Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области




НазваниеАнализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРегламент


Анализ нормативных правовых актов,

регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области

Сергеева С.Ю. – старший преподаватель

Международного института рынка

г. Самара

Целью реформы местного самоуправления, проводимой в России, является создание дееспособной и ответственной местной власти, опирающейся на самоорганизацию населения, способной самостоятельно решать вопросы обеспечения жизнедеятельности на конкретной территории – вопросы местного значения. Именно на уровне местного самоуправления появляется практическая возможность привлечения населения в качестве реального участника процесса осуществления власти. Кроме того, органы местной власти способны взять на себя роль организатора процесса вовлечения населения в решение вопросов местного значения, то есть роль лидера местного сообщества. Таким образом, именно местному самоуправлению отводится историческая миссия преодоления отчуждения народа и власти в России.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (131-ФЗ), принятом в октябре 2003 года, появился целый ряд нововведений, направленных на обеспечение обязательности участия населения в решении наиболее значимых местных вопросов. Этот закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность привлекать население к своей деятельности и к участию в решении вопросов местного значения. Одним из нововведений является институт публичных слушаний. Правовые рамки, регламентирующие проведение публичных слушаний, позволяют говорить о новом качественном отличии института публичных слушаний от сложившегося представления о депутатских слушаниях и «парламентских» слушаниях, широко практикуемых в различных муниципальных образованиях. Существенно расширены рамки федерального нормативного правового регулирования института правотворческой инициативы граждан. В статье 26 131-ФЗ содержатся нормы, устанавливающие ряд важных федеральных гарантий, обеспечивающих условия реализации права граждан на осуществление правотворческой инициативы.

В соответствии с 131-ФЗ, в каждом муниципальном образовании должны быть приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие формы участия населения в местном самоуправлении. Именно в них закладываются процедуры, делающие практически возможным или невозможным процесс согласования решений власти с населением.

Анализ муниципальных правовых актов по публичным слушаниям и правотворческой инициативе граждан муниципальных образований Самарской области призван выяснить, насколько заложенные в них нормы действительно способствуют учету мнения населения, дают возможность жителям инициировать обсуждение по актуальным вопросам.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний

Наиболее важным нововведением 131-ФЗ является обязательность для органов местного самоуправления проведения публичных слушаний при решении наиболее значимых вопросов.

Закон обязывает привлекать население для обсуждения:

- проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав;

- проекта местного бюджета и отчета о его исполнении;

- проектов планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

- вопросов о преобразовании муниципального образования.

Эти вопросы действительно имеют принципиальный характер для местного сообщества, так как:

- устав определяет общие правила осуществления местного самоуправления на конкретной территории, в том числе полномочия и ответственность органов местного самоуправления;

- местный бюджет – это общественный «кошелек», и гражданам полезно знать и принимать участие в решении вопросов о том, сколько и на что тратить (особенно если денег немного);

- планы и программы – это перспективы развития территории, ее приоритеты, и участие в их обсуждении позволит жителям не на словах, а на деле решать судьбу своих населенных пунктов;

- вопросы преобразования муниципального образования также принципиально важны, так как они определяют территорию и статус муниципального образования – это вопросы слияния или разделения территорий, изменение статуса и пр.

Через участие в публичных слушаниях граждане смогут высказывать свое мнение относительно проектов решений своей власти, а власть сможет принять во внимание мнение граждан.

Для выявления норм, обеспечивающих участие населения в публичных слушаниях, были исследованы следующие нормативные правовые акты:

  1. Положение о публичных слушаниях в городском округе (г.о.) Самара.

  2. Положение о публичных слушаниях в г.о. Тольятти.

  3. Положение о публичных слушаниях в г.о. Сызрань.

  4. Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в г.о. Жигулевск.

  5. Положение о публичных (общественных) слушаниях в г. о. Новокуйбышевск Самарской области.

  6. Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории г.о. Отрадный.

  7. Поря док организации и проведения публичных слушаний на территории г.о.Чапаевск.

  8. Порядок организации и проведения публичных слушаний на территории городского поселения Нефтегорск.

  9. Положение о публичных слушаниях в Похвистневском районе.

  10. Порядок организации публичных слушаний в муниципальном районе Приволжский Самарской области.

  11. Порядок организации публичных слушаний Пестравского района.

  12. Порядок организации публичных слушаний Сызранского района.

  13. Положение о публичных слушаниях в Сергиевском районе.

  14. Положение о публичных слушаниях Хворостянского района.

Исследование проводилось по следующим критериям:

Открытость/закрытость перечня вопросов, выносимых на публичные слушания;

Наличие процедуры инициирования публичных слушаний гражданами;

Количество подписей жителей, необходимых для инициирования публичных слушаний;

Сроки информирования о дате проведения;

Четкость описания процедуры проведения публичных слушаний:

  • регистрация участников;

  • процедура ведения;

  • процедура заявления на выступление;

  • содержание протокола.

Источники финансирования публичных слушаний, инициированных населением;

Представительство поселений/локальных территорий;

Использование результатов публичных слушаний и оповещение о них:

  • сроки информирования о результатах публичных слушаний;

  • процедура рассмотрения и учета замечаний и предложений по результатам публичных слушаний;

  • формы доведения информации об итогах рассмотрения рекомендаций публичных слушаний;

Наличие документации по публичным слушаниям (формы документов инициативной групп граждан; форма письменного предложения о проведении слушаний).
^

Результаты анализа


Все исследованные нормативные правовые акты условно можно разделить на 3 типа, которые характеризуются разными подходами к организации и проведению публичных слушаний, степенью детализации процедур. Для детализации результатов анализа в некоторых типах выделены и описаны подтипы.

Тип 1 подтип А

Данный тип характеризуется следующими основными признаками: публичные слушания проводятся в очной форе, т.е. в виде собрания, в одной форме по всем вопросам, выносимым в обязательном порядке на обсуждение.

В нормативных правовых актах данного типа список вопросов, выносимых на публичные слушания, открыт, описана процедура инициирования слушаний населением. Количество подписей, необходимых для инициирования публичных слушаний, варьирует от 100 человек до 3% от числа жителей, имеющих право участвовать в публичных слушаниях. Дается описание процедуры проведения собрания, записи на выступление. В нормативном правовом акте г.о. Самара заложена процедура принятия решения по итогам публичных слушаний большинством голосов от числа зарегистрированных участников. В других нормативных правовых актах процедура голосования не предусматривается. Данное отличие является существенным, т.к. способствует формированию разных моделей поведения участников до и во время проведения публичных слушаний. В первом случае участники заинтересованы в том, чтобы их позицию поддержало как можно больше присутствующих и акцент делается на завоевание сторонников. Во втором варианте участники делают акцент на аргументацию, фиксирование мнения в протоколе.

Финансирование публичных слушаний, инициированных населением, на разных территориях осуществляется либо за счет бюджета, либо за счет инициаторов. В г.о. Тольятти и Отрадный финансирование осуществляется за счет инициаторов, в г.о. Жигулевск, Самара, Новокуйбышевск - за счет бюджета.

Тип 1 подтип Б

Публичные слушания проводятся в очной форе, но описаны особенности процедуры организации и проведения по каждому из обязательных вопросов.

Тип 2 подтип А

Публичные слушания проводятся в 2 этапа по двум разным процедурам. Положения данного типа не регулируют вопросы, относящиеся к сфере градостроительной деятельности.

Первая процедура - заочная. После объявления о начале публичных слушаний, жители в течение месяца могут прийти в специально определенное место и внести письменные предложения по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях, в протокол публичных слушаний.

Вторая процедура - очная. Публичные слушания по обсуждению проекта устава муниципального образования, проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, преобразовании муниципального образования проводятся в виде собрания во всех населенных пунктах муниципального образования.

Во всех нормативных правовых актах данного типа не описана процедура инициирования публичных слушаний населением, процедура проведения собраний. Подробно говорится о форме протокола, процедуре его ведения и заполнения.

Тип 2 подтип Б

Публичные слушания проводятся только по заочной процедуре. По мнению автора, подобный подтип не является формой проведения публичных слушаний, т.к. в нем нет процесса обсуждения.

Тип 3

Публичные слушания проводятся в 3 формах:

  1. Слушания по проектам муниципальных правовых актов в постоянных комитетах при представительном органе или администрации муниципального образования с участием представителей общественности;

  2. Массовое обсуждение населением проектов муниципальных правовых актов;

  3. Рассмотрение на заседании представительного органа, администрации муниципального образования проектов муниципальных правовых актов с участием представителей общественности муниципального образования.

Перечень выносимых на слушания вопросов открыт. Процедура инициирования публичных слушаний населением не описана. В 1 форме публичные слушания имеется пункт, согласно которому: «…определяется предварительный состав участников. При наличии свободных мест иным заинтересованным лицам не может быть отказано в участии в слушаниях, как минимум 15 заинтересованным лицам…». Данный подход ограничивает возможности участия граждан в публичных слушаниях.

Особенностью 2 формы является возможность обсуждения вынесенного нормативного правового акта на собраниях общественных объединений, жителей города, в средствах массовой информации. Данная форма не может быть отнесена к формам проведения публичных слушаний, т.к. отсутствует вторая сторона, с которой должно происходить обсуждение – представители органов власти муниципального образования.

В 3 форме публичные слушания это заседание представительного органа и администрации на которых рассматриваются проекты муниципальных нормативных правовых актов. Для участия населения в заседаниях необходимо направить письменное извещение о своем желании. По мнению автора, данная форма так же не может быть формой публичных слушаний, т.к. является текущей деятельность администрации и представительного органа. Заседания представительного органа являются открытыми, и представители общественности могут принимать в них участие без письменного извещения. В положении, регулирующем проведение публичных слушаний, не указано в каких случаях и как определяется форма их проведения.

^ Выводы и рекомендации

В целом ряде актов заявлена возможность инициирования публичных слушаний населением, но процедура не описана, что делает данную норму неработающей.

Для инициирования публичных слушаний населением в ряде нормативных правовых актах установлена норма, при которой необходимо собрать 3% подписей от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом. В городах это процент, в перерасчете на количество, составляет более 2500 подписей, которые собрать практически невозможно.

Одним из важных разделов документа является описание процедуры проведения заседания. Подробно она описана лишь в нескольких нормативных правовых актах. Отсутствие четко определенной процедуры дает возможность для манипулирования процессом слушаний, как представителям органов власти, так и населения.

В нормативных правовых актах, в которых описана процедура инициирования публичных слушаний населением, представлены разные подходы к определению источников их финансирования. В ряде актов оно осуществляется за счет муниципалитета, в других за счет инициаторов, в некоторых оговорен перечень вопросов, по которым финансирование осуществляется за счет администрации или физических и юридических лиц. На взгляд автора, источником финансирования публичных слушаний по проекту устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав; проекта местного бюджета и отчета о его исполнении; проектов планов и программ развития муниципального образования, проекты планировки территорий; вопросам о преобразовании муниципального образования - должны быть средства бюджета. Так как на публичных слушаниях могут обсуждаться только вопросы, относящиеся к компетенции органов власти, на выполнение ее полномочий средства должны закладываться в бюджете муниципального образования.

В ряде нормативных правовых актах предусмотрены ограничения по участию населения в публичных слушаниях. Органами власти определяется состав участников, вводятся ограничения по наличию свободных мест: «Во всяком случае, не может быть отказано в участии в слушаниях как минимум пятнадцати заинтересованным лицам. При наличии свободных мест заинтересованным лицам не может быть отказано в участии в заседании». Количество участников подгоняется под помещение, а не на оборот. Если население изъявило желание принять участие в обсуждении, органы власти должны предпринять все усилия для обеспечения участия всех желающих.

Во многих нормативных правовых актах делаются ссылки на другие акты, регламентирующие отдельные нормы, что делает прочтение и понимание норм затруднительным для граждан. Например: «Протокол публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для опубликования муниципальных правовых актов». Для того чтобы понять содержание данной нормы, необходимо найти еще целый ряд документов и соответствующие разделы в них.

Ни в одном из проанализированных актов не прописана процедура донесения до населения информации об итогах рассмотрения рекомендаций публичных слушаний, принятия по ним решений органами местного самоуправления.

В связи с тем, что в № 131-ФЗ не определены формы проведения публичных слушаний, в ряде нормативных правовых актах представлены такие формы, в которых отсутствует процедура совместного обсуждения населением и органами власти обязательных вопросов. По мнению органов власти подобный подход требует меньших организационных, временных затрат, но он противоречит самой идеи публичных слушаний и в таком варианте делает их бесполезными.

Публичные слушания - новый институт, призванный содействовать диалогу органов власти и населения. Возможности их влияния на социально-политическую ситуацию достаточно велики. Публичные слушания обеспечивают учет интересов, мнений и настроений населения и отдельных социальных групп, привлечение к выработке решения интеллектуальных и информационных ресурсов местного сообщества, перераспределение ответственности за последствия принятых решений, возможность выбора оптимального решения из множественности предлагаемых альтернатив, повышение доверия к местным властям и улучшение социально- психологического климата в местном сообществе, возможность активизации населения и привлечения его ресурсов в реализацию принятого решения.

Однако в целом ряде принятых нормативных актах заложены такие нормы, которые не могут обеспечить данные возможности. Это делает публичные слушания в ряде муниципалитетов очередной обязательной формальной процедурой. Для изменения ситуации необходимо, прежде всего, внести изменения в данные акты и в практику их применения.

Рекомендации по результатам проведенного исследования:
^

Органам власти муниципальных образований:


  • провести анализ действующих нормативных правовых актов с привлечением представителей некоммерческих организаций, населения, внести по результатам такого анализа необходимые изменения;

  • организовать информирование населения о формах участия в местном самоуправлении, вовлекать граждан в его осуществление.
^

Самарской Губернской Думе:


  • провести обсуждение норм нормативных правовых актов, регламентирующих формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на совместном заседании Общественного Совета при Самарской Губернской Думе и Совета представительных органов городских округов и муниципальных образований в Самарской области;

  • провести круглый стол с юристами представительных органов местного самоуправления Самарской области;

  • создать библиотеку лучших нормативных правовых актов, регламентирующих в муниципальных образованиях формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с нормами главы 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
^

Представителям гражданского общества, ресурсным организациям Самарской области:


  • провести широкое информирование населения о новых возможностях участия населения в осуществлении местного самоуправления;

  • довести информацию о возможностях публичных слушаний и необходимости участия в них.

^ Возможности реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальных образованиях Самарской области

В соответствии с п. 2 ст. 1 федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов местного значения осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления определены в главе 5 названного выше закона 131-ФЗ. В частности, статья 26 закона даёт право инициативным группам граждан выступать с правотворческой инициативой. При этом порядок и минимальная численность инициативной группы устанавливаться нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Таким образом, в каждом муниципальном образовании Самарской области целесообразно разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие данные вопросы. Установленная этими актами процедура правотворческой инициативы определяет, каковы возможности реализации правотворческой инициативы граждан в муниципалитетах Самарской области. Именно посредством анализа нормативных правовых актов можно выяснить, созданы ли в муниципальном образовании условия для реализации правотворческой инициативы, либо такие условия фактически отсутствуют даже при наличии специального нормативного акта.

Наиболее важными факторами, которые существенно влияют на возможность граждан воспользоваться предоставленным им федеральным законом правом на правотворческую инициативу, являются:

    • разумность установленной численности инициативной группы;

    • разумность требований к составу документов, которые должны представляться вместе с правотворческой инициативой;

Наличие или отсутствие реальной возможности граждан реализовать своё право на правотворческую инициативу прямо зависит от того, как определяются эти нормы в каждом муниципальном образовании.

Для выявления и анализа норм, обеспечивающих участие населения в правотворческой деятельности, были использованы следующие нормативные правовые акты :

  1. Решение Думы г.о. Новокуйбышевск «Об утверждении порядка внесения и рассмотрения нормативных правовых актов субъектом права правотворческой инициативы»

  2. Постановление Собрания представителей Похвистневского района «О порядке внесения в Собрание представителей района проектов нормативных правовых актов»

  3. Решение Чапаевской Городской Думы «Об утверждении порядка внесения в Чапаевскую Городскую Думу проектов муниципальных правовых актов»

  4. Положение «О порядке внесения в представительный орган муниципального района Кошкинский проектов нормативных правовых актов»

  5. Постановление Отрадненской Городской Думы «Об утверждении положения о правотворческой инициативе граждан»

  6. Решение Собрания представителей Шигонского района об утверждении положения "О правотворческой инициативе граждан"

  7. Постановление Сызранской Городской Думы о положении "О правотворческой инициативе граждан в городе Сызрани"

  8. Решение Думы городского округа Тольятти о Положении «О правотворческой инициативе граждан в городском округе Тольятти»

Данные акты были взяты из справочной правовой системы «Консультант Плюс» и сайта Самарской Губернской Думы. На сайтах администраций и представительных органов муниципальных образований Самарской области данные акты не представлены.

Рассмотренные 8 актов представляют 2 типа документов: 1 тип -непосредственно регулируют правотворческую инициативу граждан, 2 тип - регулируют порядок внесения и рассмотрения нормативных правовых актов субъектами правотворческой инициативы. В актах первого типа правотворческая инициатива граждан описана конкретно и подробно, в актах второго типа этому посвящен лишь один раздел, который описывает процедуру в общих чертах.

В рассматриваемых актах минимальная численность инициативной группы граждан должна составлять: в Похвистневском, Кошкинском р-не – не менее 3%, в ГО Отрадный - не менее 2%, в ГО Чапаевск – 0,3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом. Таким образом, с учётом численности избирателей инициативная группа должна собрать подписей в Похвистневском р-не - около 400, в ГО Отрадный - 1500, в ГО Чапаевск - 700! Названные документы относятся к группе нормативных правовых актов, создающих наибольшие трудности в реализации права граждан через установление высокой численности подписей в поддержку правотворческой инициативы.

В ГО Новокуйбышевск, Тольятти, Сызрань инициативная группа должна состоять из 10 человек и собрать 100 подписей, что существенно упрощает задачу инициативной группы. Наконец, в Шигонском р-не 10 человек могут стать инициаторами правотворческой инициативы.

К составу пакета документов, которые должны прилагаться вместе с проектом муниципального правового акта, в различных муниципальных образованиях предъявляются разные по трудности в практической реализации требования. В нормативных правовых актах ГО Тольятти, Сызрань, Шигорском р-не установлены сравнительно доступные для реализации гражданами требования, а именно, необходимо представить:

1) проект муниципального правового акта;

2) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;

3) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта муниципального правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);

4) протокол собрания, на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы;

5) список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефонов членов группы;

6) итоговый протокол инициативной группы о результатах сбора подписей, в котором указывается общее количество собранных подписей, и пронумерованные и сброшюрованные подписные листы;

7) сопроводительное письмо, в котором должны быть указаны лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения Думой или мэром правотворческой инициативы, в том числе докладчик по проекту муниципального правового акта из числа уполномоченных представителей инициативной группы.

В муниципальных образованиях Новокуйбышевск, Отрадный, Чапаевск, Похвистнево инициативная группа граждан вместе с текстом проекта должна представить:

а) пояснительную записку;

б) справку о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

в) перечень муниципальных правовых актов, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие данного муниципального правового акта;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) перечень муниципальных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного проекта, если реализация проекта требует принятия муниципальных правовых актов;

е) заключение о проведении лингвистической экспертизы проекта на предмет соответствия орфографическим, пунктуационным и стилистическим нормам русского языка.

Все пункты, кроме «а» в перечне требований создают для инициативных групп граждан непреодолимые трудности, поскольку в настоящее время не обеспечен свободный доступ населения к действующим нормативным правовым актам муниципального образования.

В результате исследования, возможностей реализации правотворческой инициативы граждан, можно сделать ряд выводов. В ряде муниципальных образованиях Самарской области созданы барьеры, которые фактически лишают граждан права на правотворческую инициативу. А именно, ни в одном из муниципальных образований данные нормативные правовые акты не размещены на официальных сайтах органов власти, что делает их поиск затруднительным для граждан, лишает их доступной возможности к информации. В Похвистневский р-не, ГО Отрадный, ГО Чапаевск для внесения правотворческой инициативы необходимо собрать от 300 до 1500 подписей граждан, обладающих активным избирательным правом в поддержку данной инициативы, что в практической деятельности неосуществимо. Таким образом, большое количество подписей в поддержку инициативы в указанных случаях имеет исключительно ограничительный для граждан характер и не направлено на повышение качества правотворческой инициативы.

Представительные органы нескольких муниципальных образований установили невыполнимые для граждан требования к составу сопроводительных документов к проекту нормативного акта. Неоправданными с точки зрения реальных возможностей инициативной группы являются требования предоставлять с текстом проекта справку о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечень муниципальных правовых актов, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие данного муниципального правового акта; финансово-экономическое обоснование; перечень муниципальных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного проекта, если реализация проекта требует принятия муниципальных правовых актов; заключение о проведении лингвистической экспертизы проекта на предмет соответствия орфографическим, пунктуационным и стилистическим нормам русского языка. Данные требования определяют необходимость чрезмерных материальных, организационных и временных затрат со стороны граждан.

Нормативный правовой акт ГО Тольятти создает гражданам оптимальные возможности для реализации права нормотворческой инициативы. Это определяется следующими факторами: минимальным количеством инициативной группы и числа подписей, необходимых для поддержки инициативы; требованиями к пакету документов для внесения в орган местного самоуправления; четкостью описания процедур по сбору подписей, проверки их достоверности, рассмотрения инициативы и принятия решения по ее поводу органами местного самоуправления.

Очевидно, что необходимо вносить поправки в некоторые муниципальные правовые акты с целью улучшить возможности граждан для реализации права на правотворческую инициативу, установленного федеральным законодательством. Представляется целесообразным:

  1. в муниципальных образованиях, где правотворческая инициатива граждан регулируется в рамках общего порядка внесения и рассмотрения нормативных правовых актов субъектом права правотворческой инициативы, принять отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие правотворческую инициативу граждан, утвердив в них подробную, понятную и доступную для выполнения процедуру;

  2. сокращать минимальную численность инициативной группы и обозначать ее не в процентном соотношении, а в абсолютных цифрах;

  3. минимизировать требования к составу документов, которые необходимо представлять вместе с проектом муниципального нормативного правового акта.

Для этого необходимо инициировать внесение соответствующих поправок субъектами права, перечень которых установлен, как правило, уставами муниципальных образований. Обычно к их числу относятся: депутаты, группы депутатов, выборные должностные лица местного самоуправления.

Чтобы осуществить требования 131-ФЗ по участию населения в осуществлении местного самоуправления, прежде всего, необходимо предоставить открытый доступ граждан к нормативным правовым актам регламентирующих формы этого участия, разместив их на сайтах представительных органов муниципальных образований.

В 77 статье Устава Самарской области правом законодательной инициативы наделены региональные общественные объединениям, однако за все годы действия данной нормы было инициировано лишь несколько инициатив. В связи с этим не следует опасаться, что доступные нормы для инициирования правотворческих актов гражданами значительно увеличат объем работы органов местной власти. Правотворческую инициативу населения необходимо поощрять. Если она проявляется, значит, у жителей есть желание участвовать в самоуправлении, наравне с муниципальной властью нести ответственность за положение дел в своих населенных пунктах.


Похожие:

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconРоссийскаяфедераци я федеральныйзако н об антикоррупционной экспертизе...
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов...
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconЗакон от 17. 07. 2009 n 172-фз (ред от 21. 11. 2011) "Об антикоррупционной...
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconПравила организации и проведения публичных слушаний в муниципальном районе «Красненский район»
Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов муниципального района «Красненский район» (далее...
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconЗаконопроект №204033-5
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconПорядок обжалования муниципальных правовых актов
В соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования село Гофицкое Петровского района Ставропольского края в систему муниципальных...
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconЗаконом Самарской области от 12. 05. 2005 №109-гд «Об архивном деле в Самарской области»
««Организация исполнения социально-правовых запросов граждан Российской Федерации»
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconПеречень мероприятий муниципальной программы
Анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, Республики Башкортостан, регламентирующих деятельность субъектов малого и...
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconПриказ № Положение о правилах приема граждан в муниципальное бюджетное...
«Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения», Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconРешение от “29” июня 2007г. №17 о порядке организации и проведения...
Утвердить Порядок организации и проведения публичных слушаний в Муниципальном образовании «Яковлевский район» (прилагается)
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение публичных слушаний, правотворческую инициативу граждан в муниципальных образованиях Самарской области iconРешение №10 «17» сентября 2013 г. Об утверждении Положения о порядке...
Утвердить Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории Натальинского муниципального образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница