Система контроля знаний и умений учащихся по информатике




НазваниеСистема контроля знаний и умений учащихся по информатике
страница1/6
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
МБОУ Абанская СОШ №4 им.В.С.Богуцкого

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

(элективный курс: Информационные технологии)

5-6 класс

Разработчик: Бобкова Ю.В.

2012-2013

ПОЯСНЕНИЕ

Планирование элективного курса «Информатика и ИКТ» рассчитано на 18 часов (1 час в неделю в 5-6 классах). Предполагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует примерной программе «Информатика и ИКТ» базовый уровень.

Одной из главных задач в работе  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках. Особенно это очень сложно на факультативных и элективных занятиях. Необходимо учитывать, что контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения факультатива. Он должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно «обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике. Для этого используются различные формы и методы контроля. (см. таблицу 1) .

Прежде чем проводить текущий, рубежный или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы. В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе

  • Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

  • Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии

  • Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов).

  • Форматирование документа. Форматирование абзацев

  • Гипертекст.

  • Электронные таблицы. Типы и формат данных

  • Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции

  • Контрольное занятие по теме: «Информационные технологии»


В распоряжении учителя должны быть дидактические материалы, обеспечивающие загрузку учеников как на минимально-обязательном (репродуктивном) уровне, так и на втором - продуктивном уровне обучения. Содержание практических заданий для продуктивного уровня должно отличаться от заданий первой ступени. Однако это отличие должно быть небольшим. При разных условиях заданий, их типы должны быть одинаковыми. Эти задания выполняются учениками методом «по аналогии», т.е. при новом содержании применяются те же самые технологические средства и методы, что использовались при выполнении заданий первого уровня. Некоторые, наиболее «продвинутые» ученики могут успевать выполнять задания второго уровня непосредственно на уроках. В таком случае и уровень оценки их работы должен быть выше.

Наконец, задания третьей ступени ориентируются на формирование креативного (творческого) уровня обученности. Это могут быть комплексные задания, небольшие проекты, КОЗы. Формулировка таких заданий носит более общий характер, менее детализована, чем формулировка заданий первых двух уровней. Их выполнение потребует от учеников принятия самостоятельных решений по уточнению условий задания, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств для его выполнения. При выполнении заданий такого уровня можно говорить о формировании ИКТ-компетентности. Следовательно, ИКТ-компетентность – это есть достигнутый учеником креативный уровень обученности информатике. К сожалению, достижение такого результата для всех учащихся не представляется возможным. По этой причине, учитель должен реально планировать разные цели для разных учеников, в зависимости от их индивидуальных возможностей (при этом ни в коем случае не объявлять публично «потолок» каждого ученика).

Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме.

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Для этого разработана система разбалловки в каждом задании, ученик без труда может выбрать то, на что он «способен» (например см. практическая работа №1 ).

Для оценки знаний и умений используется рейтинговая система оценивания, так как рейтинговая система является качественно новым уровнем организации преподавания в школе и использование рейтинговой технологии позволяет: повысить объективность оценки усвоения знаний, навыков и умений за счет эффективной системы контроля и применения рейтингового принципа оценивания; формировать у учащихся навыки самообразования, мобильность знаний, активность в учебной деятельности. (см. приложение 1)

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

^ Таблица 1

Целевая и организационная модели системы контроля




п/п



Тема


^ Цель контроля


Форма контроля

опрос

Пр.р, УЭ


^ Круглый стол

Тестирование

КОЗ

Проект

^ Информационные технологии - 18 часов

1.

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.


  • Выявить степень понимания возможностей представления графической информации в различных форматах и особенностей форматов графических файлов, использующих различные алгоритмы сжатия графических данных.

  • Проверить уровень понимания сущности и особенности растрового и векторного способов представления графической информации;

  • Выявить уровень сформированности умений отличать векторную графику от растровой, преимуществами и недостатками каждой графики.





+
+


+






+







2.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

  • Выявить уровень сформированности знаний учащихся о способах применения компьютерной презентации

  • Выявить уровень умений создавать информационные объекты сложной структуры, слайды, изменять настройки слайдов, делать анимацию текста и графики, вставлять в презентацию звук и видеоклип.

+


+











+


3.

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов).


  • Проверить уровень умений учащихся создавать информационные объекты сложной структуры и сохранять их в различных форматах текстовых файлов

  • Выявить уровень умений оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники и умений работать самостоятельно



+



+









+




4.

Форматирование документа. Форматирование абзацев

  • Проверить уровень усвоения основными операциями форматирования документов и навыки работы по форматированию документов






+







+




5.

Гипертекст.


  • Выявить уровень понимания учащимися просматривать, редактировать, форматировать, сохранять информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы

  • Проверить умения создавать гипертекстовые документы



+














+

6.

Электронные таблицы. Типы и формат данных

  • Выявить уровень понимания основных понятий: электронная таблица, ячейка, типы данных, абсолютные и относительные ссылки и др.

  • Выявить уровень понимания важности знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий обработки текстовой информации.


+


+









+




7.

Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции.


  • Выявить уровень понимания понятия «абсолютная адресация», отличать абсолютный адрес ячейки от относительного, использования мастера функций

  • Проверить умения решения задач в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации



+






+







8.

Контрольное занятие по теме: «Информационные технологии»

  • Проверить уровень умений учащихся по созданию и редактированию текстовых документов и электронных таблиц, а так же понимания структуры сложных текстовых документов










+

+





Приложение 1

^ РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задача

Данная система позволяет получить:

  • возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

  • возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

  • дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);

  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;

  • повысить объективность оценки знаний;

Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки.

  • Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

  • Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.;

Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написания рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает на факультативных занятиях, когда учебу школьники начинают рассматривать, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

     Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, конкуренция.  
Из опыта:   Три года назад мне предложили вести факультативные занятия в 5-6 классах, я обрадовалась, первые уроки информатики, первые впечатления, новые идеи, но при проведении первых уроков я столкнулась с такой проблемой как оценивание ребят, ведь на факультативах не предусмотрены итоговые оценки или зачет, а как проконтролировать учет знаний? Ведь дети только и работают, чтоб получать хорошие отметки! Я задумалась и решила разработать свою систему контроля знаний и умений и склонилась к рейтинговой системе оценивания. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому используются различные формы диагностики - контролирующей работы на уроке, в котором учитываются уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. Ввела итоговый контроль, который реализовывается через КОЗы (Компетентностно – ориентированные задания).(См КИМ -КОЗы)

В работе хочется отметить, как разработан банк контрольно- измерительных материалов. (Приложение2) Очень интересные практические задания, разработанные тесты в Microsoft Office Excel (конечно, можно было бы разработать тесты в более современной программе, но по этой теме как раз проходим электронные таблицы, получается и сразу закрепляем) так же были апробированы мной, результат так же «положительный».

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет в работе разбалловка по каждому заданию, по уровням усвоения знаний учеников. Можно с легкостью составить рейтинг. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование, что важно как для ученика, так и для учителя. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяют, как мне кажется, оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.


Напрашивается вопрос, а зачем, если все равно отметка не выставляется? Ответ: В конце изучения факультатива я сделала сертификаты в которых и прописано, что этот ученик прошел обучение по теме «Информационные технологии» на «Отлично, хорошо или удовлет». В общем то документ ни о чем, но дети только и стремятся получить те самые баллы и набрать дополнительные, для того чтоб получить сертификат об окончании школы информатика!


Документ об окончании курса:


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconБогуцкого Бобкова Юлия Валерьевна
Рейтинговая система оценивания система знаний и умений учащихся по информатике посредством формирования икт-компетентности учителя...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconП о ложение об организации рейтингового контроля знаний учащихся мбоу сош с. Бахтыбаево
Для реализации поставленной задачи используются все виды инновационного обучения, одним из которых является рейтинговая система контроля...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconУрок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс
Отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по теме, повторение номенклатуры
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconУрок 38. Итоговый урок по теме «Русская равнина»
Тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconСистема контроля и оценки знаний
За основу взята балльно-рейтинговая система Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий,...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям
Ебников и методических пособий, учителя информатики могут предло­жить собственный подход в части структурирования учебного материала,...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям
Бников и методических пособий, учителя информатики могут предло­жить собственный подход в части структурирования учебного материала,...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconИнформационная система для организации самостоятельного изучения...

Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconТема урока : Решение простейших тригонометрических уравнений
...
Система контроля знаний и умений учащихся по информатике iconПоложение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций...
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница