Древнее Двуречье




НазваниеДревнее Двуречье
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Тема: Древнее Двуречье
Дата проведения «__» ______ 2012 г.
Цель урока.

  • Сравнить природные и климатические условия и занятия жителей Древнего Двуречья (Месопотамии), Древнего Египта;

  • Ознакомить обучающихся с местоположением на карте Древнего Двуречья;

  • Продолжить формирование умений анализировать прочитанный текст, работать по тексту учебника, делать выводы, развивать навыки работы с исторической картой;

  • Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, к самовоспитанию и самоконтролю, развитию силы воли.

^ Понятие и термины: Передняя Азия, Междуречье (Месопотамия) клинопись, шумеры.

Оборудование карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье»

Ход урока.

Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Выяснение отсутствующих ( доклад дежурного по классу).

  3. Работа с кл журналом

  4. Объявление плана проведения урока.

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

^ 2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

А ещё на путешествие у нас не так много времени, нам его с вами нужно беречь. Поэтому хранителем времени у нас будет Шухрат. Он будет нам напоминать о том, что время приближается к окончанию. Когда в древности спрашивали, сколько времени прошло, то они отвечали, сколько песка утекло. Поэтому у хранителя времени будут песочные часы. Получите их, пожалуйста.

^ 3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

  1. Царь Древнего Египта. (Фараон)

  2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

  3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

  4. Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

  5. На каком материке находится Египет? (Африка)

  6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.(Приложение 1)

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

^ Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

План изучений нового материала

1. Природа и климатические условия, географическое положение Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья

3. Письменность и религия древних жителей Двуречья.
1. Изучение первого вопроса плана.

Работа с классом. Первой учебной задачей является выяснение местоположения Двуречье. Используя настенную карту, учитель предлагает совершить путешествие из Египта на Восток. Медленно двигая указку по настенной карте, на стыке Африки и Азии учитель делает остановку, предлагая учащимся назвать эти две части света.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.

Вопросы классу:

Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Получив ответ, учитель продолжает движение на северо-восток, минуя Палестину и Сирию, останавливается и говорит, что учащиеся достигли страны, называемой Междуречьем или Двуречьем.

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

1) Определите, используя карту, почему эта страна получила такое название и как, на ваш взгляд, правильнее называть эту страну: Двуречье или Междуречье? Почему?

2) Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр т Евфрат? ( Турция, Сирия, Ирак)

3)Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат? ( обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив)

4)Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? ( Местность делится как бы на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет)

Работа в тетради.

Ш Словарная работа. (Приложение 2)

Двуречье – Междуречье, Месопотамия — страна, расположенная в Передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

Физкультминутка.

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

Объяснение учителя. Итог первого вопроса

Природные условия Двуречья очень похожи на природу Древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы, плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса, строительного камня).

Вопрос классу: Какому занятию благоприятствовала природа Древнего Двуречья?

^ 2. Изучение второго вопроса плана.

Работа с классом. Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие.

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Работа с документом (Приложение 3) запись в дневник путешественника.
Итог учителя по второму вопросу. Разливы Тигра и Евфрата не такие как разливы Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населяющие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей. Земледельцы жили в древнем Двуречье с глубочайшей древности, ещё в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в одно и тоже время, что и в долине Нила – более 5 тысяч лет назад

3. Изучение третьего вопроса плана.

^ Следующий вопрос мы начнём с решения исторической задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов

- Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью)

Словарная работа.

Клинопись — вид письма древнего Двуречья.

Объяснение учителя.

Несмотря на отсутствие в Двуречье строевого леса и камня, здесь строились и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их строили из больших глиняных кирпичей. Глина самый распространённый материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб. Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. На холмах Двуречья среди обломков глиняной посуды и кирпичей находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливали на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья — клинопись.

- Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

- А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

^ Самостоятельная работа с текстом учебника п.3 стр.64

Беседа по прочитанному

- Каким богам преклонялись жители Двуречья? ( В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях)

- Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие природные явления, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам)

- Какую роль играли жрецы в Двуречье? ( Они были служителями храмов, могли общаться с богами)

4 Вывод учителя.

^ 5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

^ Выполнение теста. (5 минут)

Помощники собирают папки с документами.

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

^ Ответы уч-ся.

6. Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание.

Параграф 13 с.63-66, читать, отвечать на вопросы.

составить рассказ от имени ученика школы Древнего Двуречья.

Итог урока. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.





Похожие:

Древнее Двуречье iconПраздник Крещения Господня один из самых древних праздников христианской...
Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» —...
Древнее Двуречье iconМоу теченская сош районная научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»
Венчание молодоженов проходило в древнем Татевского монастыре. Молодожены и гости добирались до него горными дорогами 5 часов. С...
Древнее Двуречье iconНеизвестное о пророчестве Святого Малахия
Иоанна Павла ІІ на католический престол Ватикана в мае 2005 года воссел новый папа римский Бенедикт XVI. По странной "случайности"...
Древнее Двуречье icon«Экспресс – типография» + «Экспресс-издательство» Директор издательства...
Опт. 135 руб. Истоки Амура Древнее темя Азии так назвали это место люди. Природа подарила нам поразительное богатство ландшафтов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница