовали эти факты?Какая связь существует между религией и государственной властью?

какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? (слайд 25)

Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог.



3 тыс. лет назад.

Египет – страна, которая располагается на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. Порог – каменистая преграда на дне реки. Данная страна располагается в северо-восточной части Африки. По этой земле протекает самая большая река в мире – Нил. По берегам Нила растут папирусы – высокий тростник.. Омывают Египет – Средиземное море и Красное море. Земли Египта называют: «чёрная» и «красная»

Летом(июль) Нил разливается, выходит из берегов и покрывает весь Египет.

Осень(ноябрь)Нил возвращается в своё русло. Этим всем управляет бог Хапи (бог нильской воды). Земля хорошо пропитывается влагой, а на её поверхности остаётся плодородный слой ила. Эту землю египтяне называли «чёрной».

«^ Красная земля»-пустыня (цвет песка и скал)

Столица Египта Мемфис.



1.фараон

2. вельможи

3. писцы

4. воины

5. земледельцы и ремесленники

Остальные внимательно слушают и дополняют.


Делают зарядку


Открывают тетради, записывают число
Ответ: религия
Записывают тему урока.

Внимательно слушают


записывают в тетрадь
Вера в вымышленные существа (богов, духов..) и поклонение им.

Внимательно слушают и смотрят.

Храм – жилище богов
Жрецы – служители богов.
Работа с учебником.
Мнение обучающихся
учебника стр. 49-50

записывают в тетради


Внимательно слушают.

записывают в тетради

миф – сказание о богах и легендарных героях

^ Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира

Сет - бог пустыни и песчаных бурь


Гор – покровителем земных фараонов
Исида - защитница всех жен и матерей.

Саркофаг -гроб


(Египтяне верили,что фараон не просто человек,а могущественный бог,сын бога Ра,Солнца.Бог Солнца-царь среди богов,фараон(его сын)-царь среди людей.Между религией и государственной власмтью существует самая тесная связь.Религия-важнейшая опора госуджарственной власти в Египте)

Ответ обучающихся


V Домашнее

задание


§ 10 чит., учить в тетради. Нарисовать на альбомных листах любого Бога древнего Египта.

Записывают в дневники

Похожие:

Тема урока: «Религия древних египтян» iconРелигия древних народов дальнего востока
Итак, религия это форма общественного сознания, а значит, вера в сверхъестественное удел не одного-единственного индивида, а дело...
Тема урока: «Религия древних египтян» iconСценарий урока истории в 5 классе по теме «Религия древних греков»
Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них
Тема урока: «Религия древних египтян» iconКаковы особенности культуры и религии древних славян?
Древние славяне были язычниками эта религия характерна для древних людей. Вера во множество богов помогала, объяснить многие явления...
Тема урока: «Религия древних египтян» iconТема: Религия древних греков
Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с культами основных древнегреческих богов и героев, подвести к пониманию общей закономерности:...
Тема урока: «Религия древних египтян» iconК уроку: Римская семья, нравы и религия (таблица) Религия
Религия произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, союз между человеком и Богом
Тема урока: «Религия древних египтян» iconУрок + презентация «Религия древних греков»
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев; познакомить учащихся с мифами о них
Тема урока: «Религия древних египтян» iconСписок литературы для летнего чтения
Мифы, легенды, предания: "Легенды и мифы Древней Греции", "Мифы и легенды древних египтян", "Скандинавские легенды"
Тема урока: «Религия древних египтян» iconУрок истории по теме «Боги Древней Греции»
Место в программе: урок изучения нового материала по теме «Религия древних греков» и 5 урок в разделе «Древняя Греция»
Тема урока: «Религия древних египтян» iconПрограмма курса лекций тема Введение в историю религии
Теории происхождения религий. Религия и культ. Религия и мифология. Ранние формы религиозного сознания. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм....
Тема урока: «Религия древних египтян» iconРеферат Значения Символа креста
Анх наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как крукс ансата, или "ансате", или "крест с рукояткой". В этом кресте...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница